Interested Article - Новый атеизм
- 2020-12-31
- 2
Но́вый атеи́зм ( англ. New atheism ) — условное название системы взглядов ряда учёных, философов и общественных деятелей, в основе которой лежат представление о религии как о болезни современного общества, с которой нужно активно бороться, и опровержение базовых положений религии (например, о существовании бога ) с помощью научного метода .
История
«Новый атеизм» рассматривается как ответ на рост религиозного фундаментализма по всему миру, в частности — на теракты 11 сентября 2001 года в США, совершённые исламистами , и распространение религиозности в США, где влиятельные христианские общины выступают за преподавание в школах креационизма , запрет однополых браков и ограничение исследования стволовых клеток .
В 2005 году публицист Сэм Харрис выпустил книгу « Конец веры », ставшую бестселлером. Её главным предметом было влияние ислама на теракты 11 сентября, однако Харрис видел корень бед не в исламе как таковом, а в природе религии. В 2006 году были изданы « » Харриса, «Разрушение заклятия» философа Дэниела Деннета и « Бог как иллюзия » британского этолога Ричарда Докинза , ставшая одним из главных бестселлеров года в США; в 2007 году — « Бог — не любовь » Кристофера Хитченса и « Бог: неудачная гипотеза » Виктора Стенджера . Эти книги были изданы в крупных издательствах и получили широкое освещение в СМИ . В 2006 году журналист Wired Гэри Вулф объявил о наступлении «нового атеизма» . Докинза, Харриса, Деннета и Хитченса нарекли « четырьмя всадниками » атеизма; это прозвище, первоначально вброшенное противниками «новых» атеистов, прижилось .
Идеи
Докинз и Стенджер рассматривают существование Бога как научную гипотезу , которая может быть проверена стандартными научными методами, в частности фальсифицирована . Оба автора приходят к выводу о том, что существование Бога опровергается логически. Кроме того, все происходящие в мире процессы, в том числе возникновение жизни и работа сознания человека, могут быть объяснены с позиций науки.
«Новые» атеисты рассматривают религию не просто как заблуждение, но как зло, с которым необходимо активно бороться. Как зло они рассматривают и толерантность к религии . Харрис особо отмечал, что опасны не только наиболее агрессивные фундаменталистские формы религии, но и «умеренная» религиозность, являющаяся, по сути, первым шагом к тому же фундаментализму . Соглашаясь с тем, что религия существовала на протяжении человеческой истории в силу объективных причин — когнитивных установок человека, — Харрис утверждает, что человечеству под силу отказаться от религии так же, как оно, с течением истории, отказалось от других устаревших практик, таких, как рабство . Позиция Деннета несколько отличается от абсолютного неприятия религии Харрисом и Докинзом: Деннет допускает существование у человека некоторых априорных установок, которые являются для человека сакральными и принимаются на веру, но распространяет их только на вопросы этики .
Критика
«Новый атеизм» критикуется со стороны христианских богословов. Так, Алистер Макграт издал книгу « Докинз как иллюзия », полностью посвящённую полемике с Докинзом.
«Новых» атеистов упрекают в том, что они не предлагают ничего нового в содержательной критике религии, а их новизна состоит только в агрессивной публичной позиции, кампании в масс-медиа и публикациях в ведущих издательствах .
По мнению католического богослова , «новые» атеисты недостаточно последовательны по сравнению с «классическими» атеистами, такими как Маркс , Камю или Ницше : в то время как атеисты прошлого осознавали, что отмена религии будет началом новой эры, «новые» атеисты, по мнению Хота, «пребывают в заблуждении, что после исчезновения религии можно будет жить по-старому» .
Основные публикации
Ниже приведены некоторые из наиболее существенных книг в области «нового атеизма»:
- « Трактат атеологии » — Мишель Онфре (2005);
- « Бог как иллюзия » — Клинтон Ричард Докинз (2006);
- « Конец веры » — Сэм Харрис (2004);
- « Бог: неудачная гипотеза » — Виктор Стенджер (2007);
- « Бог — не любовь » — Кристофер Эрик Хитченс (2007).
Примечания
- ↑ Hooper, Simon . CNN (9 ноября 2006). Дата обращения: 12 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
- ↑ The Oxford Handbook of the Sociology of Religion / Peter B. Clarke. — Oxford Handbooks Online, 2009. — P. 331. — 848 p. — ISBN 9780199279791 .
- Phil Zuckerman. Atheism and Secularity. — ABC-CLIO, 2009. — P. 13. — 514 p. — ISBN 9780313351822 .
- ↑ Phil Zuckerman. Atheism and Secularity. — ABC-CLIO, 2009. — P. 14. — 514 p. — ISBN 9780313351822 .
- ↑ . . Совет по светскому гуманизму (2010). Дата обращения: 15 октября 2012. 13 декабря 2012 года.
- ↑ Wolf, Gary. // Wired . — 2006. — Вып. 14.11 . 10 декабря 2009 года.
- Phil Zuckerman. Atheism and Secularity. — ABC-CLIO, 2009. — P. 15. — 514 p. — ISBN 9780313351822 .
- Phil Zuckerman. Atheism and Secularity. — ABC-CLIO, 2009. — P. 16. — 514 p. — ISBN 9780313351822 .
Литература
- // НГ-Религии . — 05.03.2014.
- // Религиоведение . — 2014. — № 4 . — С. 101-111 .
- Особенности «нового атеизма» // Религия и общество-8: сборник научных статей / под общ. ред.: В. В. Старостенко , . — Могилёв: МГУ имени А. А. Кулешова , 2014. — С. 164—166.
- // Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX — первой половине XX века. Сборник материалов научной конференции с международным участием / ред. , , . — М. : Эдитус, 2015. — С. 105-112.
- // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. — № 12 (62): в 4-х ч. Ч. IV . — С. 167-171 . — ISSN .
- // Вестник Московского университета . Сер. 7.Философия. — 2015. — № 1 . — С. 107—118 .
- // Религиоведение . — 2015. — № 3 . — С. 77-85 .
- // Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2016. — Вып. 3 (65) . — С. 112–125 .
- / диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14. — М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , 2016. — 123 с. от 5 октября 2016 на Wayback Machine
- Шохин В. К. // Вестник ПСТГУ . Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2016. — Вып. 3 (65) . — С. 149-157 .
- 2020-12-31
- 2