Ерзин, Салих Юсупович
- 1 year ago
- 0
- 0
Хати́п Юсу́пович Миннегу́лов ( тат. Хатыйп Йосыф улы Миңнегулов ; род. 12 мая 1939 , Сармаш-по-Ирне , Заинский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский литературовед . Доктор филологических наук (1991), профессор (1992). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005), (1994). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (1995).
Хатип Юсупович Миннегулов родился 12 мая 1939 года в деревне Сармаш-по-Ирне Заинского района Татарской АССР . Из крестьянской семьи . Отец — Юсуф Миннегулович (1909—1944), тракторист-комбайнёр, погиб на фронте Великой Отечественной войне в Белоруссии . Мать — Гайнелхаят Шайхелисламовна (1912—1999), в одиночку воспитала четверых детей в тяжёлые послевоенные годы . Брат — (р. 1935, капитан дальнего плавания), сёстры — Гульнур (р. 1937, работник связи), (р. 1939, учитель) . Пятый ребёнок, дочь Халиса (1941—1942), скончалась в младенчестве от болезни .
Несмотря на окружающую нищету, с детства стремился к знаниям, был активным ребёнком, помогал матери по хозяйству . С юных лет интересовался литературой, рано начал писать стихи, очерки, статьи . В 1946 году окончил начальную четырёхклассную школу в родной деревне, в 1953 году — семилетнюю в соседнем селе Фёдоровка в двух километрах. Не имея возможности продолжить обучение из-за финансовых проблем, следующий год работал в колхозе «Вперёд» . В 1954 году поступил в среднюю школу села Старый Кашир Сармановского района за 25 километров, которую окончил в 1957 году, после чего хотел остаться в родной деревне и отработать два обязательных года в колхозе для дальнейшего поступления в Казанский авиационный институт . Однако, в том же году по приглашению брата на поезде приехал в Таджикскую ССР , где работал на урановом заводе в посёлке Табошар Ленинабадской области , также занимался уборкой хлопка .
В 1958 году из-за болезни матери вернулся на родину, где был заведующим деревенского клуба, а также корреспондентом районной газеты «Кызыл Зәй» . В 1959 году уехал в Казань , где поступил на отделение татарского языка и литературы историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина . В студенческие годы заинтересовался литературной критикой, был известен среди товарищей как «наш Белинский », публиковался в газете « », был внештатным корреспондентом « Радио Татарстана » . В 1962—1963-м учебном году был переведён на заочное обучение и по распределению отправлен в Пензенскую область , где работал учителем в средней школе села Кутеевка Белинского района . В 1963 году принят кандидатом в члены КПСС , а в следующем году вступил в партию . Окончив университет в 1964 году , трудился директором средней школы села Чукмарлы и секретарём партийного комитета колхоза «Чулпан» Сармановского района (1964—1966), затем был заведующим кабинетом партийного просвещения и исполняющим обязанности заведующего отделом пропаганды и агитации Сармановского районного комитета КПСС (1966—1967) .
В 1967 году перешёл на работу ассистентом на кафедру татарской литературы Казанского университета, где с 1974 года был старшим преподавателем, а с 1981 года — доцентом . Сравнительно поздно занялся учёной работой, пройдя непростой жизненный путь к науке . В 1972 году получил учёную степень кандидата филологических наук , защитив диссертацию «Переводы и оригинальные произведения Саифа Сараи» под научным руководством профессора X. У. Усманова . В 1984—1989 годах был заместителем декана филологического факультета по вечернему и заочному обучению, неоднократно исполнял обязанности декана и заведующего кафедрой . Также являлся заместителем секретаря и секретарём партбюро историко-филологического факультета (1974—1976), секретарём партбюро филологического факультета (1984—1989), был парторгом отделения татарской филологии, председателем группы народного контроля и заведующим жилищно-бытовым сектором народного контроля на филфаке . В 1991 году стал доктором филологических наук по итогам защиты диссертации на тему «Татарская литература и восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики)» . В 1992 году получил учёное звание профессора . В 1999—2009 годах занимал пост заведующего кафедрой истории татарской литературы факультета татарской филологии и истории КФУ . Был заместителем председателя совета по защите диссертаций по филологическим наукам при Казанском университете (1991—2020), где состоял учёным секретарём (1991—2001) и заместителем председателя (2001—2008) . За годы работы Миннегулов создал собственную литературоведческую школу , обучив несколько поколений студентов , а под его руководством было написано более десятка кандидатских диссертаций .
Член Союза писателей Республики Татарстан (с 1992 года) . Был президентом «Общества Тукая» (1999—2015), членом правления (2002—2005) и коллегии (2005—2011) СП РТ . На протяжении ряда лет являлся членом диссертационного совета при Институте языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова , учёным секретарём совета по литературоведению при Академии наук Республики Татарстан , председателем секции «Языки и литература народов РФ» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации , был членом редколлегии журналов « Казан утлары » и « », главной научно-редакционной коллегии « Татарской энциклопедии », членом учёного совета Национального музея Республики Татарстан . Также сотрудничает с Тюменским государственным университетом , где был председателем государственной экзаменационной комиссии на татарском отделении . Ныне является профессором-консультантом кафедры татарской литературы Высшей школы национальной культуры и образования имени Г. Тукая при Казанского (Приволжского) федерального университета .
Удостоен почётных званий заслуженного деятеля науки Российской Федерации (2005) и (1994) . В 1995 году получил Государственную премию Республики Татарстан в области науки и техники за монографию «Татарская литература и восточная классика» . Также является обладателем литературных премий имени Кул Гали (1998), Г. Исхаки (2005), Дж. Валиди (2014), (2015), Х. Атласи (2017), Ш. Марджани (2017) . Лауреат конкурсов на лучшую научную работу Казанского университета (1983, 1994) , широко известен педагогам и учащимся своими учебниками по истории татарской литературы , победитель VII общероссийского конкурса изданий для вузов «Университетская книга» (2015) с учебным пособием «Восточная классика и татарская литература» . В 2019 году отметил 80-летний юбилей .
Отличается значительной эрудицией, увлечённостью делом, трудолюбием и целеустремлённостью в многогранной деятельности на ниве литературоведения , тюркологии , ориенталистики , литературной критики , так в профессорской и общественной работе, выступая как внимательный педагог, друг и помощник студента, прирождённый оратор, мастер татарского словесного искусства, владеющий всем богатством фактического материала в сочетании с ясностью и доступностью изложения . Специализируется на древней и средневековой татарской литературе , её взаимосвязей с Востоком, с арабской , персидской и турецкой литературами , изучении литературы XX-XXI веков, татарской литературы и печати зарубежья, а также методики и теории словесности . Является автором около полутора тысяч публикаций, в том числе порядка пятидесяти книг, более десятка монографий, сотен научных сборников, текстологических работ, хрестоматий, учебников, методических пособий по татарской литературе для школ, специальных и высших учебных заведений . Владеет английским , немецким , казахским , турецким , узбекским , арабским , персидским , старотюркским языками .
Первые научные работы Миннегулова посвящены исследованиям литературы древних эпох, Средневековья , Золотой Орды , вопросам своеобразия творчества и текстологии наиболее ярких представителей тюрко-татарской литературы, в чём он сразу показал себя специалистом своего дела . Занявшись изучением своеобразного жанра обрамлённой повести (кысалы кыйсса), результатом чего стал выход монографии «Обрамлённые повести в восточной и татарской литературах» (1988), Миннегулов проанализировал данные такого рода произведений с точки зрения взаимосвязи фольклора и письменной литературы, использования переводов и заимствования текста в них из работ других писателей. Он широко подошёл к вопросу изучения распространённости на Востоке таких произведений, как « Калила ва Димна », « Тути-наме », « Тысяча и одна ночь », значительно расширив базу научно-теоретических и литературных источников, выявил идейно-эстетические и поэтические особенности произведений, дал им сравнительную оценку. Особо Миннегулов остановился на анализе тех путей, которыми данная литература доходила до татарского читателя, каково было влияние произведений на духовную жизнь народа. В частности, по его мнению, популярности восточной литературы у татар способствовало её жанровое богатство, отражение в произведениях самых прекрасных человеческих качеств и духовных ценностей, ответов на актуальные вопросы бытия, что в конечном счёте послужило основой для оживления собственной национальной литературы . Значительный вклад Миннегулов внёс в научный анализ таких классических жанров восточной поэзии, как газель , рубаи , дастан , иляхи бейт, китта, мадхия, марсия, мунаджат, насихатнаме, тазкира, фард, хаджнаме, хикаят, хикмет .
Особое признание в научном мире Миннегулов снискал фундаментальным трудом «Татарская литература и восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики)» (1993), в котором дал описание огромного отрезка истории татарской литературы, проанализировав её многовековые тесные связи с арабской, персидской и турецкой литературами. Изучив многочисленные исторические, географические, религиозные и литературные источники, он пришёл к выводу о том, что татары издавна имели тесные связи с народами Востока, а татарская литература по сути своей является одной из ветвей мусульманской культуры, в чём испытала на себе сильное влияние восточной литературы. По словам Миннегулов, чем и обусловлены успехи татарской литературы к началу XX века, так это восточным и тюркским наследием, без которого немыслимо творчество С. Сараи , Ю. Баласагуни , Кутба , , Мухамедьяра , Г. Утыз-Имяни , М. Колый , К. Насыри , всего национального литературного творчества дотукаевского периода за пятнадцать веков его развития. Подходя к оценке произведений с должным уважением, художественным вкусом, взвешенностью суждений, Миннегулов получил известность и признание своими трудами, посвящёнными научному анализу творчеству как писателей исторического прошлого, так и современных литераторов, например, Ю. Баласагуни , А. Ясави , Кутб , , , С. Сараи , Мухамедьяр , Ш. Заки , К. Насыри , Г. Чокрый , М. Акмулла , , С. Кукляшев , Р. Фахретдин , Ф. Халиди , З. Бигиев , Г. Тукай , Г. Исхаки , Дердменд , С. Рамиев , Ш. Бабич , М. Гафури , Г. Ибрагимов , М. Джалиль , , А. Гилязов , , , Р. Гаташ , Ф. Байрамова , а также Т. Шевченко , М. Ауэзов , Ч. Айтматов .
Миннегулов также изучает зарубежную татарскую литературу и периодическую печать, творчество писателей-эмигрантов, чему посвятил многочисленные статьи в сборниках «Наше слово в мире…» (1999) и «Слушая эхо веков…» (2003), монографии «Творчество Гаяза Исхаки в эмиграции» (2004) и «Татарская литература Зарубежья» (2007). Похвальную оценку получило исследование эмигрантского периода жизни и творчества Г. Исхаки , данное в рамках единой целостной системы. По словам Миннегулова, вынужденная эмиграция серьёзно повлияла как на проблематику произведений, так и на жизненную картину мира, отстаиваемые писателем идеи и взгляды. По его выводам, Исхаки выступил как продолжатель национально-гуманистических традиций татарских литераторов начала ХХ века, обогатил её новыми оттенками, а его творчество может быть рассмотрено только как во взаимосвязи со всей татарской художественной литературой. В книге о татарской литературе зарубежья Миннегулов сосредоточился на теме, до того времен остававшейся вне поля научного исследования. Учитывая, что татары везде занимались просветительством и творчеством, в разных странах издавали газеты и журналы, учёный проанализировал обширный массив печатных источников, представил богатую информацию о зарубежных татарских изданиях, обстоятельный анализ опубликованным стихотворениям, рассказам, драмам. Уделив внимание большому количеству литераторов, Миннегулов сосредоточился на тех авторах, которые своим творчеством определили художественно-эстетическое направление зарубежной татарской литературы, как, например, , , , , . Проанализировав тематику, мотивы, изобразительные средства, язык и стиль произведений, учёный пришёл к выводу о том, центральным местом творчества эмигрантских литераторов являются тоска по родной земле, размышления о прошлом, настоящем и будущем татарского народа, борьбе за независимость и счастье, что не отличает их от татарских литераторов советского времени .
Масштабный труд «Этапы развития тюркотатарской, античной и русской литератур» (2014) по-новому представил Миннегулова, в качестве не только специалиста по тюрко-татарской литературе с древнейших времен до наших дней в художественно-эстетической и национально-философской плоскостях взаимоотношений с культурой народов Востока, но и как исследователя влияния античной цивилизации, древнегреческих и древнеримских литераторов и философов на мировой литературный процесс, и на русскую литературу в частности. Обозначив лишь отдельные аспекты такого обширного научного вопроса, учёный подвёл серьёзную базу под дальнейшие исследования тюрко-татарской литературы в сравнительно-историческом плане с античной и русской литературами . Внимания также заслуживает текстологическая работа учёного, он подготовил и выпустил в собственном переводе лирику и дастаны С. Сараи , произведение «Рисалаи Газиза» Т. Ялчыгула , стихотворный роман «Хосров и Ширин» Кутба , снабдив их своими научными комментариями и предисловиями . Такие книги Миннегулова, как «Размышления на стыке веков» и «Записи разных лет» (обе — 2010), по оценкам критики, также положительно были восприняты общественностью как задающие направление научным спорам, пробуждающие интерес к новым поискам и исследованиям . Также является автором мемуаров «Воспоминания о моей долгой жизни» в двух томах (2018, 2021) .
Жена — Рамзия Садриевна, родом из Сармановского района , выпускница физико-математического факультета Карагандинского университета , программист, поженились в 1964 году . Двое детей: сын Булат (род. 1965, выпускник Казанского инженерно-строительного университета ) и дочь Гульназ (род. 1967, выпускница Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта , гимнастка , мастер спорта СССР , в результате несчастного случая в 1989 году осталась инвалидом) .