Interested Article - Эйнауди, Джулио (издатель)

Джу́лио Эйна́уди ( итал. Giulio Einaudi ; 2 января 1912 , Турин , по другим данным Дольяни 5 апреля 1999 , Подджо Соммавилла, фракция коммуны Коллевеккьо , по другим данным Мальяно-Сабина ) — итальянский издатель , основатель издательства . Сын политика и экономиста Луиджи Эйнауди .

Уже в 1920-х годах увлёкся левыми идеями. В 1933 году создал собственное небольшое издательство, специализировавшееся на публикации научных книг и художественной литературы. В годы Второй мировой войны сблизился с Итальянской коммунистической партией . В первые послевоенные годы превратил своё предприятие в «издательство-лабораторию», собрав вокруг себя многих ярких интеллектуалов и писателей, прежде всего левых взглядов.

Начиная с 1960-х годов у издательства возникли всё более усугублявшиеся финансовые проблемы, закончившиеся поглощением его в 1989 году издательским концерном Mondadori , находившимся под контролем Сильвио Берлускони . После поглощения издательства, Эйнауди, тем не менее, оставался его руководителем до своей смерти.

Ранняя биография

Джулио Эйнауди был младшим из трёх сыновей экономиста и политика, будущего председателя Банка Италии и президента Итальянской Республики Луиджи Эйнауди и Иды Пеллегрини . Его старший брат Роберто стал инженером, а брат — профессором политологии в нескольких американских университетах .

Джулио родился 2 января 1912 года — по одним данным в Турине , по другим — в Дольяни . В 1920-х годах обучался в Турине в лицее-гимназии, где одним из его учителей был антифашист и интеллектуал . Вокруг Монти сформировалась группа учеников, в которую входили также , Норберто Боббио , Леоне Гинзбург , Массимо Мила , Чезаре Павезе , и другие — они собирались в кафе или дома у одного из них и обсуждали литературу, философию и политику. В 1929 году Эйнауди с весьма посредственными оценками окончил среднюю школу и в тот же год поступил в Туринский университет , где блестяще получил два высших образования — сперва в области естественных наук, затем — медицины. В том же году стал сотрудничать с журналом Riforma sociale итал. «Социальная реформа»), редактором которого был его отец .

Во времена фашизма и Второй мировой войны

Книга «Принципы финансовой экономики», выпущенная издательством Эйнауди в 1934 году

В 1933 году Джулио Эйнауди создал собственное небольшое издательство, которое размещалось в одном здании с редакцией еженедельника L’Ordine Nuovo Антонио Грамши . В 1934 году издательство запустило книжную серию Cultura , в публикации которой большую роль сыграл школьный товарищ Эйнауди Леон Гинзбург, однако через год издание было прекращено фашистской цензурой. В последующие годы времён фашистского правления издательству пришлось столкнуться со всё возраставшим цензурным и политическим давлением, поэтому Эйнауди сконцентрировался преимущественно на издании научных и исторических трудов. Несмотря на это, в издательстве оставались серии Poeti итал. «Поэты») и Narratori contemporanei итал. «Современные писатели»), первыми изданными книгами в которых были «Обстоятельства» Эудженио Монтале и «Твои родные места» Чезере Павезе .

В 1939 году Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне Нацистской Германии . В 1940 году Джулио Эйнауди был призван в армию, но ему удалось получить отсрочку по причине необходимости продолжения работы. В 1941 году он открыл римский офис издательства, который сотрудничал с такими авторами, как Марио Аликата , , , а позднее Павезе — как оказалось, это было разумным шагом, так как туринский офис издательства серьёзно пострадал в ходе союзнических бомбардировок города. В условиях оккупации северной Италии войсками Нацистской Германии Эйнауди предпочёл переехать 8 сентября 1943 года в нейтральную Швейцарию , но через некоторое время вернулся в Италию и даже воевал в антифашистском партизанском отряде в Валле-д’Аосте . В октябре 1944 года Джулио Эйнауди впервые встретился в освобождённом от фашистов Риме с национальным секретарём Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти — эта встреча во многом повлияла на его издательскую политику первых послевоенных лет .

Успех первых послевоенных лет

Джулио Эйнауди со своим отцом — президентом Итальянской Республики, 1951

В первые послевоенные годы Эйнауди превратил своё предприятие в то, что он называл «издательством-лабораторией» ( итал. casa-laboratorio ), в политике которой многие решения принимались коллективно, совместно с его близкими сотрудниками. В эти годы (примерно до 1955—1956 годов) он оставался близок к Итальянской коммунистической партии. В число авторов издательства вернулись многие из тех, кто сотрудничали с ним до войны (значительное их число вернулось из эмиграции). Среди сотрудников издательства оказались также , Элио Витторини , Итало Кальвино , Карло Леви и другие. Среди выпускавшихся издательством книжных серий появились исторические серии Antologie итал. «Антологии») и Cataloghi итал. «Каталоги»), а также серия современной прозы Notiziario Einaudi итал. «Новинки Эйнауди») и журнал Libri nuovi итал. «Новые книги»). Издательство выпускало серии книг по экономике и философии, открыло два собственных магазина в престижных местах — в «Галерее Мандзони» ( итал. Galleria Manzoni ) в Милане и на Виа Витторио-Венето в Риме .

Среди книг, выпущенных издательством в эти годы были сочинения многих современных и классических авторов, как итальянских, так и иностранных — среди них такие непохожие авторы, как Симона де Бовуар , Бертольт Брехт , Фернан Бродель , Карло Эмилио Гадда , Антонио Грамши , Раймон Кено , Джанфранко Контини , Бруно Мунари , Марсель Пруст , Джанни Родари , Паоло Сприано , Беппе Фенольо , Дарио Фо , Джеймс Джордж Фрэзер , Ноам Хомский и Леонардо Шаша .

Вместе с тем, уже с середины 1950-х годов Джулио Эйнауди столкнулся с тем, что в значительной мере влияло на всю его последующую деятельность: с одной стороны — грандиозные планы, с другой — недостаток средств. Эйнауди стремился познакомить читателей с максимально широкой гаммой авторов, в результате чего многие книги оказывались финансово провальными, что отрицательно влияло на функционирование издательства как коммерческого предприятия. С 1954 по 1957 годы была разработана и проведена в жизнь масштабная программа по спасению компании, в результате чего семейное предприятие было преобразовано в акционерное общество, многими из акционеров которого стали публиковавшиеся в издательстве авторы, а также интеллектуалы и простые читатели — всего 4300 человек .

Джулио Эйнауди с президентом Итальянской Республики Антонио Сеньи , 1963

В начале 1960-х годов Джулио удалось получить для своего издательства нескольких авторов, книги которых стали бестселлерами — так «Невеста Бубе» Карло Кассолы в одном только 1961 году была продана в количестве 70 000 экземпляров , в 1962 году столь же успешным был «Сад Финци-Контини» Джорджо Бассани . Были созданы серии для публикации произведений таких иностранных авторов, как Сол Беллоу , Хорхе Луис Борхес , Роберт Музиль , Джером Дэвид Сэлинджер или Маргерит Юрсенар . В середине 1960-х годов Эйнауди был одним из первых итальянских издателей, познакомивших своих читателей с современной прозой Советского Союза — среди изданных им книг были « Один день Ивана Денисовича » Александра Исаевича Солженицына и « Оттепель » Ильи Григорьевича Эренбурга . Среди успешных изданий итальянских авторов можно также назвать «Историю» Эльзы Моранте , которая всего за пять месяцев 1974 года была продана в «невероятном» количестве 600 000 экземпляров .

Начало проблем

Вместе с тем, уже с середины 1960-х годов политика «издательства-лаборатории» начала давать сбои. Действительно, Эйнауди смог собрать в своём издательстве значительное количество ярких интеллектуалов, но обратной стороной этого стало то, что многие из них продвигали публикацию «хороших книг», а не «книг, которые нравятся читателям». Этот разрыв становился всё более заметным по сравнению с конкурентами — такими, как издательский концерн Арнольдо Мондадори . В 1974 году в Римини прошло совместное совещание владельцев и руководителей девяти итальянских издательств левого толка, на котором было принято решение о создании Лиги демократических издательств, руководителем которой был избран Джулио Эйнауди .

В 1970-х годах редакционной коллегией издательства во главе с Джулио Эйнауди был принят ряд ошибочных стратегических решений, приведших к печальным последствиям. Редакцией было задумано и осуществлено несколько многотомных научных изданий, среди которых «История Италии» в шести томах ( итал. Storia d’Italia ; 1972—1982), «Энциклопедия» в 16 томах ( Enciclopedia ; 1977—1982), «История итальянского искусства» в 12 томах ( Storia dell'arte italiana ; 1979—1983) и «Итальянская литература» ( Letteratura italiana ). Эйнауди стремился выпустить издания высокого научного качества, однако его издательство не обладало ни финансовыми, ни полиграфическими, ни коммерческими возможностями для реализации в полной мере поставленных задач. В результате реализация этих амбициозных проектов не только не вывела компанию из финансового кризиса, но и усугубило его .

Дополнительным ударом по созданному Джулио Эйнауди издательству стал уход Джулио Боллати — одного из ключевых сотрудников начиная ещё с 1950-х годов. Перед уходом Боллати написал Эйнауди письмо, в котором обвинил того в разрушении существовавшей несколько десятилетий концепции издательства. Он писал, что предприятие перестало быть группой интеллектуалов, сплотившихся вокруг издателя, но так и не стало современным предприятием, соответствовавшим новым вызовам. Боллати обвинял Эйнауди в авторитаризме и в том, что тот забыл о демократических принципах издательства. В то же время, кризис издательства Эйнауди был не единичным фактом — Витторио Фоа писал в 1983 году, что он был лишь частью кризиса левой культуры, либеральной демократии и марксизма .

Усугубление проблем, последние годы и смерть

Обложка одной из книг издательства Эйнауди, 1996

Результатом финансовых проблем издательства Эйнауди было введение в 1983 году правительством страны внешнего управления его деятельностью, для осуществления которого был направлен адвокат . Издательство находилось под внешним управлением до 1986 года, после чего наступил многолетний период переговоров о его слиянии с одним из конкурентов. Сам Эйнауди стал фигурантом нескольких судебных дел. В 1989 году произошло слияние с издательством Electa — некогда частью издательского концерна , перешедшего за несколько лет до того под контроль Сильвио Берлускони . Незадолго до этого слияния, в 1988 году Джулио Эйнауди впервые с начала 1980-х смог вернуться на пост президента созданного им издательства .

Несмотря на сложное финансовое положение 1980-х годов, издательство продолжало печатать множество успешных книг. Среди новых серий выделялась серия переводных книг, на запуске которой особенно настаивал лично Джулио Эйнауди — Scrittori tradotti da scrittori итал. «Писатели, переведённые писателями»). В этой серии появились произведения Антонии Сьюзен Байетт , Тахара Бенжеллуна , Амитава Гоша , Дона Делилло , Аниты Десаи , Авраама Б. Иегошуи , Кадзуо Исигуро , Алехо Карпентьера , Альваро Мутиса , Пола Остера , Жозе Сарамаго , Мартина Эмиса и других авторов. Несмотря на уход нескольких авторов первой величины (таких, как Итало Кальвино в 1984 и Наталии Гинзбург в 1990 году), Эйнауди удалось сохранить значительную часть «своих» итальянских авторов, а также привлечь многих начинающих — таких, как прозаики , , или , поэты , , или . В 1990-х годах Эйнауди запустил необычный для своего времени проект мультимедийных книг — бумажной книги, к которой часто прилагалась видеокассета . В этой серии вышли произведения таких авторов, как Педро Альмодовар , Роберто Бениньи , Раймонд Карвер , Джон Леннон и других — серия имела большой успех, её тиражи составляли от 50 000 до 200 000 экземпляров .

Джулио Эйнауди скончался 5 апреля 1999 года — по одним данным в Подджо Соммавилле, фракции коммуны Коллевеккьо , по другим данным в Мальяно-Сабине .

Награды

Примечания

  1. Gian Carlo Ferretti. // Dizionario biografico degli italiani (итал.) . — Roma: Istituto della Enciclopedia italiana .
  2. (итал.) . Enciclopedia Treccani on line . Дата обращения: 28 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
  3. (итал.) . Presidenza della Repubblica (14 декабря 1995). Дата обращения: 28 декабря 2022. 28 декабря 2022 года.
Источник —

Same as Эйнауди, Джулио (издатель)