Снятие с креста (картина Рубенса, Эрмитаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет актрисы Антонии Сарате» — картина из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге ( инв . ГЭ-10198), официально атрибутируемая как произведение испанского живописца-романтика Франсиско Гойи , датируемая периодом 1810–1811 годов. Техника исполнения произведения — масляная живопись на холсте, размер полотна — 71 × 58 см.
Картина является портретом популярной испанской актрисы (1775–1811), выступавшей в нескольких мадридских театрах. Она изображена на чёрном фоне в сценическом костюме: в чалме с полумесяцем и атласном халате с горностаевым воротником. К какой именно роли относится этот костюм, не установлено.
Известно, что Гойя написал два портрета Сарате, в посмертной описи его работ отмечено: «Гойя писал донью Антонию Сарате (жену комического актёра Хиля) дважды: один раз в 1810 году, другой — в 1811 году; обе картины находятся в собственности её сына, дона Антонио Хиль-и-Сарате , выдающегося литератора нашей эпохи. Великолепный портрет» . Там не уточняется, какой именно портрет когда был создан. На втором портрете Антония Сарате изображена в чёрном платье, с мантильей , сидящей на софе с жёлтой обивкой; этот портрет находится в Национальной галерее Ирландии в Дублине . Л. Л. Каганэ предположила, что поскольку дублинский портрет является более официальным, то и создан он раньше, то есть в 1810 году, соответственно эрмитажный портрет относится к самому началу 1811 года (Сарате скончалась 4 марта того же года) .
После смерти Антонио Хиль-и-Сарате картина сменила нескольких владельцев в Испании , с 1907 года, по данным Л. П. Каганэ и А. Г. Костеневича, находилась в коллекции американского промышленника Генри Осборна Хэвемайера (жена Хэвемайера Луизина упоминает, что попытка приобрести оба портрета Сарате в 1901 году у её наследницы Аделаиды Хиль-и-Сарате не увенчалась успехом ). Картина осталась в той части его собрания, которая не была передана согласно завещанию в Метрополитен-музей , а оказалась на публичных торгах. Опять сменив нескольких владельцев, картина в конце концов оказалась в собрании нефтяного магната Арманда Хаммера (согласно статье в New York Times , приобретена принадлежавшей Хаммеру галереей у наследника чикагской сети универмагов Marshall Field’s ), который в 1972 году подарил её Эрмитажу . Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет) . В качестве ответного дара министр культуры СССР Екатерина Фурцева распорядилась передать Хаммеру картину Казимира Малевича « Динамический супрематизм № 38 », извлечённую из запасников Третьяковской галереи .
Хранитель испанской живописи в Государственном Эрмитаже Л. Л. Каганэ , анализируя картину, отмечала:
Лицо, выступающее из мрака, сильно освещённое, приковывает к себе. Голова написана в ярком холодном свете, как будто озарена лунным сиянием… Формы лепятся мягко, осязаемо, моделируются светотенью. В колорите сочетаются серые, голубые, белые, спокойные, приглушённые красные тона .
Известный итальянский искусствовед Лионелло Вентури писал:
Зарате — красавица-женщина, возбуждающая воображение художника, живущая полной жизнью тела и духа. Но здесь линия едва намечена, и отношения света и тени, поглотившие линию, создают очарование. Этот портрет… — отражение глубокой внутренней жизни, жизни сердца. Это в гораздо большей степени портрет души, чем лица .
В 1985 году Министерством связи СССР был выпущен почтовый блок с двумя марками с репродукцией этой картины и купоном, номинал блока — 50 + 50 копеек (№ 5602 по каталогу ЦФА ).
В популярной прессе выдвигались теории о неких «экспертах КГБ», якобы установивших, что картина является подделкой , однако в научном искусствоведческом сообществе подобные «журналистские расследования» игнорируются. Эта же теория продвигается и в художественной литературе, например в повести «Невозможность путешествий» Дмитрий Бавильский пишет, что «женский портрет кисти Гойи оказался подделкой» .