Interested Article - Ресентимент

Немецкий философ Макс Шелер развил идеи Ницше о ресентименте в книге «Ресентимент в структуре морали»

Ресентиме́нт ( фр. ressentiment / rəsɑ̃timɑ̃ / «негодование, злопамятность, озлобление») — в философии , чувство враждебности к тому, кого субъект считает причиной своих неудач («врагом»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе» . Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей , которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создаёт образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

Происхождение понятия

Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мысли этого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ . Ресентимент, по Ницше, деятельно проявляет себя в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности…» , — этими словами, собственно, и вводится понятие ресентимента .

Датский философ Серен Кьеркегор называл французским ressentiment злобу посредственностей на тех, кто отваживается выделяться из толпы (прежде всего, конечно, на самого Кьеркегора) .

Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь . Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.

В политике

Теорию ресентимента как политической эмоции разработал Макс Шелер , в работе 1913 года. Он полагал, что социальное неравенство неминуемо порождает раздражение «низших классов» на «высшие». Это чувство естественное, но подавляемое, поскольку считается, что завидовать нехорошо и неприлично. Но этому чувству время от времени можно (и нужно) давать выход — например, при помощи критических статей в прессе или дискуссий в парламенте. В итоге «высшим» иногда приходится идти на уступки: повышать рабочим зарплаты или, скажем, не сверкать перед ними лишний раз бриллиантами. Если у людей «из низов» есть возможность на что-то повлиять (или хотя бы правдоподобная иллюзия, что такая возможность существует) — они верят в систему. В том числе и в провозглашаемые ценности свободы, справедливости и тому подобного .

Ресентимент — очень опасное и деструктивное чувство. Оно нередко выражается в яростном желании что-нибудь разрушить или кого-нибудь убить. Разрушительная энергия ресентимента может быть направлена как на субъекта, так и вовне. Историк Владимир Булдаков в книге «Красная смута» описывает революцию 1917 года и Гражданскую войну в России именно как массовый прорыв ресентимента (хотя тоже не пользуется этим термином) .

Ресентимент в политике имеет сходство с реваншизмом , однако реваншизм — это эмоции гнева, устремлённые в будущее и в своем роде оптимистичные .

Черты ресентимента в политике отмечают в действиях России при Путине , Турции при Эрдогане и Китая .

В литературе

Среди ярких выразителей ресентимента в русской литературе — герой « Записок из подполья », Раскольников и Смердяков у Достоевского ; Шариков из « Собачьего сердца » .

Макс Шелер в 1913 году писал о русской литературе :

Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета

Примечания

  1. «Словарь иностранных слов». Комлев Н. Г., 2006.
  2. Ницше Ф. К генеалогии морали. //Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 424.
  3. Апресян Р. Г. от 29 октября 2013 на Wayback Machine // Этическая мысль. Вып. 2 / Отв. ред. А. А. Гусейнова . — М.: ИФРАН , 2001. — С. 27—40.
  4. . Meduza . Дата обращения: 17 января 2024.
  5. Farago, Jason (2023-05-25). . The New York Times (англ.) . 0362-4331 . Дата обращения: 17 января 2024 .
  6. Harry G. Gelber. (англ.) // Opium, Soldiers and Evangelicals: England’s 1840–42 War with China and its Aftermath / Harry G. Gelber. — London: Palgrave Macmillan UK, 2004. — P. 187–202 . — ISBN 978-0-230-00070-4 . — doi : .
  7. Бачинин В. А. от 23 января 2021 на Wayback Machine // Человек. 2011. № 4.
  8. Матвеев П. Е. от 9 января 2021 на Wayback Machine .
  9. . proza.ru . Дата обращения: 7 декабря 2022. 7 декабря 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ресентимент