Копенгагенский лингвистический кружок
- 1 year ago
- 0
- 0
« Антисионистский кружок » — неформальная группа советских публицистов, на профессиональной основе осуществлявших внутриполитическое пропагандистское обоснование проарабской и антиизраильской политики СССР на Ближнем Востоке. Действовала с начала 1960-х годов, наименование получила позднее. Составляла существенную часть движения русских националистов, получившего известность как « русская партия » .
В рамках кружка, среди «своих» было принято акцентировать внимание на своём антисемитизме и «заслугах» в борьбе с конкретными евреями . Информация из книг «антисионистов», без критического осмысления использовалась остальными активистами «русской партии». Большинство «антисионистов» сохраняли внешнюю лояльность к советской власти были готовы считаться с ограничениями советской цензуры , но в частной переписке они не скрывали своей оппозиционности. Пользуясь статусом «лояльных» и легальных литераторов, они имели возможность открыто обращаться с письмами во властные структуры, чтобы обратить их внимание на «происки сионистов». Часто их просьбы удовлетворялись .
Уже в 1963—1964 годах такие деятели, как и Евгений Евсеев перед слушателями Университета молодого марксиста в Москве читали лекции, разоблачающие «сионизм». В 1966—1968 годах Евсеев активно работал с ЦК ВЛКСМ — осуществлял командировочные поездки от отдела пропаганды, проводил консультации издательства « Молодая гвардия » .
Существенным стимулом для развития антисионизма советской пропаганды стала Шестидневная война 1967 года, в результате которой Советским Союзом были разорваны отношения с Израилем, а в среде советских евреев усилилось стремление к возрождению еврейской культуры и выросли эмиграционные настроения .
Наиболее высокопоставленным из «антисионистов» являлся , занимавший должность заведующего сектором Ближнего Востока Международного отдела ЦК КПСС . Милованов часто пользовался своим служебным положением с целью «предупреждения происков сионизма», якобы «по просьбам наших арабских друзей». В некоторых случаях с такими просьбами при помощи аппаратуры правительственной связи он обращался к председателю КГБ Юрию Андропову .
Милованов и близкий к нему референт сектора Ближнего Востока Юрий Иванов консультировались и дружили с такими деятелями, как переводчик и преподаватель Института иностранных языков имени Мориса Тореза Валерий Емельянов , Евгений Евсеев, журналисты А. А. Агарышев и Владимир Большаков . К этому же кругу с конца 1960-х годов принадлежали писатель Валерий Ганичев , историки Сергей Семанов и Аполлон Кузьмин , а также ряд других. В начале 1970-х кружком было начато выполнение объёмного заказа аппарата ЦК КПСС по идеологическому сопровождению кампании против сионизма .
По инициативе Милованова Юрием Ивановым была написана получившая большую популярность среди русских националистов книга «Осторожно: сионизм!» , выпущенная в 1969 году, когда Юрий Иванов курировал в ЦК КПСС Коммунистическую партию Израиля . Все провалы и неудачи СССР автор объясняет через происки всесильного и вездесущего «международного сионизма», «врага всех народов… всех свободолюбивых людей земного шара» . Предположительно аппарат ЦК КПСС признал книгу «установочной», чем может объясняться её издание в 1972—1973 годах на армянском, таджикском и киргизском языках .
Наибольшим интеллектуалом в этой среде считали Евгения Евсеева . Его «научная деятельность» завершилась выпуском в 1978 году в Институте философии АН СССР докторской диссертации «Сионизм в системе антикоммунизма», снабжённой грифом «Для служебного пользования». Евсеев написал также книгу «Фашизм под голубой звездой», изданную в 1971 году в Москве ЦК ВЛКСМ тиражом 75 тыс. экземпляров , и ряд других работ. Монография пользовалась популярностью у членов «русской партии» и вызвала негативную реакцию академических учёных. Некоторое количество экземпляров издания было разослано по обкомам партии . Публикации Евсеева «Фашизм под звездой Давида» в «Комсомольской правде» 1970 года, «Сионизм, идеология и политика» и «Фашизм под голубой звездой» (обе 1971 года) по своей тематике эти тексты стоят близко к « Протоколам сионских мудрецов »: евреи находятся повсюду и обладают всемогуществом . Евсеев, считавшийся родственником секретаря ЦК КПСС по международным вопросам Бориса Пономарева , являлся основным распространителем легенды о «еврейских жёнах» советских руководителей .
Аполлон Кузьмин , видный член «русской партии» , будучи заместителем главного редактора академического журнала « Вопросы истории », курировал «антисионистские» публикации . Кузьмин, Лидия Моджарян , Е. Д. Пырлин и направили в Международный отдел пропаганды ЦК КПСС «Записку» от 30 марта 1974 года, содержащей жалобу на главного редактора « Советиш геймланд » Арона Вергелиса , который на страницах своего журнала осудил книгу Евсеева «Фашизм под голубой звездой» . В 1980-е годы Кузьмин включился в кампанию популяризации литературного творчества Валентина Иванова , одного из участников «Русского клуба», написав объёмное послесловие для массового издания романа Иванова «Повести древних лет», который в 1985 и 1986 годах издавался издательством « Современник » тиражом по 200 000 экземпляров. В 1986 году издательство « Молодая гвардия » переизданием «Руси изначальной» открыло библиотеку-серию «История Отечества в романах, повестях, документах». Издание было снабжено вводными статьями и набором приложений Кузьмина, который рекомендовал это издание своим студентам в качестве учебного пособия. Предисловия демонстрировали собственные воззрения Кузьмина по варяго-русскому вопросу .
Во второй половине 1960-х годов к «антисионистскому кружку» присоединился активист «Русского клуба», писатель и публицист Дмитрий Жуков , ставший известным среди участников «русской партии» преимущественно как автор сценария фильма « Тайное и явное (Цели и деяния сионистов) ». Режиссером фильма был Борис Карпов — другой посетитель «Русского клуба», в числе официальных консультантов — другие антисионистские авторы Евгений Евсеев , Лидия Моджарян , . По информации Сергея Семанова он создавался по заказу КГБ . Этот антисионистский и антисемитский фильм подробно описывает роль «еврейских заговорщиков», по мнению создателей фильма, стоявших за всеми ключевыми событиями XX века. Фильм был снят к 1973 году. В ленте использована нацистская кинохроника. О важности фильма для заказчиков может свидетельствовать то обстоятельство, что авторам для получения материалов было разрешено выехать в три европейские столицы. Государственная приёмка «Тайного и явного» была задержана на год Комитетом по кинематографии , предполагавшим неоднозначную реакцию на фильм. В августе 1973 года один из операторов Центральной студии документальных фильмов, фронтовой знакомый Леонида Брежнева , написал ему письмо, в котором просил предотвратить выход антисемитского фильма. В августе-октябре 1973 года Комитет по кинематографии выдал свои соображения по переработке фильма, которые сделали из ленты «идеологическую жвачку», оставшуюся не замеченной общественностью .
В течение 1970-х — первой половины 1980-х годов кружок «антисионистов» пополнили несколько новых участников, включая минского журналиста , автора документа «Устав нравов» Валерия Скурлатова , переводчика-арабиста Г. В. Рыжикова, историка Льва Корнеева. К этому кругу оказались близки А. Иванов (Скуратов) и Иван Шевцов . Валерий Ганичев одной из своих основных задач на посту директора издательства «Молодая гвардия» считал публикацию и распространение трудов Бегуна, Евсеева, Агарышева и других «антисионистов» . В 1977 году в ЦК КПСС негативно отреагировали на письмо, которое было составлено Евсеевым и послано от имени сына Г. В. Рыжикова о «разгуле сионизма в СССР» .
Из числа этой второй генерации «антисионистского кружка» наиболее известным стал Бегун, написавший книгу «Вторжение без оружия», только в 1978—1979 годах изданную общим тиражом в 250 тысяч экземпляров. Бегун в своей деятельности пользовался поддержкой руководителя Коммунистической партии Белоруссии Петра Машерова . Однако академические «антисионисты» не считали Бегуна своим. Против его «средневековых по форме и содержанию работ» выступили некоторые другие «сионологи», в том числе председателя Постоянной комиссии по координации научной критики сионизма при президиуме Академии наук СССР , академика Михаила Коростовцева . В ноябре 1975 года он направил секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову письмо, где осуждал появление в печати книги Бегуна «Ползучая контрреволюция», которая «под флагом борьбы против сионизма проповедует откровенный антисемитизм». Однако заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС Юрий Скляров в ответе на это письмо использовал заключение специалистов из отдела теории нации и национальных отношений Института марксизма-ленинизма , согласно которому книга Бегуна вполне вписывается в русло ленинской национальной политики .
В 1970-х годах публицистом Львом Корнеевым было написано большое число статей, «разоблачавших» «сионизм», изображая его в качестве оккультного предприятия для получения власти над миром через такие средства, как шпионаж, продажа оружия, организованный террор, организованная преступность, грабёж, систематическое сотрудничество с «реакционными силами», начиная с нацизма и итальянского фашизма и заканчивая американским империалистическим капитализмом. В статье июля 1978 года Корнеев стремится к «разоблачению» «международного сионизма» через сведение его к преступному предприятию, которое вошло в соглашение с нацизмом на базе их идеологической близости, общего «расизма» . В своих публикациях Корнеев ссылался на « Велесову книгу ». Эти радикальные публикации вызвали резкую реакцию общественности. В 1981 году это привело к общественной кампании с требованием возбудить против Корнеева уголовное дело по ст. 74 УК РСФСР (разжигание «национальной розни»), начатой по инициативе Ленинградского филолога И. Ф. Мартынова и незарегистрированной группы по созданию Ленинградского общества изучения еврейской культуры .
В 1979 году в журнале « Москва » за подписью И. Бестужева была опубликована статья, выделявшаяся на фоне обычных «антисионистских» публикаций того времени особенно яркими фальсификациями, в частности, утверждая, что иудаизм проповедует ненависть к неевреям и учит убивать лучших из них .
В 1970-е годы существенной частью деятельности антисионистов и участников «русской партии» Валерия Емельянова , Дмитрия Жукова , Валерия Скурлатова и А. Иванова (Скуратова) стала пропаганда неоязыческого и расистского мировоззрения. К неоязычеству эти авторы пришли через следующее теоретическое построение: поскольку всё, что исходит от евреев по определению является негативным, следовательно и христианство также было создано евреями для порабощения других народов. В качестве противовеса христианству авторы предлагали возврат к «исконной» религии древних славян или праславян, рассматриваемых ими как часть « древних ариев » .
Семён Резник писал, что в 1975 году Емельянову удалось добиться ликвидации масонской символики с посвящённой декабристам выставки. Участник «русской партии» Сергей Семанов в своем дневнике отмечал, что в 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС письмо с протестом против присутствия на выпущенном в оборот юбилейном рубле масонской символики, которую образовывали три перекрещивающихся орбиты спутников. У Емельянова состоялась беседа с секретарем по идеологии Михаилом Зимяниным , в результате чего решением Политбюро ЦК КПСС выпуск монет изъяли из обращения и отправили в переплавку .
В качестве «итогового документа», в наиболее полном виде характеризующего взгляды «антисионистского кружка», Н. А. Митрохин рассматривает программу спецкурса «Критика идеологии сионизма», подготовленную Скурлатовым и официально опубликованную в 1984 году тиражом в 2000 экземпляров . Тезисы программы, как и в 1965 году, в неофашистском «Уставе нравов», описывают идеологию и мифологию русских националистов на данном этапе их истории. Большинство этих тезисов активно используется в русской националистической пропаганде вплоть до настоящего времени .
По мнению Митрохина, длительное существование в среде советских учёных, журналистов-пропагандистов и международников антисионистской группировки было возможным при условии их тесного сотрудничества с партийными и государственными структурами, определявшими идеологическую повестку .