Interested Article - Парень и велосипед

«Па́рень и велосипе́д», «Ма́льчик и велосипе́д» ( англ. Boy and Bicycle ) — чёрно-белый короткометражный фильм-дебют британского режиссёра Ридли Скотта . Был снят в начале 1960-х годов в период, когда он учился в лондонском Королевском колледже искусств . Был полностью закончен в 1965 году, после получения гранта на переозвучку от Британского института кино . Отмеченный литературными и кинематографическими влияниями, фильм примечателен тем, что в нём содержится ряд стилистических элементов, которые станут характерными для последующего творчества британского мастера.

Сюжет

«Парень и велосипед» повествует об одном дне шестнадцатилетнего подростка Тони, жителя английского приморского городка. Фильм начинается с кадра, снятого ручной камерой с точки зрения героя, когда он просыпается и осматривает свою комнату, разбуженный шумом улицы, будильником, голосами отца и нелюбимой мачехи. Он обдумывает предстоящий день и решает не идти в школу, а посвятить его своему любимому занятию — езде на велосипеде по улицам городка. Во время прогулки Тони посещает многие места, впечатления от которых переданы в его размышлениях, представленными голосом за кадром в виде потока сознания . На пляже он вспоминает о счастливых днях с матерью, дедушкой и бабушкой, а также нелестно отзывается о своей мачехе, заставляющей его обращаться к ней «мамочка». Вечером застигнутый грозой парень хватает свой велосипед и едет на нём вдаль по обмелевшему берегу моря.

История создания

Предыстория

С 1947 года по 1952 год Ридли Скотт жил с семьёй в Германии, где его отец проходил военную службу. После этого Скотты вернулись в Англию, в приморский городок Стоктон-он-Тис , расположенный в северо-восточном графстве Дарем . Здесь отец вновь занялся судоходным бизнесом, который ранее покинул в связи с событиями Второй мировой войны . Впечатления полученные во время жительства в этом суровом, индустриальном районе отразились на характере творчества будущего режиссёра. В подростковом возрасте Ридли увлёкся рисованием и фотографией; он довольно рано понял, что его влекло к «мрачным, довольно меланхоличным темам». Среди соседей именно в их семье первым появился телевизор, а мать привила детям любовь к кино. Скотты каждую субботу ходили в кинотеатр, где познакомились с голливудскими фильмами; некоторые из них произвели на Ридли большое впечатление, в частности, вестерны .

Создание

В 1958 году Ридли с отличием окончил Колледж искусств Вест-Хартлпул ( West Hartlepool College of Art ) в Мидлсбро и, после некоторых сомнений, поступил в лондонский Королевский колледж искусств , где сумел получить стипендию и стал учиться на графического дизайнера . В учебном заведении ещё не было кинематографического отделения, но в одной из кладовок ему посчастливилось найти ручную 16-миллиметровую камеру Bolex и инструкцию к ней. Неприхотливая швейцарская камера широко использовалась в документальном и независимом кинематографе . Эта находка сподвигла Скотта написать сценарий фильма, ставший первым в его длительной карьере .

Портовый Хартлпул послужил одним из мест съёмки фильма

Ридли выступил в качестве сценариста, режиссёра, оператора, выполнил подробную раскадровку (последнее стало его прерогативой и в дальнейшем), а на роль героя-рассказчика вынужден был позвать своего младшего брата Тони Скотта , впоследствии успешного режиссёра. Такой выбор был обусловлен ограниченностью бюджета короткометражки : по одним данным он составил 60 , а по другим — 65 фунтов . Фильм снимался в 1961 году на протяжении шести недель в портовых городах Редкар и Хартлпул , расположенных недалеко от дома Скотта, что опять же объяснялось стремлением сэкономить. Тони вспоминал, что в период создания короткометражки выкурил много сигарет марки Woodbine : «крепких, как сажа» и в его «голове прогремел гонг» . После монтажа получился 27-минутный фильм, который был представлен преподавателям и одноклассникам. В 1964 году, после того как Скотт получил грант на переозвучку в размере 250 фунтов от Британского института кино, он вернулся к работе над своим дебютом. Режиссёру удалось уговорить композитора Джона Барри записать новую версию его саундтрека «Вперёд, христианские космонавты» ( Onward Christian Spacemen ), ранее использованную в английском телесериале «Человеческие джунгли» ( The Human Jungle ; 1963—1965). Запись музыкального сопровождения прошла в лондонской студии с профессиональным оркестром и при личном участии композитора, чем Ридли был очень доволен . Позже режиссёр объясняя свой замысел говорил, что это был фильм о «детях, растущих в индустриальном, но всё же романтическом окружении города на северо-восточном побережье Англии» .

Художественные особенности

По наблюдению Иэна Нейтана, биографа Ридли Скотта, короткометражный фильм отмечен явным влиянием романа Джеймса Джойса « Улисс » (1918—1920). Кроме того, начинающий режиссёр стремился передать «бессознательные переживания своих юных лет, и в свободном сюрреализме фильма лежит краеугольный камень всего грядущего». Таким образом в этой ранней работе содержатся элементы стилистики более позднего творчества Скотта. По мнению биографа, в ленте «Парень и велосипед» до некоторой степени отразилась рецепция визуальных эффектов из дзидайгэки « Трон в крови » Акиры Куросавы и строгая, реалистическая манера британской новой волны .

Нейтан описывал свои впечатления от дебюта Скотта следующим образом: «Через искренние лирические образы, сопровождаемые внутренним монологом, который представляет собой поток сознания, мы наблюдаем за днём парня, который прогуливает школу, колеся по городу на велосипеде и размышляя о жизни». Сам же британский мастер посмеиваясь говорил, что надолго опередил автобиографический фильм « Четыреста ударов » (1959) Франсуа Трюффо , одного из лидеров французской новой волны . Дэвид Моррисон ( David Morrison ) также останавливался на модернисткой технике потока сознания, восходящей к Джойсу, а также указывал со ссылкой на Скотта, что «жуткая пустынность пляжа» является данью уважения философской драме Ингмара Бергмана « Седьмая печать » (1956) . Российский киновед Сергей Кудрявцев писал, что художественные вкусы начинающего режиссёра формировались под некоторым влиянием английского «свободного кино» и « кинематографа рассерженных », в которых прослеживается установка на «документальную манеру и социально-критический пафос…» .

Последующие события

После окончания с отличием колледжа Ридли Скотт получил стипендию в США, где стажировался в нью-йоркском рекламном агентстве Drew Associates , а также менее года работал в монтажной группе ведущих американских режиссёров-документалистов. В 1962 году, после путешествия по США, он вернулся в Англию, где стал работать дизайнером в корпорации BBC , через несколько лет добившись, чтобы его взяли в качестве режиссёра эпизодов, снимавшихся там телесериалов .

Скотт оставил Би-би-си в 1968 году и занялся производством, в основанной в 1965 году собственной рекламной компании Ridley Scott Associates , где работали Алан Паркер , Хью Хадсон и его брат Тони. В целом за свою карьеру Ридли Скотт снял более 2 тысяч рекламных роликов, отмеченных множеством призов . В 1973 году он обратился к своему дебюту, сняв рекламный ролик «Мальчик на велосипеде» ( Boy on the Bike ) для английского производителя хлебобулочных изделий Hovis Bread . Он признаётся одной из лучших, знаковых рекламных работ британского телевидения и самым известным роликом режиссёра. В рекламе, как и в его премьерном фильме, также представлены улочки провинциального английского городка и мальчик движущийся на велосипеде . В начале 1970-х годов Ридли хотел снять несколько полнометражных фильмов, но довести дело до конца ему удалось только с костюмной драмой «Дуэлянты», вышедшей на экраны в 1977 году, то есть только через пятнадцать лет после того как он снял свой первый фильм. Это открыло ему двери в большое кино, сделав одним из самых известных английских режиссёров современности. Ранние фильмы — «Парень и велосипед» и «Дуэлянты» — часто выпускаются на одном DVD . В 1991 году на экраны вышел «феминистский» роуд-муви « Тельма и Луиза », где, по мнению критики, затрагиваются темы поднятые в фильме 1965 года: стремление к свободе, освобождению от «условностей» . В 2018 году Скотт получил британскую почётную премию BAFTA Academy Fellowship Award во время вручения которой был показан ролик с нарезкой кадров из его 26 фильмов, включая первый — «Парень и велосипед» .

Примечания

  1. . www.screenonline.org.uk . Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
  2. , с. 13—14.
  3. , с. 14.
  4. . web.archive.org (11 января 2016). Дата обращения: 8 января 2023. Архивировано из 11 января 2016 года.
  5. , с. 15—16.
  6. , с. 15.
  7. .
  8. , с. 16—17.
  9. , с. 247.
  10. , с. 18.
  11. (англ.) . the Guardian (23 августа 2007). Дата обращения: 8 января 2023. 26 марта 2023 года.
  12. Budd Wilkins. (амер. англ.) . Slant Magazine (25 апреля 2013). Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
  13. , с. 82.
  14. , с. 6.

Литература

  • Нейтан, Иэн. Ридли Скотт. Гений визуальных миров. От Чужого до Марсианина = Ridley Scott, Visionary / Пер. с англ. А. Пушикина. — М. : Эксмо, 2021. — 240 с. — (Подарочные издания. Кино). — ISBN 978-5-04-113211-8 .
  • Краснова Г. В. Скотт Ридли (Scott, Ridley) // Кино США: режиссёрская энциклопедия / Сост. Краснова Г. В. — М. : ВГИК, 2015. — С. 247—250. — 356 с. — ISBN 978-5-87149-171-3 .

Ссылки

  • Сергей Кудрявцев. KM.ru (29 мая 2000).
Источник —

Same as Парень и велосипед