Interested Article - Принцип оборотня

«При́нцип о́боротня» ( англ. The Werewolf Principle ) — научно-фантастический роман Клиффорда Саймака , впервые опубликованный в 1967 году издательством «Putnam». Произведение рассказывает об андроиде , созданном для освоения планет и решения проблем, связанных со столкновением с чуждым разумом. Роман получил противоречивую оценку критики.

Сюжет

Далёкое будущее. Человечество освоило межзвёздные путешествия и контактирует с представителями внеземного разума . События романа начинаются в 2487 году. Недалеко от Антареса была обнаружена криокапсула с человеком. Личность его не была установлена. Человек не помнил своего прошлого. Он взял себе имя Эндрю Блейк, был доставлен на Землю и поселился в Соединённых Штатах, став жить, как обычный гражданин. Время от времени Эндрю преследовали странные видения образов других миров, провалы в памяти, когда он не мог вспомнить, где находился. Так, в один из подобных моментов, Эндрю оказался недалеко от дома сенатора Хортона. Он познакомился с сенатором и его дочерью Элин. Между ними возникли романтические отношения. После этого Эндрю переводят для более глубокого исследования в клинику. Герой покидает клинику и меняет свой облик на волка. Волки к тому времени давно вымерли на Земле.

Героя находят в его новом обличье и возвращают в клинику, но он снова сбегает. Постепенно Эндрю понимает, что он андроид и в его сознании находятся три разума. Время от времени один из них берёт контроль над разумом и трансформирует тело. О Блейке начинает писать мировая пресса. Он становится предметом почитания и преследования одновременно. Блейку помогают с самоидентификацией проживающие на Земле пришельцы Брауни, напоминающие небольших животных, похожих на хорьков . Герой получает послание от человека Теодора Робертса. В результате он узнаёт тайну своей личности и причины создания.

Примерно двести лет назад, в 2266 году, Робертс на основе своего сознания создал андроида для освоения других планет и отправил его в космос. Встретив разумное существо, андроид-оборотень поглощал и ассимилировал его разум (то, что и называлось «Принципом оборотня»). Андроид, в результате, мог превратиться в точную копию существа, но с разумом человека. По замыслу учёных, андроид должен был вернуться на Землю и дать возможность лучше изучить принципы мышления инопланетян. При помощи подобных андроидов в дальнейшем могла произойти массовая колонизация планет с любыми условиями жизни. Однако эксперимент прошёл неудачно, ассимиляция прошла не совсем по плану и внутри разума Эндрю оказалось три разума: Оборотень (с человеческим разумом), инопланетная сущность под названием «Охотник» и сущность «Мыслитель». Процесс прошёл некорректно и все три разума стали контролировать его тело. Время от времени один из разумов полностью брал верх. Охотник на родной планете имел облик, схожий с земным волком, поэтому Эндрю превращался время от времени в подобие волка.

В этот же момент в обществе разгорается дискуссия о биоинженерии и методах колонизации других планет. Необходимо ли изменить планету, её природу под человека, или же стоит изменить самого человека и приспособить для проживания на другой планете. В результате обсуждения принято решение продолжить эксперимент, связанный с Эндрю Блейком. Выясняется, что существует второй андроид такого же типа, как и он. Элин Хортон, назвавшаяся дочерью сенатора, была на самом деле андроидом, в тело которой был помещён разум безвременно погибшей девушки. Эндрю получает космический корабль и вместе Элин отправляется изучать глубины космоса .

Контекст

Во второй половине 1960-х годов произведения Новой волны стали преобладать на прилавках книжных магазинов . Клиффорда Саймака не относили к этому течению, и он продолжал разрабатывать темы интересные ему. Саймак, после романов « Город » и « Пересадочная станция » приобрёл значительную популярность среди читательской аудитории. В опросе лучших писателей фантастов проведенном журналом Analog писатель занял седьмое место. . Вышедшие один за другим в 1967—1968 годах романы «Принцип оборотня» и « Заповедник гоблинов » обозначили новый этап творчества писателя. В этих произведениях оказались смешаны жанры фэнтези и твёрдой научной фантастики, элементы фольклора и мистики .

Прежде всего, один из главных героев романа вервольф — излюбленный персонаж фэнтези, нередко фигурирующий и на стыке с научной фантастикой . Важную роль в сюжете играют Брауни, инопланетная раса небольших существ . Они встречаются в других произведениях (романы «Исчадия разума», «Наследие звёзд») Исследователь творчества писателя Фрэнсис Лиалл здесь проследил влияние шотландского фольклора и назвал их « хоббитами » Саймака . Брауни прибыли с созвездия Енотовая шкура ( Coonskin ) . Подобная «местность» неоднократно встречается в других произведениях фантаста. Недалеко от Милвилла («Вся плоть — трава») находится деревня Coon Valley .

Писателю всегда был присущ широкий круг интересов и эксперименты с жанрами. Основная сюжетная линия со смешением трёх разумов достаточно необычна, однако главная тема романа «Принцип Оборотня», одна из любимых для фантаста: столкновение земного и неземного разумов . В данном случае человеческое и чужое оказалось смешано в теле и разуме андроида , созданного специально с целью колонизации обитаемых планет . Искажение человеческого сознания, под влиянием инопланетного разума можно сравнить с основной сюжетной линией романа Уэллса « Остров доктора Моро » . Ставший изгоем на Земле, преследуемый, Блейк ищет свою идентичность и находит в лице Брауни, инопланетян также живущих на Земле и другого андроида Элин. Необычность сюжета в том, что читатель может оценить происходящее именно с точки зрения пришельца .

Тема романа тесно перекликается с другими работами, вышедшими в тот период времени. Как свойственно многим произведениям Саймака, столкновение с пришельцами происходит на Земле или её ближайших окрестностях . Много общего с романом « Вся плоть — трава » 1965 года . В обоих произведениях основные события происходят в провинциальной Америке, в небольшом городке . В нём также происходит столкновение с необычными инопланетянами — разумными цветами. Характерно для творчества Саймака схожее позитивное отношение инопланетян к Земле, которую не рассматривают как объект притязаний . Сюжетная линия, связанная с вечно живущим андроидом, также разрабатывалась автором в ранних рассказах 1940-х годов: «Потерянная вечность» и «Второе детство» .

Действие романа протекает в далеком будущем. Писатель активно использует атрибуты фантастического будущего: полёты к звездам, роботов, биоинженерию. Значительную часть произведения занимает описание быта землян: умные дома XXV века, роботы; но они являются только антуражем, никогда не занимая важного значения в творчестве писателя. Роман затрагивает тему андроидов в необычном ключе. Блейк обладает сверхъестественными способностями (бессмертие, способность копировать другой организм). Однако главный герой, хоть и является искусственно созданным существом, но ближе к человеку, нежели роботу .

Критика

Обозреватели и читатели отнеслись к эксперименту со смешением жанров фэнтези и научной фантастики сдержанно, некоторые высказывались о посягательстве на чистый жанр научной фантастики. Отвечая критикам, Саймак заявлял о том, что никогда не относил себя к представителям твёрдой научной фантастики . Он неоднократно высказывался о том, что научную фантастику своего времени можно рассматривать, как современную мифологию . Критик Дэвид Прингл заметил, что, как писатель, Саймак никогда особо «не доверял» технологическому началу, всегда отдавая должное духовному и мистическому .

Критики оценили роман, как экстраполяцию предыдущих работ писателя, посвящённых теме внеземного разума, их переосмысление. Лучшей частью книги критик Роберт Эвальд назвал главу, где излагается взгляд на происходящее с точки зрения инопланетянина, то, что разум — понятие одинаково важное на любой планете во Вселенной. Объединение трёх разумов даёт всем троим новые неведомые возможности

Наш дом — весь космос. Вся Вселенная. Возможно, это как раз то, подумал Блейк, что попытался объяснить ему разум Теодора Робертса. Земля, он сказал, не более, чем точка в пространстве. Это относится, конечно, и ко всем другим планетам, ко всем звёздам – они лишь разбросанные в пустоте точки концентрации вещества и энергии. Разум, сказал Теодор Робертс, не энергия, но разум. Не будь разума, всё это распыленное вещество, вся эта бурлящая энергия, вся эта пустота потеряли бы смысл. Только разум в состоянии обнять материю и энергию и вложить в них значимость.

Глава 35

( ) из журнала «Analog» дал противоречивую оценку. Книга нехарактерна для творчества Саймака чрезмерной жестокостью и « непасторальной » тематикой обычной для предыдущих работ. Колонизация планет, описанная в романе, могла происходить насильственным, по отношению к местным обитателям, образом. Критик выделил раскрытие темы отношений в обществе далёкого будущего, технологий и проблем, с которыми столкнётся человечество, взаимоотношения нескольких внеземных личностей внутри разума одного человека, раскрытие темы далёкого будущего в романе. Удачной стала основная сюжетная линия постепенного знакомства главного героя и, вместе с ним, читателя с обществом Земли. Критик отметил нетипичный для писателя уровень насилия в романе и дал общую оценку «неплохо, но не великолепно» .

Примечания

  1. , с. 89.
  2. , с. 75.
  3. , с. 85.
  4. , с. 20.
  5. , с. 676.
  6. , с. 67.
  7. , с. 121.
  8. , с. 44.
  9. , с. 45.
  10. , с. 125.
  11. , с. 90.
  12. , с. 89.
  13. , с. 19.
  14. , с. 22.
  15. , с. 81.
  16. , с. 91.
  17. , с. 88.
  18. , с. 23.
  19. , с. 20.
  20. , с. 82.
  21. Staff review. (англ.) . sciencefictionruminations (8 февраля 2020). Дата обращения: 28 января 2023. 29 января 2023 года.
  22. , с. 162.

Литература

  • Robert J. Ewald. . — Wildside Press LLC, 2006. — С. 1. — 160 с. — ISBN 9781557422187 .
  • Thomas D. Clareson. . — Popular Press, 1976. — С. 2. — 294 с. — ISBN 9780879721206 .
  • Brian Stableford. . — Routledge, 2006. — С. 3. — 576 с. — ISBN 9781135923730 .
  • Francis Lyall. . — Paragon Publishing, 2020. — С. 4. — 200 с. — ISBN 9781782227304 .
  • David Cowart, Thomas L. Wymer. . — Gale Research Company, 1981. — С. 5. — 346 с. — ISBN 9780810309180 .
  • Sam J. Lundwall. . — Ace Books, 1971. — С. 6. — 256 с.
  • Leo Margulies. . — Pyramid Books, 1963. — С. 7. — 144 с.
  • S. T. Joshi. . — Greenwood Publishing Group, 2007. — С. 9. — 796 с. — ISBN 9780313337826 .
  • P. Schuyler Miller. (англ.) // Analog Science fiction. — 1968. — No. June . — P. 8 .
  • David Pringle. (англ.) // Foundation. — 1977. — No. 11/12 . — P. 10 .
Источник —

Same as Принцип оборотня