Interested Article - Мирандцы
- 2020-08-17
- 1
Мира́ндцы ( порт. и мирандск. mirandeses ) — романоязычное этноязыковое меньшинство , населяющее регион в Португалии , на крайнем северо-востоке страны на границе с Испанией ( муниципалитеты Миранда-ду-Дору , Вимиозу и Могадору округа Браганса Северного региона ) . Согласно данным Большой российской энциклопедии , являются частью португальцев , хотя их родной диалект относится к астуро-леонскому языковому ареалу . Говорят на португальском языке и мирандском наречии , признанном в Португалии одним из официальных языков региона Миранда, некоторые владеют испанским . По вероисповеданию — католики .
По данным Большой российской энциклопедии, к 2015 году в Португалии проживало около 15 тыс. носителей мирандского языка . По другим данным, на мирандском говорят не более 6000 человек (2010) .
Язык
Мирандцы представляют собой коренное население Португалии , выделяющееся среди остальных португальцев прежде всего по языку. Мирандские говоры (мирандес/мирандеш) являются продолжением астуро-леонского (леоно-астурского, леонского) языкового континуума на территории Португалии . Мирандский родственен астурийскому , леонскому , эстремадурскому и кантабрийскому языкам и диалектам Испании . При этом в мирандском, как и в двух других говорах северо-востока Португалии (риодонореше и гуадрамилеше) отмечаются переходные черты к португальского языка . Мирандский язык признан наряду с португальским вторым официальным языком в тех общинах , где проживает мирандоязычное население . Согласно законам, принятым в 1999 году, в школах Мирандского региона допускается преподавание мирандского языка как факультативного предмета .
Мирандцы по большей части двуязычны и воспринимают португальский язык и культуру как неотъемлемую часть своего самосознания .
Особенности культуры
Музыка и танцы
Помимо языковых отличий мирандцы выделяются также по самобытным чертам культуры. Одной из заметных особенностей культуры Мирандского региона является широкое распространение . Хотя этот танец сейчас известен по всему северу Португалии, есть основания полагать, что родиной паулитейруша является , где он, вероятнее всего, изначально играл роль колядок . Также для мирандской культуры характерна народная музыка, исполняемая на волынках , и сохранение некоторых языческих ритуалов под названием , практикуемых на рождественском и пасхальном праздниках .
Костюм
Традиционная часть мирандского костюма — плащ капа-де-онраш из овечьей шерсти, имеющий форму полукруга и украшенный аппликацией, вышивкой и бахромой . Существует две основные версии происхождения мирандского плаща: от тёплой верхней одежды пастухов или от капы — элемента католического церковного облачения . В современной культуре плащ стал выполнять функцию почётного подарка для выдающихся людей (так, в 2019 году мирандский плащ был вручён папе Франциску ) . Исторически это был элемент исключительно мужской одежды, но в 2017 году была разработана аналогичная женская модель .
Ежегодно 6 января в Миранда-ду-Дору в капа-де-онраш облачают статую Младенца Иисуса , которую несут вокруг собора во главе торжественной процессии .
Кухня
Среди наиболее характерных блюд мирандской кухни — сладкий пирог, который традиционно готовят на Пасху. С целью сохранения этой традиции в Миранда-ду-Дору проводится ежегодный фестиваль .
Примечания
- ↑ // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 224—225. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 . (Дата обращения: 16 сентября 2022)
- , Castro I. , Fernandes M. , , Gonçalves V. , Marquilhas R. , Martins C. , , Pires M. , , Raposo J. A. (порт.) . — Miranda do Douro / Lisboa: Câmara Municipal de Miranda do Douro / , 1999. — 56 p. — ISBN 9729640459 . 31 марта 2010 года. (Дата обращения: 16 сентября 2022)
- ↑ García J. M . : [ 16.09.2022 ] : [ галис. ] // . — A Coruña, 2010. — 20 marzo. (Дата обращения: 16 сентября 2022)
- ↑ Кабицкий М. Е. Конструирование образа «Чужого»: этнокультурные группы в Южной Европе // / Отв. редакторы и составители М. Е. Кабицкий , М. Ю. Мартынова . — М. : ИЭА РАН , 2016. — С. 79—80. — 302 с. — ISBN 978-5-4211-0156-7 . 2 октября 2021 года. (Дата обращения: 16 сентября 2022)
- Испанский язык // Языки мира. Романские языки / редакционная коллегия тома , , . — М. : , 2001. — С. 457. — 720 с. — ISBN 5-87444-016-X .
- Вольф Е. М. Португальский язык // Языки мира. Романские языки / редакционная коллегия тома , , . — М. : , 2001. — С. 463. — 720 с. — ISBN 5-87444-016-X .
- Вязовиков А. В., Ятаева Е. В. Статус мирандского идиома в современной Португалии: социолингвистический анализ Т. 15 , вып. 4 . — С. 1216 . — ISSN . // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Грамота, 2022. —
- Кабицкий М. Е. Конструирование образа «Чужого»: этнокультурные группы в Южной Европе // / Отв. редакторы и составители М. Е. Кабицкий , М. Ю. Мартынова . — М. : ИЭА РАН , 2016. — С. 80. — 302 с. — ISBN 978-5-4211-0156-7 . 2 октября 2021 года. (Дата обращения: 16 сентября 2022)
- ↑ (порт.) . Museu de Terra de Miranda . Дата обращения: 16 ноября 2022. 16 ноября 2022 года.
- ↑ Mairos, Olímpia (2019-02-13). . Sapo (порт.) . из оригинала 16 ноября 2022 . Дата обращения: 16 ноября 2022 .
- . Jornal T (порт.) . 2017-03-30. из оригинала 16 ноября 2022 . Дата обращения: 16 ноября 2022 .
- (порт.) . Museu da Terra de Miranda . Дата обращения: 16 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
- Alves, Carina (2019-04-22). . Brigantia (порт.) . из оригинала 16 ноября 2022 . Дата обращения: 16 ноября 2022 .
- 2020-08-17
- 1