Interested Article - Шестидесятники (XIX век)
- 2020-08-29
- 1
Шестидесятники — поколение интеллигенции , выступившее на общественной и литературной жизни Российской империи в годы подготовки и проведения Крестьянской реформы (конец 1850-х и 1860-е годы). Наиболее радикальное крыло шестидесятников составляли разночинцы , которые подчёркивали разрыв с дворянским наследием дореформенной России. Критики окрестили эту установку на отказ от привычных ценностей нигилизмом . Революционеры-шестидесятники представляют первое поколение революционного движения в России.
Реформы Александра II вызвали небывалое оживление интереса к социально-политическим вопросам в образованных слоях российского общества. « Северная пчела » писала: «В самых глухих городах, где до сих пор все насущные интересы состояли в картах, водке, взятках и сплетнях, являются публичные библиотеки, журналы и газеты, везде проснулась и воспрянула умственная жизнь». Ослабление цензуры при Александре II прежде всего сказалось на количестве разрешённых периодических изданий. С 1851 по 1855 год было разрешено лишь 31 издание, а в следующее пятилетие их появилось уже 147. Журналистика превратилась в мощный рупор общественного мнения.
Особый интерес вызывали вопросы образования и воспитания. Отдельные литературные выступления в этой области приобретали значение выдающихся общественных событий («Вопросы жизни» Н. И. Пирогова , 1856). «Вопрос о воспитании сделался современным, жизненным вопросом, обратившим на себя внимание лучших людей нашего общества», — заявлял в 1859 году Д. И. Писарев . Проблемами просвещения и воспитания много занималась общая печать, им целиком посвящаются новые специальные издания («Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель» и др.), в которых печатались статьи таких передовых педагогов, как К. Д. Ушинский .
Интеллигенцией была предпринята в довольно широком масштабе попытка просвещения городских низов путём создания воскресных школ . Их создавали первоначально в Киеве , Петербурге , Москве (в конце 1850-х годов), а затем и во многих других больших и малых городах России. Это движение вызывало подозрения у правительства, которое, после ряда ограничительных мер, в 1862 году закрыло все воскресные школы.
Вопрос о распространении грамотности и хотя бы самых первоначальных знаний в массе крестьянства стал предметом широкого обсуждения в печати. Под давлением общества и печати правительство должно было заняться разработкой вопроса о народной школе; к 1864 году оно подготовило и издало «Положение о начальных народных училищах». Земская реформа привела к появлению земских школ для крестьянских детей.
Как видно уже по тургеневскому образу Базарова , для идейной атмосферы 1860-х годов был очень характерен особый интерес к вопросам естествознания . Естествознание рассматривали как способ выработки научного мировоззрения, как оружие в борьбе против предрассудков, против господства религии в жизни общества. В области общественных наук проявился интерес к истории крестьянства, сельской общины, к социальной и экономической истории в целом.
В конце 1850-х и в 1860-е годов начали печататься такие писатели, как Н. В. Успенский , Г. И. Успенский , Н. Г. Помяловский , Ф. М. Решетников , В. А. Слепцов , А. И. Левитов . Большинство из них принадлежало к кругу разночинцев. Центральной темой их творчества стала жизнь простого народа, трудный путь человека из разночинной среды к знаниям, его самоутверждение в образованном обществе. Значительную роль в популяризации их произведений сыграла литературная критика Д. И. Писарева , Н. А. Добролюбова , М. Е. Салтыкова-Щедрина , П. Н. Ткачёва .
В эти годы появился особый исторический тип личности, обозначенный в истории литературы как новый человек , реалист , демократ , нигилист , мыслящий пролетариат . Впервые проявилось стремление женщин (прежде всего молодых) к равенству с мужчинами в общественной жизни, к приобретению профессии. «Эмансипация» девушек от родителей нередко принимала форму фиктивных браков.
Особое место в русском радикализме занимал Д. И. Писарев, выступавший в журнале « Русское слово » за устранение всех препятствий, стоявших на пути человеческой индивидуальности, таких как бытовые и семейные устои, традиции, религия или авторитеты.
Вождём революционных демократов 1860-х годов стал Н. Г. Чернышевский , ведущий публицист журнала « Современник ». Его единомышленники в 1861 г. создали тайное общество « Земля и воля » для подготовки крестьянского восстания. Но надежды на народное выступление не оправдались, и это общество в 1864 г. прекратило своё существование.
Более радикальными были участники террористической группы «Ад», возглавлявшейся Н. А. Ишутиным . Входивший в неё Д. В. Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. Это послужило началом перехода революционеров к тактике террора. Следствием покушения Каракозова было то, что в правительстве либералов сменила группа реакционеров, в числе которых были П. А. Шувалов и Д. А. Толстой , действовавшие весьма сплочённо.
Осенью 1868 г. в среде петербургского студенчества начал свою деятельность С. Г. Нечаев , вынашивавший планы создания в России могучей тайной революционной организации. Но его провокационные методы, закончившиеся в 1869 г. убийством студента Иванова , привели к провалу его сторонников.
См. также
Литература
- Левин Ш. М. , Батюто А. И. // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 1. — 1956. — С. 5—110.
- Носов С. Н. Русское шестидесятничество: Некоторые проблемы, итоги и перспективы исследования // Русская литература. 1987. — № 3. — С. 205—218.
- // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2022. — Вып. 107 . — С. 25—47 .
Ссылки
- Печерская Т. И. .
- 2020-08-29
- 1