История христианства
- 1 year ago
- 0
- 0
Исто́рия ра́ннего христиа́нства — период от зарождения христианства среди многочисленных иудейских сект примерно в 30-е годы I века н. э. в Палестине и до Первого Вселенского собора в Никее в 325 году.
За 300 лет христианство превратилось в доминирующую религию в Римской империи и стало важнейшим фактором формирования средневековой европейской цивилизации .
Эта тема включает в себя языческий и иудейский религиозный и философский контекст раннего христианства, деятельность Иисуса Христа и апостолов , христианство на рубеже I—II веков, взаимоотношения с римским государством и обществом, развитие вероучения во II—III веках и в итоге признание христианства при императоре Константине .
История раннего христианства — это в первую очередь история идей, а не людей, государств или народов, поэтому она оставляет большое пространство для интерпретаций .
Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма времён Второго Храма , сам Иисус Христос и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи, а также греки и римляне воспринимали их в качестве одной из многочисленных существовавших в то время иудейских сект .
Источниками современных знаний об этом периоде являются сочинения авторов иудейской традиции ( Филона Александрийского , Иосифа Флавия и кумранских текстов ), а также римских историков и критиков новой религии ( Тацит , Цельс , Порфирий ) . Как утверждает Андрей Десницкий , римские историки практически не описывают события периода зарождения христианства, поскольку на этом этапе они не влияли на жизнь империи. Христиане начинают упоминаться в исторических документах конца I — начала II веков .
В иудаизме кроме официального религиозного служения в Храме , важную роль также играли пророки , претендующие на то, что они передают Божественное откровение от Бога , как и Моисей , который непосредственно общался с Богом у неопалимой купины и на вершине Синая . В иудаизме периода Второго Храма авторитет библейских пророков был очень высоким, и зарождение христианства многие исследователи связывают с направлением в иудаизме, для которого важное значение имели мессианские библейские пророчества и сверхъестественные проявления харизмы религиозных проповедников (пророков) . Еврейский мессианизм предсказывал приход «помазанного» лидера из Дома Давида , чтобы восстановить Божье правление в Израиле ( Царствие Божие ) вместо иноземных правителей того времени . Геза Вермеш указывает на ряд таких фигур последних веков ветхозаветной эпохи и в период появления Христа (100 год до н. э. — 100 год н. э.) Иоанн Креститель был одним их таких пророков и Иисус рассматривался его последователем . Учёные считают вероятным связь Иоанна с кумранской общиной , которая считается одной из предшественниц первых христианских общин .
В том, что касается самого Иисуса, то его историчность является предметом многочисленных дискуссий. Большинство историков сходится во мнении, что по крайней мере два эпизода его жизни, крещение его Иоанном Крестителем и распятие Понтием Пилатом , являются историческими. Относительно других эпизодов среди исследователей нет консенсуса и они рассматриваются в той или иной степени легендарными . Неполнота источников не позволяет полноценно установить подробности жизни Иисуса, однако даёт возможность реконструкции существования раннехристианских общин . При этом следует учитывать, что информация эта в основном написана самими христианами .
После крещения Иисус проповедовал по разным источникам от года до трёх лет в основном в Галилее в мелких городках и рыбацких посёлках в окрестностях Тибериады . После появления в Иерусалиме он был осуждён там сначала религиозным судом синедриона , а затем приговорён к распятию римским прокуратором Понтием Пилатом .
Первые последователи Иисуса утверждали, что на третий день после его смерти Иисус воскрес из мёртвых и на протяжении сорока дней являлся своим ученикам. Воскресение Иисуса в христианстве дало толчок к проведению активной миссионерской деятельности, распятие и воскресение Иисуса при этом рассматривалось как исполнение библейских пророчеств о Мессии .
Традиционно период от смерти Иисуса до смерти последнего из двенадцати апостолов называется «Апостольским веком», в честь миссионерской деятельности апостолов.
Апостол Павел был фарисеем , который преследовал первых еврейских христиан. Он принял учение Христа примерно в 33—36 годах и начал проповедовать среди язычников, что вызвало непонимание и возмущение в иудейской среде. В Иерусалиме существовала раннехристианская община, которую возглавляли Иаков , Пётр и Иоанн .
Важным событием времён апостолов был собор в Иерусалиме , на котором о необходимости обрезания для обращённых в христианство язычников и необходимость соблюдения ими всех заповедей иудаизма . Принятое на соборе в 50-м году решение о том, что на уверовавших язычников эти требования не распространяются , стало одним из первых шагов для выделения христианства из иудаизма в отдельную религию .
Апостолы продолжали распространять новую религию по языческому миру и основывали церкви в городах Римской империи, а согласно христианской традиции, и в некоторых соседних странах. Позже апостолы Пётр и Павел были замучены в Риме , столице Римской империи, согласно христианским преданиям остальные апостолы тоже в разное время были убиты за проповедь христианства. Последним апостолом был Иоанн, умерший примерно в 100-м году.
Согласно книге Деяния святых апостолов (11:26), термин «христианин» ( Χριστιανός ) впервые был использован по отношению к ученикам Иисуса в городе Антиохии , что означает «последователи Христа», нееврейскими жителями Антиохии . Самое раннее зарегистрированное использование термина «христианство» ( Χριστιανισμός ) было сделано Игнатием Антиохийским примерно в 100-м году нашей эры .
Во II и III веках оформилось отмежевание христианства от своих иудейских истоков, христианство и иудаизм начали восприниматься уже как различные религии (в отличие от восприятия христианства в качестве иудейской секты). К концу II века произошло явное неприятие тогдашнего иудаизма и еврейской культуры с растущим объёмом антииудейской литературы, и иудеохристианство стало считаться ересью . В частности в « Послании Варнавы » утверждается, что евреи не ищут подлинный духовный смысл Закона и трактуют его буквально . Разрыв с богословской традицией иудаизма часть авторов рассматривают как победу учения Павла в христианском богословии, при этом некоторые исследователи считают учение апостола Павла чем-то существенно отличным от первоначального христианства (см. паулианство ), но эта точка зрения отвергается в ортодоксальном христианском богословии.
Доникейский период был очень разнообразным. Многие вариации этой эпохи не поддаются чёткой классификации, поскольку различные формы христианства взаимодействовали по-разному. Одним из вариантов была прото ортодоксия , которая стала международной «Великой Церковью» под патронажем апостольских мужей . Это была богословская традиция Павла, которая придавала большое значение смерти Иисуса как спасению человечества и описывала Иисуса как Бога, пришедшего на Землю. Достаточно распространённым в то время было гностическое христианство , которое фактически являлось синкретическим учением, сочетавшим идеи христианства с философскими идеями. В гностицизме придавалось большое значение мудрости Иисуса, а Иисуса описывали чаще всего как человека, ставшего божественным через знание.
В то время как иудейская христианская церковь была сосредоточена в Иерусалиме в I веке, христианство в среде язычников стало децентрализованным во II веке. В этот период проводились различные местные и провинциальные соборы древних церквей, решения которых встречали разную степень принятия различными христианскими группами. Основными фигурами второго века, которые позже были объявлены развивающейся протоортодоксией еретиками , были Маркион , Валентин и Монтан .
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. По мере распространения христианства началась эпоха гонений и в то же время открытого распространения христианства до признания его равноправной религией Константином Великим, с подразделением её на:
В первые 2 века христианской истории законов против христиан не принималось, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей. В восточных провинциях империи христиан не отличали от иудеев и отношение властей зависело от того усматривалась ли угроза общественному порядку в конкретных проповедниках . К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи.
Гонения в западной части империи продолжались до 305 года, в восточной — до 311 года.
По оценкам Родни Старка , число христиан росло примерно на 40% за десятилетие в течение I и II веков (в среднем 3,42% в год) .
Год | Количество христиан | % населения империи |
---|---|---|
40 | 1000 | 0,0017 |
50 | 1400 | 0,0023 |
100 | 7530 | 0,0126 |
150 | 40496 | 0,07 |
200 | 217795 | 0,36 |
250 | 1171356 | 1,9 |
300 | 6299832 | 10,5 |
350 | 33882008 | 56,5 |