Interested Article - Расстрелянное возрождение

Расстре́лянное возрожде́ние ( укр. Розстріляне відродження ) — обозначение репрессированной украиноязычной интеллектуальной элиты 1920-х — начала 1930-х годов в Украинской ССР .

Происхождение термина

Термин «расстрелянное Возрождение» впервые предложил литературовед , употребив его как название лучших текстов украинской поэзии и прозы 1920—1930-х годов. Под этим названием в 1959 году в Париже под редакцией Лавриненко (с участием Юрия Шевелёва-Шереха и других) вышла антология украинской поэзии и прозы 1917—1933 годов. В неё вошли произведения не только расстрелянных в буквальном смысле слова, но и перешедших к официозной литературе и воспеванию политики СССР ( Павло Тычина , Микола Бажан ), бывших в заключении ( Борис Антоненко-Давидович , Остап Вишня , Максим Рыльский ); многие из них были живы во время составления антологии .

Юрием Лавриненко термин стал применяться с 1944—1945-х годов, но в постоянном обращении начало использоваться после издания в 1959 году одноимённой антологии .

Масштабы репрессий

Начало периода «Расстрелянного возрождения» совпадает с концом политики украинизации УССР , когда в 1933—1936 годах по обвинению в «буржуазном национализме» и якобы участию в антисоветской подпольной организации «Всеукраинский центральный блок» были арестованы: Михаил Яловой , Григорий Косынка , Валерьян Пидмогильный , Николай Кулиш , Евгений Плужник , Валериан Полищук , Павел Филипович , Николай Зеров , Михаил Драй-Хмара , Дмитрий Фальковский , Олесь Досвитный , Олекса Влызько , Гео Шкурупий , Михаил Бойчук и другие. В 1937—1938 годах, в рамках Большого террора , репрессии достигли наивысшего предела.

Знаковым явлением периода «Расстрелянного возрождения» является : Антон Крушельницкий , его дочь и четверо сыновей: , , и .

Кульминацией репрессий «Расстрелянного возрождения» стало 3 ноября 1937 года , когда решением особой тройки НКВД по Ленинградской области в Сандармохе в числе прочих 1116 человек, с формулировкой «Осужденные за к.-р. националистическую, шпионскую и террористическую деятельность на Украине, оставшиеся на прежних позициях, продолжающие к.-р. шпионскую террористическую деятельность, создавшие к.-р. организацию „Всеукраинский центральный блок“» , были расстреляны к тому времени уже отбывающие срок в « СЛОНе »: Антон , и , Лесь Курбас , Николай Кулиш , Матвей Яворский , Владимир Чеховский , Валерьян Подмогильный , Павел Филипович , Валериан Полищук , Клим Полищук , Григорий Эпик , Мирослав Ирчан , Марк Вороной , Михаил Козорис , Олекса Слисаренко , Михаил Яловой и другие — всего свыше ста представителей украинской интеллигенции ( ).

Общее количество представителей «Расстрелянного возрождения» неизвестно, оно может достигать тысяч человек, не считая родственников.

Литературные объединения

Главными литературными объединениями были «Ланка» (позднее « МАРС »), « Плуг », « », « Молодняк », « Союз писателей западной Украины », ЛОКАФ (объединение армии и флота). Самым влиятельным был « Гарт », на основе которого позже была создана ВАПЛИТЕ («Вільна Академія Пролетарської Літератури» ).

Именно ВАПЛИТЕ в лице Миколы Хвылевого начало знаменитую литературную дискуссию 1925-1928 гг. и победила в ней, доказав наличие и необходимость национальной, специфической украинской литературы, ориентированной на Европу, а не на Россию.

Проза и поэзия

Главными опорами новой элиты были бунт, независимость мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своём это были интеллектуалы, имеющий свой особый подход, делающий ставку на личность, а не на массу. За своей «советскостью» они прятали поиски и вопросы.

Прозу этих писателей можно поделить на две части: сюжетная и бессюжетная. В бессюжетных главным было не фраза или слово, а подтекст, «запах слова», как сказал Хвилевой. Стиль сильных чувств и проникновение в суть явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Микола Хвылевой , Юрий Яновский , Андрей Головко , Юлиан Шпол , Олекса Влызько , Лесь Курбас , Микола Кулиш и многие другие.

Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвилевого — разочарование в революции, кричащие противоречия и раздвоение человека того времени. Главный персонаж — человек без имени. а значит, без индивидуальности, без души. Ради идеи революции он убивает свою мать и терзается мыслью: стоила ли революция такой жертвы.

В романе Валерьяна Пидмогильного «Город» («Місто») впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма . Главный герой в желании наслаждения идет от удовлетворения физического до наивысших религиозных потребностей. Однако даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман в простое изложение «общечеловеческой» философии, а творчески осмысляет её в отношении к украинскому национальному мироощущению.

В поэзии самыми интересными являются поиски символистов Александра Олеся и Павла Тычины . В своём сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отразил всю широту любви к украинской природе, духу независимости. Конфликт с советской идеологией поставил перед поэтами выбор: самоубийство ( М. Хвылевой ), репрессии и лагеря ( Б. Антоненко-Давидович , Остап Вишня ), замалчивание ( И. Багряный , В. Домонтович ), эмиграция ( В. Винниченко , Евгений Маланюк ) или написание программных произведений для прославления партии ( Павло Тычина , Микола Бажан ). Большинство деятелей искусства было репрессировано и расстреляно.

Когда в 1947 году Иван Багряный издал за рубежом поэтический сборник «Золотой бумеранг», его вторым названием было «Остатки потерянного, репрессированного и уничтоженного». Произведения сдавались в спецхраны, запрещались, как противоречащие идее социализма. Хотя некоторые функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за рубежом.

Примечания

  1. «Розстріляне відродження» // Літературознавча енциклопедія. — К.: Академія, 2007. — Т. 2. — С. 340.
  2. Рубльов О. С. «Розстріляне відродження» // Енциклопедія історії України. — К.: Наукова думка , 2012. — Т. 9. — С. 266.
  3. «Свободная академия пролетарской литературы»

Литература

  • Архів розстріляного відродження: матеріали архівно-слідчих справ українських письменників 1920—1930-х років / Упор. О. та Л. Ушкалови. — К.: Смолоскип, 2010. — 456 с.
  • Лавріненко Ю. Розстріляне відродження: Антологія 1917—1933. Поезія — проза — драма — есей. Paris, Instytut Literacki, 1959 // К.: Просвіта, 2001. — 794 с.; К.: Смолоскип, 2007. — 976 с. ISBN 978-966-8499-79-1
  • Ленская С. В. Забытая украинская проза 1920-х годов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX—XXI веков: направления и течения. — 2013. — № 2. — С. 118—128.
  • Ленская С. В. Украинская новеллистика «Расстрелянного возрождения»: проблема размывания жанровых границ в малой прозе // Политическая лингвистика. — 2013. — № 1. — С. 164—169.
  • Ленская С. В. Элементы экспрессионистической поэтики в украинской новеллистике 1920-х г. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2014. — № 1. — С. 65—69.
  • «Розстріляне відродження» // Літературознавча енциклопедія. — К.: Академія, 2007. — Т. 2. — С. 340.
  • Рубльов О. С. «Розстріляне відродження» // Енциклопедія історії України. — К.: Наукова думка, 2012. — Т. 9. — С. 265—266.
  • Шестопалова Т. Конструкт історії літератури в науково-критичній думці Ю. Лавріненка // Філологічні семінари. — 2010. — №. 13. — С. 127—133.

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Расстрелянное возрождение