Interested Article - Психопомп

Барка Харона и переправа в мир иной на фреске Луки Джордано

Психопо́мп ( др.-греч. ψυχοπομπός — «проводник душ»), также психаго́г ( ψυχαγωγός — «ведущий души» ) — первоначально: проводник душ умерших в подземное царство мёртвых в древнегреческой мифологии; «Психопомп» чаще всего употреблялось как прозвище ( эпиклеса ) бога Гермеса .

Роль психопомпа, проводника душ умерших в загробный мир , существует во многих религиях. В качестве психопомпа могут выступать духи предков, сверхъестественные существа, часто в образе животных или птиц, божества, ангелы, обладающие особыми способностями люди. Так, в разных видах шаманизма функция проводника душ в загробный мир — одна из основных для шамана .

Психопомп в аналитической психологии Юнга — психический фактор, который является посредником между сознанием и сферой бессознательного . Психопомп символически олицетворяется во снах в виде мудрого старца или старухи, а иногда и в качестве животного-помощника, например Серого волка .

Описание

Роль проводника — не свершение суда над умершим, а предоставление безопасного прохода .

Психопомпом может быть не только сверхъестественное существо в образе животного или птицы, но и животное, которое после принесения в жертву во время похоронного обряда должно помочь добраться до загробного мира, например — конь .

В шаманизме роль психопомпа может включать в себя не только сопровождение души умершего на тот свет, но и возвращение оттуда похищенной души заболевшего; а также помощь при зачатии или рождении, введение души ребёнка в мир.

При сопровождение души умершего целью психопомпа может быть не только помощь духу умершего, но и защита от него живых (алтайские шаманы); как психопомп может рассматриваться и существо, похищающее душу (греческие гарпии , уносящие души в царство мертвых) .

Шаманизм

В шаманизме разных регионов и народов функция проводника душ в загробный (обычно — нижний, подземный) мир, наряду с функцией целителя — одна из основных для шамана , некоторыми исследователями она выделяется как самая главная. Это остается верным даже у народов, у которых многие функции шаманов отошли родовым жрецам . Многие народы Сибири верят, что без помощи шамана душа умершего не сумеет добраться до того света, либо сможет забрать с собой души еще живых членов рода. Согласно нанайскому мифу, шаманы были специально созданы для того чтобы люди могли умирать и переходить в иной мир. Иногда психопомп сопровождает души не по одной, а все души умерших рода за какой-то срок сразу. Сопровождение души умершего в иной мир, как правило, описывается как «волшебный полет» в нижний (либо верхний) мир при помощи подчиненных шаману духов, для чего шаман камланием вводит себя в состояние транса . Это путешествие может считаться опасным для шамана, при наличии такого представления за сопровождение душ берутся только наиболее «сильные» шаманы. У некоторых народов шаман выполняет свою функцию психопомпа не в состоянии транса, а во время сна. Путешествие в иной мир может предприниматься не только для сопровождения души умершего, но и для освобождения и возвращения из иного мира одной из душ больного, похищенной злыми духами (такое похищение считается причиной заболеваний); у некоторых народов — сопровождения из верхнего мира душ для ожидаемых детей; в легендарных случаях (например, в манчжурской «Книге о шаманке Нишань») — для оживления мертвого. Для того, чтобы защитить от злых духов сопровождаемую душу и не дать ей потеряться либо сбежать по дороге, шаман может втягивать чужую душу в себя или прятать ее в специально предназначенные для этого вместилища; так, в костюм нанайского шамана входил набор мешочков для душ .

Греческая мифология

Гермес на картине А. Хиреми-Хиршля «Души на берегах Ахерона »

По наиболее старым древнегреческим мифам, зафиксированными, в частности, у Гомера , бог смерти , верховный бог подземного царства, Аид сам сторожил своё царство; души сами добирались до царства мертвых разными путями, и чтобы душе попасть внутрь, требовалось похоронить тело; но Аид мог забрать душу умершего на своей колеснице. В архаический период (VIII—VI века до н. э.) концепция загробной жизни сильно изменилась. В это время возник образ покровителя путешественников Гермеса , указывающего путь странникам, как психопомпа, новой функцией которого становится сопровождение душ умерших в Аид. По этой роли Гермес получил прозвище ( эпиклесу ) «Психопомп». В классический период (V—IV вв. до н. э.), представление о роли Гермеса-психопомпа усложняется. С распространением некромантии , помимо сопровождения души умершего в Аид, ему приписывается помощь душе для временного возврата к жизни, и в целом роль посредника между миром живых и миром мертвых. Одновременно с представлением о Гермесе-психопомпе, существовало представление о Аиде, загоняющем своим жезлом тени умерших (см. у Пиндара Olymp. 9, 35) .

Различные мистические секты, в частности, орфики , для помощи душе на длинном и изобилующем препятствиями пути, предлагали своим посвященным своеобразный путеводитель по загробному путешествию, с подробными инструкциями; функцию психопомпа, таким образом, переходила к тексту.

Хотя Гермес назывался единственным богом, который может спуститься в подземный мир и вернуться оттуда , в представлении древних греков функции помощи и сопровождения мертвых выполняли и другие божества.

В диалоге « Федон » ( ) Платон рассказывает, что в царство мертвых ведет множество трудных дорог, отчего душе и нужен проводник; и после смерти, дух-покровитель каждого человека, даймон , сопровождает душу умершего на суд, после которого уже другие проводники отводят ее в Аид. При этом души преступников не могут найти себе проводника, а души праведников получают в спутники и проводники богов.

В качестве психопомпа упоминались Аполлон , и перевозчик душ умерших через реку Харон , образ которого возник позднее Гермеса-психопомпа . В качестве психопомпов выступали также Геката , Морфей и Танатос [ источник не указан 776 дней ] .

Представления Древней Греции о загробном мире и посмертном путешествии души, образы Гермеса-психопомпа и перевозчика мертвых Харона повлияли на этрусков и Древний Рим , а через римских авторов — на средневековую европейскую культуру .

Психопомпом именовался также вызывающий тени умерших, а само вызывание умерших называлось психопомпией .

В других религиях

В египетском пантеоне роль психопомпа выполняли Анубис ; а также Гор и Нейт [ источник не указан 754 дня ] . В Шумеро-аккадской мифологии Намтар [ источник не указан 754 дня ] . В индуизме Агни и Пушан [ источник не указан 754 дня ] . В японской мифологии Эмма [ источник не указан 754 дня ] .

В римской мифологии психопомпом выступал аналог Гермеса Меркурий .

В исламе эта роль принадлежит ангелу смерти Азраилу [ источник не указан 754 дня ] .

Зороастризм

В древних дозороастрийских верованиях иранских народов бог Вайу помогал благочестивым душам перейти через мост, ведущий в рай .

В Гате «Уштаваити» ( Ясна 46) рассказывается, что Зороастр лично поведет праведников через Мост Чинват в рай, а вступившие без его помощи на мост грешники навечно окажутся в аду. Это представление о Зороастре, как психопомпе на границе двух миров, земного и загробного, рассматривается исследователями как восходящий к индоевропейской культурной общности пережиток шаманских элементов древнеиранских дозороастрийских верований .

В Видевдат 19:28-29 описывается, что на третий день после смерти души благочестивых умерших переводит через Мост Чинват в рай прекрасная дева, сопровождаемая собаками; души лживых она ввергает во тьму. Согласно толкованиям, эта дева — даэна , олицетворение веры (совести) человека; согласно другим толкованиям, даэна является как прекрасная дева к праведникам, или в образе безобразной старухи, если человек грешен. Возможно, даэна в ее функции сопровождающей души стала основой образа исламской гурии — спутницы праведных .

Митра в зороастризме свойственны функции посредника, поскольку он занимает середину между Ормаздом и Ариманом ; он отождествляется с Аша , который связан с притязаниями верующего на вечное благо. [ источник не указан 762 дня ]

Также функции психопомпа приписываются . [ источник не указан 762 дня ]

Иудаизм

В иудаизме не сложилось единого представления о роли психопомпа и о том, кто именно ее исполняет. Разные еврейские богословы приписывали помощь душам умерших разным фигурам еврейской мифологии и по-разному описывали ее. Так, в средневековом аггадическом сочинении рассказывается, что ангел ночи , который в Талмуде описывается как ангел зачатия, сопровождающий каждую душу в этот мир, сопровождает ее и обратно. В сочинении IX-го века Пирке де рабби Элиэзер рассказывается, что пророк Илия на том свете приветствует души праведных у входных врат. Согласно трактату Берешит Рабба , роль привратника выполняет праотец Авраам , при этом он помещается у входа в Геенну для того, чтобы помешать душам евреев спускаться в нее . Связываются с ролью психопомпа и ангел Михаэль и ангел Габриэль [ источник не указан 769 дней ] .

Германо-скандинавская мифология

Павших в бою героев уносят на крылатых конях в небесный чертог Вальхаллу воинственные девы- валькирии , они же прислуживают воинам за столом в чертогах . Валькирии могут как выполнять приказы верховного бога Одина , так и самостоятельно решать, кто из воинов достоин попасть в Вальхаллу. Также как психопомпы могут рассматриваться Бальдр и сам Один [ источник не указан 754 дня ] .

Христианство

Коренящаяся в греко-римском представлении о загробном мире идея о посмертном путешествии души, как изобилующем сложностями и опасностями, и о необходимости помощника и проводника в таком путешествии, хорошо отражены у множества ранних христианских авторов. В качестве таких проводников, небесных психопомпов, выступали ангелы ; это представление отражено в Новом Завете ( Лук. ) и в литургических текстах, в частности — в заупокойной мессе .

Функции психопомпа, сопровождающего души праведников после смерти, в христианстве приписываются также Архангелу Михаилу , особенно в апокрифической литературе, в Византии — в «Житиях святых» . В средневековой иконографии распространен сюжет Архангела Михаила, помогающего отлетающей от тела душе, и защищающего душу умершего от дьявола . В качестве психопомпа рассматривается и Святой Петр , как страж райских ворот .

В литературе

Примечания

  1. // Реальный словарь классических древностей
  2. . Симпосий Συμπόσιον . Дата обращения: 8 января 2022. 8 января 2022 года.
  3. К. Королев. Психопомп // Энциклопедия сверхъестественных существ. — М. : ЭКСМО, 2005. — С. 116.
  4. М. Корш, П. Гиро. Психопомп // Краткий словарь античности. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 185.
  5. В.Н. Басилов . Психопомп // Религиозные верования. — М. : Наука, 1993. — Т. вып. 5. — С. 179. — (Свод этнографических понятий и терминов). — ISBN 5-02-009722-5 .
  6. John Morreall, Tamara Sonn. The Religion Toolkit: A Complete Guide to Religious Studies. — Wiley-Blackwell, 2011. — С. 279. — ISBN 1405182466 .
  7. Geoffrey Dennis. // The Encyclopedia of Jewish Myth, Magic and Mysticism. — Llewellyn Publications, 2007. — С. 643. — ISBN 0738709050 .
  8. В.В. Зеленский. Психопомп // Толковый словарь по аналитической психологии. — 3-е изд.. — М. : Когито Центр, 2008. — С. 108. — ISBN 978 5 89353 234 0 .
  9. Fernando Coimbra. : [ 29 января 2022 ] // Arnava. — 2017. — Т. VI, № 1. — С. 84—98.
  10. , с. 136—141.
  11. , с. 20—22.
  12. David Williams. Deformed Discourse: The Function of the Monster in Medieval Thought and Literature. — University of Exeter Press, 1996. — С. 195.
  13. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  14. В.Н. Басилов . Шаманство // Религиозные верования. — М. : Наука, 1993. — Т. вып. 5. — С. 221. — (Свод этнографических понятий и терминов). — ISBN 5-02-009722-5 .
  15. , с. 18—22.
  16. , с. 181—182.
  17. . Симпосий Συμπόσιον . Дата обращения: 8 января 2022. 8 января 2022 года.
  18. Ю.С.Обидина. // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — Т. 1, № 4. — С. 31—36.
  19. , p. 6.
  20. , p. 6—7.
  21. , p. 13—15.
  22. . Симпосий Συμπόσιον . Дата обращения: 8 января 2022. 8 января 2022 года.
  23. М. Л. Гаспаров , С. С. Аверинцев . Поэтика древнеримской литературы. — Наука, 1989. — С. 114.
  24. А. В. Запорожченко. // Вестник Новосибирского государственного университета. — 2010. — Т. 9, № 4. — С. 47—50.
  25. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XX : « Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь Иверия ». — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-036-3 .
  26. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-052-3 .
  27. Darrell D. Hannah. Michael as Psychopomp // Michael and Christ: Michael Traditions and Angel Christology in Early Christianity. — Abm Komers, 1999. — С. 46.
  28. , p. 22—26.
  29. Leontakianakou Irini. A post-Byzantine creation: The archangel Michael triumphant and psychopomp // Zograf. — 2009. — № 33. — С. 145—158.
  30. Ф. Арьес . Перемещение души // Человек перед лицом смерти. — М. : Прогресс-Академия, 1992. — С. 219—220.
  31. Thomas D Hill. The Cross as Psychopomp // Anglia - Zeitschrift für englische Philologie. — 2010. — Т. 128, № 1. — С. 21—27.

См. также

Литература

  • В.Н. Басилов . Избранники духов. — Политизат, 1984.
  • Е. А. Торчинов . Шаманское камлание. Путешествия в иные миры // Путь запредельного. Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб. : Пальмира, 2017. — 542 с. — ISBN 978-5-521-00292-4 .
  • Grabka G. // Traditio. — 1953. — Vol. 9. — P. 1—43. — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Психопомп