Синопское сражение
- 1 year ago
- 0
- 0
Антисциенти́зм (от др.-греч. ἀντι- — против и лат. scientia — знания) — философско - мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму , заключающаяся в критическом отношении к науке , её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного.
Степень критичности по отношению к науке довольно значительно варьируется в различных видах антисциентизма. Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки как таковой, а против агрессивного сциентизма , абсолютизации науки, гипертрофирования её практических, социальных и познавательных возможностей . С позиций гуманизма антисциентисты подчёркивают необходимость разнообразия человеческого опыта и мировоззрения, не считая возможным принижать значимость отличных от науки видов культурной деятельности человека ( искусства , религии , философии , обыденного сознания и т. д.) . Вместе с тем представители умеренного антисциентизма делают акцент на том, что наука фактически незаменима в вопросах поддержания социального и познавательного прогресса.
Критика науки в целом является отличительной характеристикой радикального антисциентизма, который в своих крайних проявлениях представляет науку как враждебную по отношению к человеческой свободе силу, то есть рассматривает науку с экзистенциалистско - персоналистических позиций (например, Н. А. Бердяев , Л. И. Шестов ) . Критики от радикального антисциентизма особо отмечают неминуемые негативные последствия от использования таких результатов научной деятельности как средства массового уничтожения , ставящие под риск существование самого человечества . Они также обращают внимание на техногенные катастрофы и значительное увеличение экологического воздействия на природу, вызванные техническим и технологическим прогрессом, который требует огромных энергетических затрат для поддержания своего функционирования . Религиозный антисциентизм делает упор на том, что мотивация научного познания должна определяться религиозным мировоззрением .
Антисциентистские тенденции прослеживаются в таких философских школах, как неотомизм , экологизм , экзистенциализм . Постмодернизм , философия жизни , герменевтика и структурализм также содержат элементы антисциентизма. Они подчеркивают ограничения научного познания и исследуют альтернативные способы интерпретации мира и человеческой реальности.
Ранние виды антисциентизма базировались на отличных от науки формах познания, таких как религия, искусство, нравственность. В современном мире антисциентические тенденции возникают также при критическом самоанализе самой науки. В качестве примера можно привести критику науки как «мифа современности» постпозитивистом Полом Фейерабендом .
Некоторые современные варианты антисциентизма обращают внимание на противоречивость научно-технического прогресса, который приводит, с одной стороны, к несомненным успехам, а с другой — влечёт за собой разрушительные последствия. Выдвигается требование, что наука должна нести за это ответственность. Такая разновидность антисциентической критики позволяет оценить роль и возможности науки с различных точек зрения, в том числе подчеркнуть значимость этических аспектов в научной деятельности .