Философская дискуссия 1947 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Дискуссия о Великом княжестве Литовском — проблема наследия Великого княжества Литовского (ВКЛ) и отношения к нему современных Белоруссии и Литвы . Основными спорными моментами являются вопросы генезиса и истоков государства, роли балто-литовских и белорусско-славянских земель, национально-этнический характер державы .
В рамках дискуссии были противопоставлены две концепции о ВКЛ — одна рассматривает его как балтское государство, другая же считает его преимущественно славянским (прото-белорусским). Однако всё большее признание получает точка зрения тех, кто учитывает роль и предков литовцев , и предков белорусов , отвергая крайние и односторонние подходы к проблеме .
По состоянию на начало XXI века в научных кругах сформировались три основные концепции образования ВКЛ :
К числу прочих концепций относятся «великорусская» (идея о мирном вхождении Руси в ВКЛ, подчёркивается особый статус православной церкви и русской знати ) и «польская» (предполагается, что Польша также имеет право на историческое наследие государства ).
Историк Алесь Кравцевич начало споров о Великом княжестве Литовском связал с развитием национальных движений — литовского и белорусского . Его коллега Вячеслав Носевич отметил, что историческое наследие ВКЛ и отношение к нему сыграло ключевую роль в формировании идентичности белорусов и литовцев. Многие из них стали воспринимать его как государство своих предков. Современная литовская нация и национальное государство были построены во многом благодаря ощущению исторической преемственности. Решающую роль, по мнению исследователя, сыграло «созвучие названий». Согласно Носевичу ,
Нациетворчество белорусов изначально оказалось в более сложном положении, поскольку в историческом прошлом не было столь убедительных созвучий. Точнее, исторические самоназвания «русь», «руський», которым пользовались их предки, к моменту оформления белорусской национальной идеи были прочно «узурпированы» жителями России. Тот факт, что их пытались оспорить в свою пользу ещё и украинские националисты, лишь усложнял ситуацию.
Привязка к ВКЛ произошла посредством термина « литвины ». Так себя называли жители белорусских земель до того, как закрепилось наименование «белорусы» . Слово имело значение политонима , обозначавшее всех жителей ВКЛ (как литовцев, так и белорусов) .
Современный этап дискуссии, по мнению историка самиздатовской публикации Николая Ермаловича «По следам одного мифа: Было ли литовское завоевание Беларуси?». Некоторое время труд циркулировал в подполье в ограниченном кругу белорусской интеллигенции. Во второй половине 80-х, когда книга опубликована официально, она вызвала возмущение в литовской академической сфере. До этого времени доминировала позиция, что Великое княжество Литовское зародилось с покорения балтами славян .
, стартовал сВ 1990—1994 годах дискуссии между белорусами и литовцами достигли своего пика. В июне 1992 года в Гервятах ( Островецкий район ) состоялся «круглый стол» с целью уточнить некоторые вопросы общей истории двух народов. Литва и Белоруссия, получившие независимость, стали вырабатывать собственное субъектное видение прошлого. Учёные посчитали нужным вступить в диалог, чтобы согласовать отдельные моменты в истории возникновения державы. На данной встрече впервые озвучено мнение о ВКЛ как белорусско-литовском государстве .
4 мая 2013 года в Минске состоялась публичная дискуссия о проблеме видения истории державы. От белорусской стороны в мероприятии участвовали Олег Дернович и Алесь Кравцевич, литовской — Рустис Камунтавичюс и . В ходе встречи историки остановились на том вопросе, а было ли литовское завоевание восточнославянских земель. Белорусские учёные обозначили своё виденье так: становление ВКЛ произошло в ходе объединения балтов, обладавших военной мощью, с более развитыми в культурном отношении восточными славянами, имевшими свою государственность. Тем самым, имело место взаимовыгодное партнёрство. Литовская сторона раскритиковала позицию коллег, поскольку сомневалась в мирном сотрудничестве, ведь литовцы в военном деле превосходили жителей белорусских земель, из чего логично было бы предположить покорение славян. Белорусы отметили, что в письменных источниках нет упоминаний о военных столкновениях .
Белорусские национально-ориентированные партии ( Белорусский народный фронт , Белорусская социал-демократическая Грамада ) и общественные организации (« », « »), созданные в конце 1980-х, поддержали «белорусскую» концепцию становления ВКЛ и пытались использовать её в своей общественно-политической деятельности. Это объяснялось тем, что лидеры данных организаций были именно теми историками, археологами и филологами, которые сами и разработали эту концепцию , крайняя форма которой получила название литвинизм .
Противники литвинизма считают его маргинальной псевдонаучной теорией . Белорусская политическая активистка Светлана Тихановская охарактеризовала данное течение как «маргинальную теорию», которая стремится искусственно разъединить литовцев и белорусов, и заявила, что белорусы уважают территориальную целостность и историческое наследие Литвы . Литвинизм также описывался своими критиками как форма фашизма , сопряжённая с экспансионистскими территориальными претензиями Белоруссии к соседним странам .
В 2023 году литвинизм вызвал очередную волну критики со стороны научной общественности Литвы . Издание « Независимая газета » отметило, что в связи с этим отношение к белорусской диаспоре в стране ухудшилось. Спор изначально разгорелся в соцсетях, а затем в него включились новые участники в лице депутатов Парламента Литвы и Рады Белорусской Народной Республики (белорусское « правительство в изгнании »). Председатель литовского парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас возмутился тем, что белорусы «присваивают себе историю Литвы» .