Гаффаров, Габдулахат Габдрахманович
- 1 year ago
- 0
- 0
Назым Габдрахманович Ханзафаров ( тат. Назыйм Габдрахман улы Ханзафаров ; 12 сентября 1937 , Большие Кайбицы , Кайбицкий район , Татарская АССР , РСФСР , СССР — 30 декабря 2023 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский и российский литературовед , краевед , геральдист . Доктор филологических наук (1996). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (1997). Автор идеи государственного герба Республики Татарстан .
Назым Габдрахманович Ханзафаров родился 12 сентября 1937 года в селе Большие Кайбицы Кайбицкого района Татарской ССР . Мать Файруза из многодетной крестьянской семьи , отец Габдрахман из-под Орла, погиб на Великой Отечественной войне . С детства писал стихи, с которыми публиковался в районной газете .
После окончания большекайбицкой средней школы в 1954 году уехал в Казань и поступил в техническое училище № 8, окончив которое в 1955 году работал по направлению радиотехником машинно-тракторной станции в селе Дубъязы Высокогорского района . В 1956—1958 годах служил в Советской армии , после чего вернулся в родное село, где был директором местного дома культуры, секретарём комсомольской организации , вёл активную общественную деятельность . После упразднения Кайбицкого района в 1962 году переехал в Зеленодольск , сначала работал методистом самодеятельного театра, затем был заместителем директора дома культуры «Родина» . Параллельно поступил на заочное отделение историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина , который окончил в 1965 году .
Продолжив работу в зеленодольском доме культуры и интересуясь татарской литературой, в 1970 году поступил в аспирантуру Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР , где с 1973 года работал научным сотрудником . В 1975 году получил учёную степень кандидата филологических наук , защитив диссертацию «Драматургия Наки Исанбета» под научным руководством . В 1996 году стал доктором филологических наук по итогу защиты диссертации на тему «Татарская комедия (истоки и развитие)» . В 1997 году перешёл в Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан , где в 1999—2001 годах возглавлял отдел литературоведения, а в 2004 году вышел на пенсию . В 2022 году отметил 85-летний юбилей . В последние годы из-за проблем со здоровьем потерял возможность передвигаться и говорить .
Назым Габдрахманович Ханзафаров скончался 30 декабря 2023 года в Казани в возрасте 86 лет . После церемонии прощания в Казани похоронен по мусульманскому обряду на кладбище в родном селе Большие Кайбицы .
Проявил себя разносторонним учёным, живо интересовался разнообразными областями науки, от филологии до истории и архитектуры . Является автором множества трудов, монографий, книг, статей в области истории татарской драматургии, сценической литературы, театрального искусства, комедиографии, исследований творчества Н. Исанбета , К. Тинчурина , М. Файзи , Т. Гиззата , Ф. Бурнаша . Участвовал в текстологической подготовке к изданию собраний сочинений М. Джалиля (1976) и Г. Камала (1979) , был автором, заместителем ответственного редактора и членом редакционной коллегии фундаментального труда «История татарской литературы» (1984—2001) в шести томах . Не ограничиваясь татарской литературой, уделял большое значение сохранению архитектурных памятников, ряд работ посвятил изучению истории башни Сююмбике в Казани и в Болгаре . Также занимался краеведением, изучал историю Кайбиц и Кайбицкого района . Активно участвовал в татарском национальном движении, с 1990 года состоял членом комитета по защите суверенитета Татарстана . Будучи председателем комиссии по образованию при культурном обществе имени Ш. Марджани , занимался вопросами открытия татарских гимназий, назначений директоров и поиском опытных учителей, активно выступал в печати, указывая, что «без возрождения национальной школы нельзя надеяться на возрождение нации» . В 1999 году написал либретто для оперы «Сююмбике» композитора Б. Мулюкова , где, по собственным словам, «стремился отразить народную драму, связанную с крушением Казанского ханства, потерей многовековых культурных ценностей» . Также является автором статей Татарской энциклопедии .
Книга «Драматургия Наки Исанбета (проблемы жанра, конфликта и героя)» (1982) стала первым монографическим исследованием творчества писателя, в которой Ханзафаров проследил основные этапы развития драматургии Исанбета, выявил жанровые особенности и идейно-тематическую основу произведений . Особо выделяется монография «Татарская комедия (истоки и развитие)» (1996), где он осветил вопросы развития национальной комедиографии от её зарождения до современности, выявил её фольклорно-этнографические и литературные истоки, а также рассмотрел народную смеховую культуру как основу возникновения и формирования данного жанра . Начав с древности, с карнавалов, обрядовых зрелищ и цирковых номеров, Ханзафаров проследил также влияние европейской и русской драматургии, проникновение тюркской литературной традиции, продемонстрировав хорошее знание литературной практики и теории . За этот труд в 1997 году он был удостоен Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники . В дальнейшем, во множестве публикаций на конкретных примерах он указывал на национальный характер комедии и драматургии как части многовекового культурного богатства татарского народа, развивающегося и в творчестве современных драматургов, таких как Т. Миннулин и . На протяжении долгого времени Ханзафаров также был научным редактором сборников произведений-лауреатов конкурса «Новая татарская пьеса», которым посвящал отдельные литературоведческие статьи, где предстаёт учёным, тонко чувствующим веяния времени, демонстрирующим всё богатство изложения научно-теоретического и фактического материала . К 85-летию Ханзафарова в свет вышел труд «Татарская драматургия: обзоры, творческие портреты» (2023), в котором собраны статьи и заметки учёного по вопросам истории татарской сценической литературы . Особенно близкой для себя он считал романтическую драматургию М. Файзи , посредством которой можно познакомиться с деревенской жизнью и почувствовать саму душу народа .
Свой вклад Ханзафаров внёс в геральдику , выступив автором идеи и концептуального решения государственного герба Республики Татарстан (1992) . После принятия декларации о суверенитете республики для разработки новой символики была создана государственная комиссия, на рассмотрение которой было представлено множество проектов — от башни Сююмбике до дракона или полумесяца со звездой . Руководитель организационной группы по государственным символам Конституционной комиссии Республики Татарстан Р. М. Харисов настаивал на изображении крылатого змея Зиланта , изображённого Т. Г. Хазиахметовым и имеющим сходство с Аждахой , однако такое предложение вызвало массу споров . Выступая на заседании комиссии, Ханзафаров предложил свой вариант со снежным барсом , подведя под него историко-культурное обоснование .
Поскольку крылатый змей, как Зилант, так и Аждаха, является отрицательным персонажем национального фольклора, Ханзафаров полагал, что он не мог быть символом татарского народа . Учитывая, что после взятия Казани русскими войсками в 1552 году изображение змея было включено в царскую печать, а в дальнейшем и в герб Казанского наместничества , он указывал, что «царские геральдисты, преследуя определённые идеологические цели, приписывали побеждённому Казанскому ханству и Казани такие негативные свойства», хотя наряду с отрицательным Аждахой в татарских сказаниях фигурирует и положительный змей Шахмара, помогающий главному герою . В свою очередь, по словам Ханзафарова, барс является государственным символом булгар, вписывается в мировой геральдический ансамбль как новый государственный символ Татарстана, утверждающий «такие нравственные общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс»; обосновал он также все стилистические и цветовые решения герба .
По словам Ханзафарова, Татарстан является продолжением Волжской Булгарии , государства, созданного объединёнными племенами под руководством Кубрат-хана , тогда как среди предков булгарского народа есть и барсилы , чьим тотемным животным был барс . В отличие от змея, барс в его представлении не был запятнан имперскими и отрицательными коннотациями, несмотря на то, что на территории Татарстана не обитает . Образ барса не встречается и в татарских народных сказках, однако широко представлен в декоративно-прикладном искусстве Волжской Булгарии . Согласно исследованиям Ф. Х. Валеева , изображение дракона также имеет булгарское начало, тогда как Ханзафаров в своих соображениях о происхождении этого символа следовал М. Г. Худякову и не учитывал всей вышедшей в последующем научной литературы . Критики указывают, что изображение барса появилось на гербе на волне популярности булгарской теории происхождения татарского народа «без надлежащего взвешенного исторического, догматического и идеологического анализа», с намёком на «объединение в единую общность территориально, конфессионально и культурно разрозненных народов», что «делает вызов существующему административно-территориальному делению государства», в «очередной раз не учитывая мнения русского народа, проживающего на территории республики» .
В исторической науке есть темы и проблемы в течение десятилетий остававшиеся в тени, несмотря на их важность и актуальность. К таковым относятся не только отдельные аспекты булгарско-татарской геральдики, но и эта область науки в целом. Неразработанность геральдических проблем особенно ярко проявилась в начале 90-х годов, когда перед Верховным Советом нашей республики со всей остротой встал вопрос о принятии новых государственных символов суверенного Татарстана. Известно, что именно в то время Ханзафаров предложил свой проект герба Татарстана — крылатого барса, научно обосновал и отстоял его на страницах печати и на сессии Верховного Совета РТ. Ф. Ш. Хузин о работе Ханзафарова .
Собственно сам герб нарисовал художник-монументалист , в связи с чем о Ханзафарове в дальнейшие годы фактически забыли . Изначально Фахрутдинов представил герб с барсом, основанный на работах Валеева, однако этот вариант Харисов отклонил, но в дальнейшем была принята версия Ханзафарова . В итоге, 6 февраля 1992 года на сессии Верховного Совета был утверждён государственный герб Татарстана работы Ханзафарова и Фахрутдинова . Сам Фахрутдинов называл себя единственным автором герба , будучи на самом деле лишь фактическим исполнителем . В дальнейшем, как указывалось в прессе, справедливость восторжествовала, Ханзафаров был указан в числе авторов герба, чему имеется подтверждение в виде официальных и исторических документов . Впоследствии он также принял участие в разработке герба Кайбицкого района .
Именем Назыма Ханзафарова названа улица в Больших Кайбицах .
Жена — Гузалия Миннахметовна, родом из Мамадышского района , медик по профессии, поженились в 1960 году. Двое детей — сыновья Линар (работник здравоохранения) и Ильшат (архитектор) .