Архивы России
- 1 year ago
- 0
- 0
Архи́вы плане́ты ( фр. Les archives de la planète ) — проект, осуществлявшийся с 1908 по 1931 год с целью фотографирования национальных культур по всему миру. Он был спонсирован французским банкиром Альбером Каном . В результате было отснято 183 000 метров плёнки и 72 000 цветных фотографий из 50 стран. Начавшись с кругосветного путешествия , которое Кан совершил со своим шофёром, проект расширился и включил в себя экспедиции в Бразилию , сельскую Скандинавию , Балканы , Северную Америку , Ближний Восток , Азию и Западную Африку . В ходе путешествия Кан документировал исторические события, такие как последствия Второй Балканской войны , Первая мировая война и война за независимость Турции . Проект был вдохновлён интернационалистическими и пацифистскими убеждениями Кана. Проект был остановлен в 1931 году после того, как Кан потерял большую часть своего состояния в результате краха фондового рынка в 1929 году . С 1990 года коллекция находится в ведении . Большинство изображений доступны в Интернете.
В ноябре 1908 года Альберт Кан, французский банкир из еврейской семьи, сколотивший состояние на спекуляциях на развивающихся рынках , отправился в кругосветное путешествие со своим шофёром Альфредом Дутертре . Дутертр фотографировал места, которые они посетили, используя технику, называемую стереографией , которая была популярна среди путешественников, поскольку её фотопластинки были маленькими и требовали короткого времени экспозиции . Он также привёз плёночную камеру Pathé и несколько сотен цветных пластинок . Сначала они остановились в Нью-Йорке , затем в Ниагарском водопаде и Чикаго . После краткого пребывания в Омахе (штат Небраска ), Дутертр и Кан отправились в Калифорнию , где Дутертр сделал снимки руин, оставшихся после землетрясения 1906 года в Сан-Франциско . 1 декабря они вдвоём сели на пароход, идущий в Иокогаму в Японии . По дороге они провели девятнадцать часов на остановке в Гонолулу ( Гавайи ) . Они пересекли линию перемены дат 12 декабря и прибыли в Иокогаму шесть дней спустя . После Японии их путешествие по Азии проходило через Китай , Сингапур и Шри-Ланку .
Вернувшись во Францию, Кан нанял профессиональных фотографов Стефана Пассе и Огюста Леона, последний из которых, вероятно , отправился с Каном в поездку по Южной Америке в 1909 году , во время которой были сделаны цветные фотографии Рио-де-Жанейро и Петрополиса . Другие экспедиции включали посещение Леоном сельской местности Норвегии и Швеции в 1910 году .
Проект официально начался в 1912 году, когда географ Жан Брюн согласился руководить проектом в обмен на кафедру в Коллеж де Франс , предоставленную Каном. Стереография была заменена автохромным процессом , который давал цветные фотографии, но требовал длительной экспозиции, и были добавлены движущиеся изображения . Кан задумал проект как «инвентаризацию поверхности земного шара, населённой и освоенной человеком, какой она предстаёт в начале XX века» , и надеялся, что проект будет способствовать его интернационалистским и пацифистским идеалам, а также документированию исчезающих культур . Философ Анри Бергсон , близкий друг Кана, оказал сильное влияние на этот проект .
В 1912 году Пассет был отправлен в Китай (первая официальная миссия проекта) и Марокко , в то время как Брюнес отправился с Леоном в Боснию и Герцеговину , а затем в 1913 году Македонию . Экспедиция была прервана Второй Балканской войной; когда война закончилась, Пассет отправился в регион, чтобы задокументировать её последствия .
Леон совершил две поездки в Великобританию в 1913 году, фотографируя достопримечательности Лондона , такие как Букингемский дворец и собор Святого Павла , а также сцены в сельской местности Корнуолла . В том же году Маргарет Меспуле, единственная женщина, работавшая фотографом в проекте, отправилась на запад Ирландии . После Британии Леон отправился в Италию в сопровождении Брюнса . В том же году Пассет вернулся в Азию. Сначала он отправился в Монголию , а затем в Индию , где в январе 1914 года британские власти отказали ему в проезде через Хайберский перевал в Афганистан , где он хотел сфотографировать народ афридии . В том же году армейский офицер и фотограф-доброволец Леон Буси прибыл во Французский Индокитай , где пробыл до 1917 года .
Начало Первой мировой войны заставило изменить фокус проекта. Кан, будучи французским патриотом, несмотря на свои интернационализм, послал своих фотографов запечатлеть последствия войны для Франции и разрешил использовать фотографии для пропаганды , хотя большинство фотографов держались подальше от линии фронта . В 1917 году Кан заключил сделку с армией, чтобы два их фотографа сделали снимки для его Архива. Фотографии времён войны в конечном итоге составили 20 % Архива .
В 1920-х годах фотографов посылали в Ливан , Палестину и Турцию, где они документировали французскую оккупацию Ливана и турецкую войну за независимость . Фредерик Гадмер был отправлен в Веймарскую Германию в 1923 году; среди сцен, которые он снимал, были последствия неудавшегося сепаратистского восстания Рейнской республики в Крефельде . Последняя поездка в Индию была совершена в 1927 году, где фотограф Роже Дюма запечатлел золотой юбилей , правителя штата Капуртала . В декабре предыдущего года Дюма был в Японии на похоронах императора Ёсихито .
В 1920-х годах фотографы Кана несколько раз возвращались в Америку. В 1923 году Люсьен Ле Сен снял фильмы о французском рыбаке в Северной Атлантике . В 1926 году Брюн и Гадмер в течение трёх месяцев путешествовали по Канаде , посетив, помимо прочего, Монреаль , Виннипег , Калгари , Эдмонтон и Ванкувер . В 1930 году Гадмер организовал первую и единственную крупную экспедицию проекта в Африку к югу от Сахары , во французскую колонию Дагомея (современный Бенин ) .
К 1931 году, когда проект был остановлен после краха фондового рынка в 1929 году , который обанкротил Кана, операторы Кана посетили 50 стран и собрали 183 тысячи метров плёнки, 72 тысячи автохромных цветных фотографий, 4000 стереограмм и 4000 чёрно-белых фотографий .
Дэвид Окуэфуна описывает Архив как «монументально амбициозную попытку создать фотографическую запись человеческой жизни на Земле» , а содержание Архива очень разнообразно по тематике . Во время первых экспедиций в Европу Брюнхес поручал фотографам запечатлеть географию, архитектуру и культуру мест, которые они посещали, но также дал им свободу фотографировать другие вещи, которые привлекли их внимание . Изображения в Архиве включают такие достопримечательности, как Эйфелева башня , пирамида Хеопса в Гизе , Ангкор-Ват , Тадж-Махал , а также многочисленные портреты представителей рабочего класса в Европе и членов традиционных обществ в Азии и Африке . Во многих случаях операторы Кана делали некоторые из самых ранних цветных фотографий своих пунктов назначения . Из-за длительной выдержки, необходимой для автохромирования, фотографы в основном ограничивались съёмкой неподвижных или позирующих объектов .
Около пятой части фотографий в Архиве были посвящены Первой мировой войне . Они включали изображения тыла, военной техники, портреты отдельных солдат (в том числе некоторых из французской колониальной империи ) и зданий, повреждённых в результате обстрелов . Лишь на нескольких фото явно изображены мёртвые солдаты .
Некоторые материалы в Архивах были противоречивыми, в частности, фильм, снятый Леоном Буси, в котором вьетнамская девочка-подросток раздевается . Занятый проинструктировал девушку пройти через её ежедневный ритуал одевания; он снял фильм не в фокусе, чтобы скрыть её наготу . На других кадрах, снятых в Касабланке в 1926 году, проститутки обнажали свою грудь .
Архив также включает в себя тысячи портретных фотографий, в основном снятых в поместье Кана в Булонь-Бийанкур . Среди них такие государственные деятели, как премьер-министр Великобритании Рамсей Макдональд , премьер-министр Франции Леон Буржуа , британский физик Джозеф Томсон , французские писатели Колетт и Анатоль Франс , бенгальский поэт Рабиндранат Тагор , американский лётчик Уилбур Райт и многие другие .
С 1990 года коллекция находится в ведении
, который сделал большинство изображений доступными для широкой публики в Интернете .