Капуртхала (княжество)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́ла ( ивр. חַלָּה ) — еврейский традиционный праздничный хлеб , который готовят из сдобного дрожжевого теста с яйцами, а также часть теста, отделяемая в пользу священников . Хлеб-халу едят в шаббат и на праздники . Отделение халы — один из видов жертвоприношения .
Этимология слова «хала» однозначно не установлена, наиболее вероятна версия о родстве со словом «халал» (протыкать, делать пустым) , либо с аккадским «эллу» («чистый») . Известно, что для обозначения хлеба это слово впервые было использовано ашкеназскими евреями в XV веке в Австрии и распространилось по Восточной Европе в XVII столетии. Ранее это изделие именовали «берхес», либо общим словом «лехамим», а словом «хала» называли исключительно отделяемую в пользу жрецов часть . Трактат, впервые упомянувший халу-хлеб, называется Лекет Йошер . Другие названия для этого хлеба — южнонемецкое бархес или берхес (эта разновидность не содержит ни масла, ни яиц); западногерманское дацер и дахер ( нем. dacher ) ; венгерское бархес ( венг. barhesz ) , сомбати- калач ( венг. szombati kalács ) , литовское и латвийское китке и так далее . В Польше праздничная хала большого размера называется койлеч ( польск. koyletsh ) . На свадьбах по традиции женщина исполняет перед молодожёнами танец, держа в руках койлеч; изображающую его сцену можно видеть в фильме .
Изначально хала — это часть любого теста, отделявшаяся в пользу священника (правилам этого посвящён одноимённый талмудический трактат). Слово «хала» происходит от наименования одной из заповедей Торы , которую совершают при приготовлении теста для хлеба: , её источник — следующие слова Пятикнижия:
И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдёте в землю, в которую Я веду вас, и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепёшку (хала) возносите в возношение; возносите её так, как возношение с гумна ; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши
— Чис.
Отделение халы происходило либо до окончания вымешивания, либо от приготовленного изделия .
Поедать отделённую для священства халу можно было только в состоянии ритуальной чистоты, а съевший эту халу не- коэн совершал грех, требующий небесной кары .
Теперь, поскольку у евреев нет храма и священников, кусочек теста, отщипываемый при выпечке хлебобулочных изделий, сжигают; обычно при этом читают благословление . Так как до последнего времени приготовлением еды в еврейских домах занимались исключительно женщины, выпечка и отделение халы стали их религиозной обязанностью .
В Библии точно не указано, сколько именно халы нужно отделять для священников . Раввинами было установлено, что минимально требуется 1/24 (для пекарен — 1/48) от веса теста . При этом, согласно большинству еврейских учёных, если вес муки в хале не превышает 1,2 кг, то отделять часть от неё не следует; если вес муки больше 1,2 кг, но меньше 1,7 — халу отделяют, но не произносят над ней благословения или ; лишь только если халу изготовили из 1,7 килограммов муки, то над отделяемым кусочком теста читают благословение . Современные евреи не отмеряют 1/24, а отщипывают от теста небольшой кусочек размером с оливку и сжигают . Кроме того, согласно библейскому закону, за пределами Земли Израиля халу отделять не обязательно .
Хала — глубоко символическое кулинарное изделие . Сама по себе она символизирует манну небесную , с этой же целью её часто посыпают маком и кунжутом , а также накрывают белым полотном (его значение — роса, покрывшая манну) . Кроме того, различная форма халы имеет своё значение: плетёная «косичка» означает любовь, причём в косичке из трёх полосок теста каждая символизирует отдельное понятие: истину, мир и правосудие; два куска шестиполосной халы должны напоминать о 12 хлебах в еврейском Храме , предназначенных для 12 колен Израилевых ; круглый хлеб пекут для Нового года , он означает постоянство; для Йом-Киппура украинские евреи готовят халу в виде лестницы или руки, и так далее .
Традиционный рецепт халы включает в себя много яиц , белую пшеничную муку , воду , сахар , соль , дрожжи . Тесто раскатывают и придают ему требуемую форму, после чего смазывают яйцом, чтобы при выпечке получилась корочка с золотистым блеском. Сверху её часто посыпают маком и/или кунжутом.
Известно, что библейская «хала» была толстой, в отличие от большинства хлебов, в связи с чем для неё требовалась особая технология приготовления . Традиция делать халу из лучшей (белой пшеничной) муки появилась в раннем Средневековье .
Современные рецепты могут варьироваться: например, может быть добавлено меньше яиц (есть также рецепты полностью без яиц), вместо белой муки может использоваться цельнозерновая пшеничная, либо овёс и прочие злаки. В праздничную халу добавляют мёд и сухофрукты , хотя многие сефардские богословы считают, что такая хала превращается в кондитерское изделие и для произношения благословения не подходит .
Обычно в приготовлении халы не используются молочные продукты, и она кошерна как с мясными, так и с молочными блюдами (то есть является « парве »), однако ашкеназская хала на Шавуот содержит молоко . Существуют пекарни, занимающиеся исключительно производством халы, в частности, пекарня Линдер в иерусалимском квартале Меа Шеарим .