Мемуаристы русского зарубежья
- 1 year ago
- 0
- 0
Литерату́ра ру́сского зарубе́жья — ветвь русской литературы , возникшая после 1917 года за пределами Советской России и СССР .
Литература русского зарубежья делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции:
Социальные и культурные обстоятельства каждой волны оказывали непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и её жанров .
После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом «вторую Россию» . Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов ) и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа . В этот период значительная часть русской интеллигенции (философы, писатели, художники) эмигрировали или были высланы из страны . Одна из наиболее известных акций по высылке интеллигенции вошла в историю под названием « Философский пароход ».
Расселение представителей русской эмиграции происходило вокруг следующих основных центров: Константинополь , София , Прага , Берлин , Париж , Харбин , Шанхай . Эмигранты уезжали также в Латинскую Америку , Канаду , Польшу , Югославию , Скандинавию , США .
Жители Финляндии , Западной Украины и прибалтийских государств оказались в положении эмигрантов, не меняя места жительства. Там тоже образовались заметные очаги русской культуры .
Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» ( И. Бунин , Д. Мережковский ), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции ( Г. Иванов , « Парижская нота »), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции ( В. В. Набоков , Г. Газданов ).
Непосредственно в эмиграции вне Российской империи сформировались писатели (эмигрировали в детстве или ранней молодости): Г. Газданов, В. В. Набоков, Б. Поплавский , Н. Н. Берберова , Л. Зуров , Г. Кузнецова , В. Варшавский , В. А. Смоленский , Ю. Фельзен , В. С. Яновский , И. Кнорринг , М. Д. Каратеев и др. Признанием русской зарубежной литературы стало присуждение Нобелевской премии И. Бунину за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер» (10.12.1933).
В конце Второй мировой войны началась вторая волна эмиграции , которая уже не отличалась такой массовостью, как первая . Значительная её часть состояла из так называемых «перемещённых лиц» («ди-пи») . Большая часть эмигрировала в Германию и США . Так, с 1941 по 1950 год в США прибыло 548 тыс. русских эмигрантов . Оказавшиеся в тяжёлых условиях эмиграции поэты и писатели посвящали немалую часть своего творчества теме войны, плена, большевистского террора . В отличие от советских авторов, героями новоприбывших эмигрантов становились люди, не нашедшие места в советской жизни: интеллигенты, не принимавшие жестокости тоталитарного режима; крестьяне, разочаровавшиеся в коллективной действительности; репрессированные граждане СССР. Среди эмигрировавших авторов — Д. Кленовский , В. Синкевич , Б. Ширяев , Н. Моршен , Н. Нароков , одним из наиболее видных поэтов второй волны критиками считается И. Елагин .
Некоторые исследователи относят ко второй волне эмиграции Ю. Иваска , И. Чиннова , Б. Нарциссова , живших в 1920—1930-х годах в прибалтийских государствах, находившихся на окраине литературной жизни русского зарубежья.
Третья волна эмиграции связана в большей степени с поколением « шестидесятников » и их не оправдавшимися надеждами на перемены после « хрущёвской оттепели » . После посещения Н. С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничений свобод . В 1966 году позволили выехать из страны В. Тарсису , которого затем лишили гражданства. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США , Францию , Германию , Израиль .
Представители третьей волны отличались от «старой эмиграции», часто были склонны к авангарду , постмодернизму , находясь под впечатлением не русской классики, а модной в 1960-х годах американской и латиноамериканской литературы, произведений М. Цветаевой , Б. Пастернака , А. Платонова . Среди крупных представителей третьей волны — Саша Соколов , Э. Лимонов , И. Бродский , С. Довлатов , В. Аксёнов , Г. Владимов , В. Войнович , А. Зиновьев , Ю. Мамлеев , А. Синявский , , А. Генис , П. Вайль , К. Кузьминский .
Некоторые исследователи считают, что работы писателей первой волны эмиграции имеют большее культурное и литературное значение, чем творчество авторов второй и третьей .
В 1990 году был принят закон «О печати и средствах массовой информации», частично снявший причины, породившие явление литературной эмиграции. В связи с этим поднимаемый некоторыми исследователями вопрос о существовании в литературе «четвёртой волны» (1990—2010-е) является спорным .