Interested Article - Эгоистическая погрешность

Эгоистическая погрешность или Эгоистическое предубеждение ( англ. Self-serving bias ) — когнитивный механизм поддержания или повышения самооценки . Также это теория о том, что люди склонны приписывать успех своим способностям и усилиям, а неудачи — внешним факторам . Эти когнитивные тенденции, с одной стороны, способствуют созданию иллюзий и заблуждений, а с другой — позволяют поддерживать уважение к себе и членам своей группы . Исследования показали распространенность погрешности этого типа в различных областях, таких как работа , межличностные отношения , спорт и потребительское поведение .

Влияние на проявление эгоистической погрешности оказывают как мотивационные процессы (например, саморазвитие, самопрезентация ), так и когнитивные (например, локус контроля ) . На проявление погрешности влияют кросс-культурные (т.е. индивидуалистические и коллективистские ) и клинические факторы (например, депрессия ) . В большинстве исследований эгоистической погрешности использовались самоотчеты участников об атрибуции, основанные на манипулировании результатами задания или в естественных ситуациях . Однако некоторые современные исследования сместили акцент на физиологические факторы, такие как эмоциональное возбуждение и нервная активация .

История

Теория эгоистической погрешности впервые привлекла внимание ученых в конце 1960-х — начале 1970-х годов . В 1971 году Фриц Хайдер обнаружил, что в неоднозначных ситуациях люди ищут причины, исходя из желания поддерживать более высокую самооценку. Эта тенденция и получила название эгоистической погрешности. В 1975 году Миллер и Росс впервые провели исследование, в котором оценивали не только собственно погрешность, но и объяснение успехов и неудач индивидом в рамках этой теории . Они утверждали, что корыстное предубеждение рационально и не зависит от потребности в самооценке. Это означает, что если исход события соответствует ожиданиям человека, то причины этого относятся на свой счет. С другой стороны, если результат не соответствует ожиданиям, индивид зачастую склонен обвинять кого угодно, но не себя, то есть возникает эгоистическая погрешность.

Факторы

Мотивация

Выделяют два типа мотивации эгоистической погрешности: самоусовершенствование и самопрезентация . Самоусовершенствование направлено на поддержание самооценки. Самопрезентация относится к стремлению передать желаемый образ окружающим. В сочетании с когнитивными факторами мотивация направлена на то, чтобы при любом исходе трактовать результаты наиболее приемлемым для индивида способом.

Локус контроля

Локус контроля — одно из главных последствий типа атрибуции . Люди с внутренним локусом контроля считают, что они лично контролируют различные жизненные ситуации и что результат определяется их собственными поступками. Те же, у кого локус контроля внешний, считают, что исход событий определяют внешние силы, случай и удача и что их действия не могут ничего изменить . Люди с внешним локусом контроля с большей вероятностью демонстрируют эгоистическую погрешность после неудачи, чем люди с внутренним локусом контроля . В отношении успешных результатов разница в типах атрибуции не так заметна.

Пол

Исследования показали небольшое расхождение в использовании ЭП между мужчинами и женщинами. В опросах, посвященных взаимодействию партнёров в парах, мужчины были более склонны приписывать негативные мотивы своим партнерам, чем женщины .

Возраст

Было показано, что пожилые люди чаще приписывают отрицательные последствия внутренним причинам, чем внешним . Различие типов атрибуции в разном возрасте указывает на то, что у пожилых людей возникновение эгоистической погрешности (ЭП) менее вероятно.

Культура

Есть свидетельства межкультурных различий в тенденции проявлять ЭП в индивидуалистических (западных) и коллективистских (незападных) обществах . В коллективистских культурах особенно важны семейные и групповые цели. Напротив, в индивидуалистических обществах важнее индивидуальные цели, что увеличивают потребность людей в этих культурах защищать и повышать свою личную самооценку. В литературе приводятся различия между Бельгией, Западной Германией, Англией и Южной Кореей . Например, исследование Кудо и Нумудзаки показало, что японцы не склонны к проявлению ЭП .

Самооценка и эмоции

Эмоции могут влиять на чувство собственного достоинства , что, в свою очередь, меняет потребность в защите собственной личности. Считается, что люди с более высокой самооценкой больше нуждаются в защите последней и поэтому чаще проявляют ЭП, чем люди с более низкой самооценкой . Эксперимент показал, что участники, которые испытывали эмоции вины или отвращения, с меньшей вероятностью применяли ЭП как в случае успеха, так и для самозащиты при неудачах . Коулман пришел к выводу, что эмоции вины и отвращения приводят к падению самооценки и, следовательно, к уменьшению использования ЭП.

Эволюционная природа

Американский психолог Сти́вен Пи́нкер считает, что эгоистическая погрешность — это эволюционная цена, которую человечество платит за возможность быть «общественными животными». Свою мысль Пинкер объясняет тем, что жизнь в социуме требует повышенного доверия к членам этого социума и следовательно повышенной оценки их моральных и других качеств. При этом повышенная оценка своей группы часто оказывается вымышленной . Такого рода искажения получили название морализаторский разрыв . Другим частным примером эгоистической погрешности является эффект сверхуверенности .

Религия

Корыстное предубеждение или эгоистическая предвзятость (англ. Self-Serving Bias, SSB) существует там, где предпочтения человека оптимистично влияют на его убеждения, заставляя самому себе казаться лучше, чем он есть с объективной точки зрения. Исследователи отмечают, что часто религиозность с её нравственно-моральными устоями, несмотря на разнообразные негативные формы, присущие некоторым религиозным догматам, в целом, связана с волонтёрством, нематериалистическими ценностями, благотворительностью и самоотречением, что усиливает положительные эмоции, повышающие самооценку .

Проводя сравнительный анализ между двумя религиозными группами с социально-психологической точки зрения, учёные сравнивали степень эгоистической предвзятости (SSB) у 400 участников. В ходе исследования они выяснили, что люди следуют своим религиозным ценностям, убеждениям и практикам и используют их в повседневной жизни. Несмотря на вариативность исследований, часто SSB была относительно сильнее у христиан, чем у буддистов. В основном, верующие люди, несмотря на некоторую предвзятость по отношению к успехам и неудачам , часто демонстрируют, что религиозность остаётся очень значимым фактором в множественных линейных регрессиях, что положительно влияет на оценки SSB .

Исследуя религиозные группы, учёные также отмечают, что религия помогает людям — она способствует саморазвитию в областях, которые являются центральными для их самооценки . Исследователи находили в религиозных группах очень ограниченную поддержку корыстной предвзятости (SSB) .

Практические последствия

Депрессия

Пациенты с клинической депрессией используют ЭП реже, чем здоровые . В исследовании, посвященном влиянию настроения на вероятность возникновения ЭП, настроением участников манипулировали как в положительном, так и отрицательном направлении. Участники с негативным настроением с меньшей вероятностью приписывали успешные результаты себе, чем участники с позитивным настроением, приписывая успех внешним факторам . Было высказано предположение, что негативное настроение у людей с депрессией, а также то, что их внимание сосредоточено на себе, объясняют, почему группы с клинической депрессией с меньшей вероятностью проявляют ЭП, чем нормальные группы населения.

Примечания

  1. Myers, D.G. (2015). Exploring Social Psychology , 7th Edition. New York: McGraw Hill Education.
  2. Campbell, W. Keith (1999). "Self-threat magnifies the self-serving bias: A meta-analytic integration". Review of General Psychology . 3 (1): 23—43. doi : .
  3. Forsyth, Donelson. International Encyclopedia of the Social Sciences . ISBN 9780028661179 .
  4. Pal, G.C. (2007). . Psychological Studies . 52 (1): 85—89.
  5. Campbell, W. Keith (2000). "Among friends? An examination of friendship and the self-serving bias". British Journal of Social Psychology . 39 (2): 229—239. doi : . PMID .
  6. De Michele, P. (1998). . Journal of Sport Behavior . 21 (3): 242. из оригинала 1 февраля 2022 . Дата обращения: 27 января 2021 .
  7. Moon, Youngme (2003). "Don't Blame the Computer: When Self-Disclosure Moderates the Self-Serving Bias". Journal of Consumer Psychology . 13 (1): 125—137. doi : .
  8. Shepperd, James (2008). . Social and Personality Psychology Compass . 2 (2): 895—908. doi : .
  9. Hooghiemstra, Reggy (2008). . Journal of Cross-Cultural Psychology . 39 (5): 618—629. doi : .
  10. Greenberg, Jeff (1992). . Personality and Individual Differences . 13 (9): 959—965. doi : .
  11. Krusemark, E. A. (2008). "Attributions, deception, and event related potentials: An investigation of the self-serving bias". Psychophysiology . 45 (4): 511—515. doi : . PMID .
  12. Blackwood, NJ (2003). "Self-responsibility and the self-serving bias: an fMRI investigation of causal attributions". NeuroImage . 20 (2): 1076—85. doi : . PMID .
  13. Miller, Dale (1975). (PDF) . Psychological Bulletin . 82 (2): 213—225. doi : . (PDF) из оригинала 30 января 2022 . Дата обращения: 27 января 2021 .
  14. Larson, James (1977). . Journal of Personality . 45 (3): 430—441. doi : .
  15. Twenge, Jean M. (2004). "It's Beyond My Control: A Cross-Temporal Meta-Analysis of Increasing Externality in Locus of Control, 1960-2002". Personality and Social Psychology Review . 8 (3): 308—319. doi : . PMID .
  16. Wichman, Harvey (1983). "Locus of control, self-serving biases, and attitudes towards safety in general aviation pilots". Aviation, Space, and Environmental Medicine . 54 (6): 507—510. PMID .
  17. Christensen, A. (1983). . Behavioral Assessment . 5 (2): 129—140. из оригинала 13 мая 2019 . Дата обращения: 27 января 2021 .
  18. Lachman, M. (1990). . Psychology and Aging . 5 (4): 607—609. doi : . PMID .
  19. Al-Zahrini, S. (1993). . Social Psychology Quarterly . 56 (3): 223—233. doi : .
  20. Schuster, B. (1989). . Journal of Cross-Cultural Psychology . 20 (2): 191—213. doi : .
  21. Kudo, Eriko (2003). . Journal of Cross-Cultural Psychology . 34 (5): 511—521. doi : .
  22. Coleman, Martin D. (2011). "Emotion and the Self-Serving Bias". Current Psychology . 30 (4): 345—354. doi : .
  23. , Глава 8. Раздел «Морализаторский разрыв».
  24. Prof. David G. Myers. (англ.) . Association for Psychological Science . Дата обращения: 13 мая 2021. 13 мая 2021 года.
  25. Amber DeBono, Dennis Poepsel, Natarshia Corley. (англ.) . Department of Psychological Sciences . Дата обращения: 13 мая 2021. 13 мая 2021 года.
  26. Tsung-Ren Huang, Yi-Hao Wang. (англ.) . U.S. National Library of Medicine . Дата обращения: 13 мая 2021. 31 января 2021 года.
  27. Constantine Sedikides, Jochen EGebauer. (англ.) . ScienceDirect . Дата обращения: 13 мая 2021. 13 мая 2021 года.
  28. Todd R. Kaplan, Bradley J. Ruffle. (англ.) . Дата обращения: 13 мая 2021. 13 мая 2021 года.
  29. Gordon, R. (2001). "Effect of transient mood state on the self-serving bias". The Journal of Social Psychology . 130 (4): 565—567. doi : . PMID .

Литература

  • Стивен Пинкер. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше = Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined / пер. с англ. Галины Бородиной. — М. : Альпина нон-фикшн, 2021. — 952 с. — ISBN 978-5-00139-171-5 . .
Источник —

Same as Эгоистическая погрешность