Interested Article - Мифологическая школа

Эта статья о мифологической теории происхождения христианства. О мифологической школе в этнографии и фольклористике см. Мифологическая школа (этнография) .
Н. Н. Ге . Что есть истина?

Мифологическая школа теория происхождения христианства , направление в историографии христианства, а также в христологии — отрицает реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривает его исключительно как факт мифологии . Большинство библеистов , в том числе атеистических, признают историческое существование Иисуса .

Идейные основы теории

Выделяют три основных аргумента мифологической школы:

Представители школы оперируют преимущественно сравнительно-этнографическим методом .

История

Сомнения в историчности Иисуса Христа появились в эпоху Просвещения вследствие критического изучения Евангелия. Зарождение теории связывают с именами двух французских философов : Дюпюи (1742—1809) и Вольнеем (1757—1820) . Дюпюи объяснял мифологические и религиозные представления как астрономические аллегории и отрицал историчность Иисуса, считая его мифологическим образом Солнца . Согласно Вольнею, образ Иисуса своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов .

В XIX веке немецкий философ и теолог , радикальный представитель Тюбингенской школы Давид Штраус (1808 − 1874) сыграл большую роль в развитии отрицательной библейской критики (и мифологической теории, хотя сам историчность Иисуса не отрицал). В книге «Жизнь Иисуса» (1860) рассматривает Евангелия как результат мифотворчества . С точки зрения Штрауса, Иисус как историческая личность имеет мало общего с мифологическим Христом веры .

Теолог и сторонник мифологической теории Бруно Бауэр (1809—1882) воспринял аргументы Штрауса и дал более радикальную критику Евангелий. В Евангелиях Бауэр не видит доказательств исторической достоверности, по его мнению, христианством были заимствованы эллинские элементы .

В XX веке получили известность работы представителей мифологической школы (англ.) , (англ.) , Артура Древса и других.

В XX — начале XXI вв. аргументы в пользу неисторичности Иисуса высказывают такие американские и британские историки и филологи, как Джордж Альберт Уэллс ( англ. George Albert Wells ) , Эрл Доэрти ( англ. Earl Doherty ) , Д. М. Мёрдок (Acharya S), Тимоти Фрик ( англ. Timothy Freke ) и Питер Гэнди ( англ. Peter Gandy ) , такие теологи, как Роберт Прайс ( англ. Robert M. Price ) и Томас Томпсон ( англ. Thomas L. Thompson ) , математик и логик Бертран Рассел , а также писатели и учёные, представляющие движение « Новый атеизм »: этолог Ричард Докинз , физик Виктор Стенджер и др.

Советская мифологическая школа

Ещё Ленин в директивной статье 1922 года «О значении воинствующего материализма» прямо указывал на необходимость «союза с „древсами“» . На Первом съезде безбожников (1925 год) Е. М. Ярославский и другие партийные идеологи потребовали отказа от «исторической школы», которую характеризовали как уступку классовому врагу . II Всесоюзный съезд воинствующих безбожников (1929 год) закрепил победу мифологистов.

С этого момента мифологическая школа была объявлена единственно верной и официальной точкой зрения советской исторической науки . Среди советских историков религии заметными представителями мифологической школы были И. А. Крывелёв и А. Б. Ранович . Все ранние упоминания христиан считались позднейшими вставками, палестинское происхождение христианства отрицалось, идеологию христианства возводили к древним культам солнечных богов . Партийную линию поддерживали журнал « Безбожник у станка » и два массовых издательства: «Атеист» и «Безбожник». Осенью 1930 года на дискуссии в Институте философии при Коммунистической академии мифологисты даже попытались опровергнуть историчность пророка Мохаммеда , но успеха не имели .

Смерть Сталина , находка кумранских рукописей и других манускриптов способствовали практическому отмиранию советской мифологической школы .

Критика

Выступления в печати представителей мифологической школы вызвали появление обширной апологетической литературы. В основном богословии данная теория является предметом рассмотрения историческо-философской апологетики .

Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс в сочинении «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», отмечая ценный вклад Бауэра в разрешение вопроса об историческом происхождении христианства, указал на то, что в работе ему препятствовал идеализм немецкого философа, вследствие чего «фраза заменяет у него часто в решающем месте существо дела» . Там же Энгельс критически оценил подход Штрауса, заметив, что пользуясь его концепцией, каждый может в евангельских рассказах считать исторически достоверным всё, что ему угодно .

Французский писатель и философ-экзистенционалист Альбер Камю , в своём эссе « Бунтующий человек » высказал мнение, что отрицая историю Христа, безбожники укрепляют позиции сурового Бога Ветхого завета .

Согласно мнению британского теолога (англ.) ( англ. Herbert George Wood ) (1879—1963), у данной теории имеются методологические проблемы:

«…Диалектический процесс, посредством которого теория „Христос — миф“ дискредитирует себя, основан на том простом факте, что вы не можете доказать эту теорию без неправильного обращения с фактами» .

Британский теолог , библеист и епископ из Вестминстерского аббатства Том Райт уподобил сторонников мифологической теории профессиональному астроному, рассуждающему на тему «создана ли Луна из сыра» . Другой британский теолог и проповедник методистской церкви Джеймс Данн характеризует идею о мифичности Христа как «совершенно мёртвый тезис» .

Аргументы в пользу как исторического, так и мифологического происхождения Иисуса высказывают исследователи новозаветных текстов и раннехристианской истории, опираясь на имеющиеся в распоряжении науки сведения, но в настоящее время большая часть религиоведов и теологов разделяет мнение представителей исторической школы .

Восприятие в обществе

По данным исследования, проведённого Церковью Англии , 40% англичан не верят, что Иисус был реальным человеком. При этом 25% опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет считают его мифическим либо выдуманным персонажем.

В художественной литературе и публицистике

Одним из первых ответов на мифологическую теорию Дюпюи был памфлет французского учёного и писателя Жана Батиста Переса «Почему Наполеона никогда не существовало» . Брошюра была издана анонимно в 1827 году, пользовалась большим успехом и была переведена на множество языков. Сатира Переса представляет собой пародию на сочинения мифологистов — используя точно те же аргументы, что и в их трудах, Перес доказывает, что Наполеон — это миф, а его царствование — аллегорический вымысел . Вероятно, Перес не знал, что несколько ранее ту же идею и с той же целью реализовал архиепископ Ирландии Ричард Уотли , шуточная книга которого «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» ( англ. Historic Doubts relative to Napoleon Bonaparte, a jeu d'ésprit ) вышла в 1819 году .

В романе М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита » высмеивается убеждённый сторонник мифологической школы Михаил Берлиоз , которого даже дьявол не смог убедить в реальном существовании Иисуса .

См. также

Комментарии

  1. Агностик Барт Эрман писал: "Он, разумеется, существовал, с этим согласен практически каждый компетентный антиковед, независимо от того, христианин он или нехристианин. B. Ehrman, 2011 Forged : writing in the name of God ISBN 978-0-06-207863-6


Примечания

  1. Иисус Христос // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Минск: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  2. — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  3. Мифологическая теория происхождения христианства // Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.
  4. Mark Allan Powell. (англ.) . — (англ.) , 1998. — P. 168. — ISBN 978-0-664-25703-3 .
  5. James L. Houlden. (англ.) . — ABC-CLIO , 2003. — ISBN 978-1-57607-856-3 .
  6. Robert E. Van Voorst. (англ.) . — (англ.) , 2000. — P. 14. — ISBN 978-0-8028-4368-5 .
  7. Price, Robert M. «Jesus at the Vanishing Point» in James K. Beilby & Paul Rhodes Eddy (eds.) The Historical Jesus: Five Views. InterVarsity, 2009. pp. 62-64, 75
  8. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Лениздат , 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=6
  9. Schweitzer, Albert. The Quest of the Historical Jesus. Fortress, 2001
  10. Дюпюи Шарль Франсуа // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. Овсиенко Ф. Г. — статья из Новой философской энциклопедии : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин . — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  12. Штраус // Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002
  13. Крывелев И. А. от 6 сентября 2016 на Wayback Machine . — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
  14. Давид Фридрих Штраус. от 11 августа 2011 на Wayback Machine . — М.: Республика , 1992.
  15. Гараджа В. И. Давид Фридрих // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин . — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  16. Гараджа В. И. Бауэр Бруно // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин . — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  17. См., напр., кн.: Wells G.A. The Jesus Myth. — Open Court, 1998. — 350 p. ISBN 0-8126-9392-2
  18. См., напр., кн.: The Jesus Puzzle: Did Christianity Begin with a Mythical Christ?. Ottawa: Age of Reason Publications. 2005 [1999]. ISBN 0-9689259-1-X .
  19. См., напр., их совместную работу: Freke T., Gandy P. The Laughing Jesus: Religious Lies and Gnostic Wisdom. — Three Rivers Press, 2006. — 272 p. ISBN 978-1400082797
  20. См., напр., его кн.: Price R.M. Deconstructing Jesus. — Prometheus Books, 2000. — 284 p. ISBN 1-57392-758-9
  21. Thompson T. L. The Messiah myth: the Near Eastern roots of Jesus and David. — Basic Books, 2005. — ISBN 0465085776 .
  22. «Исторически вообще весьма сомнительно, существовал ли когда-либо Христос; если же он существовал, то о нём мы ничего не знаем» ( Рассел Б. [lib.ru/FILOSOF/RASSEL/whyiamno.txt Почему я не христианин]. — М. , 1958. )
  23. Дождикова Н. А. // Нева . — 2009. — №  7 . 3 ноября 2012 года.
  24. , с. 266—271.
  25. , с. 9.
  26. Ковалёв С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.
  27. Осипов А. И. от 6 сентября 2011 на Wayback Machine
  28. Энгельс Ф. от 4 августа 2008 на Wayback Machine , апрель 1882 года
  29. Зенон Косидовский .[lib.ru/HRISTIAN/KOSIDOWSKIJ/ewandelisty.txt Сказания евангелистов]
  30. «Бунтующий человек» // История философии: Энциклопедия / под ред. А. А. Грицанова . — Минск: Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий)
  31. Альбер Камю . Бунтующий человек , 1951
  32. Wood, Herbert George. . — Cambridge: Cambridge University Press , 1934. — С. 54. — ISBN 9781001439921 .
  33. Wright, N. T. Jesus' Self Understanding // (англ.) / Davis, Stephen T.; Kendall, Daniel; O’Collins, Gerald. — Oxford: Oxford University Press , 2004. — P. 48. — ISBN 978-0199275779 . P. 48.
  34. J. G. D. Dunn, The Christ and the Spirit, Volume I: Christology , (Eerdmans / T & T Clark, 1998). — P.191.
  35. См., напр.: Powell, Mark Allan. (англ.) . — Louisville, Ky.: (англ.) , 1998. — P. 168. — ISBN 978-0-664-25703-3 . ; Weaver, Walter P. (англ.) . — Harrisburg, Pa.: T&T Clark , 1999. — P. 71. — ISBN 978-1-56338-280-2 . ; (англ.) . (англ.) . — Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans, 2000. — P. 16. — ISBN 978-0-8028-4368-5 . ; Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков , М. П. Новиков . Основы религиоведения. — М. : Высшая школа, 1994. — 368 с.
  36. . BBC News (31 октября 2015). Дата обращения: 11 января 2017. 7 февраля 2017 года.
  37. Дата обращения: 28 апреля 2020. 4 октября 2020 года.
  38. Александр Мень . от 20 октября 2018 на Wayback Machine // Библиологический словарь, 2002.
  39. Albert Sonnenfeld , , Yale French Studies , No. 26, 1960, pp. 32-36.
  40. . Дата обращения: 22 марта 2013. 13 ноября 2012 года.
  41. . Дата обращения: 22 марта 2013. 28 ноября 2012 года.

Литература

  • Мень А. В. . История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 7. . М., 1991-92.
  • Древс А. Миф о Христе / Пер с нем. Т. — . М. , 1923—24.
  • Ельницкий Л. А. // Альманах «Прометей». Т. 7. М.: Молодая гвардия , 1969.
  • Крывелёв И. А. М., 1969.
  • Лучшев Е. М. Антирелигиозная пропаганда в СССР: 1917-1941. — СПб. : Информационно-техническое агентство Ритм, 2016. — 364 с. — ISBN 978-5-9906045-1-3 .
  • Ранович А. Б. М.: Политиздат, 1990, 480 стр. Серия: Библиотека атеистической литературы. ISBN 5-250-00773-2 .
    • Свенцицкая И. С. . // В книге: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства.
  • Штраус Д. Жизнь Иисуса / Пер. с нем. Кн. 1—2. Лейпциг— СПб. , 1907.

Ссылки

Источник —

Same as Мифологическая школа