Агафонов, Николай Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Рафаэль Абдулхаевич Агафонов ( тат. Рафаэль Габделхәй улы Агафонов ; 10 июля 1934 , Владимир , Владимирский район , Ивановская Промышленная область , РСФСР , СССР — 26 июня 2014 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский и российский художник , скульптор , сценограф .
Рафаэль Абдулхаевич Агафонов родился 10 июля 1934 года во Владимире . По национальности — татарин , всю свою дальнейшую жизнь в творчестве связавший с Татарстаном .
С 1950 года жил в Казани , где в 1959 году поступил на театрально-декорационное отделение Казанского художественного училища . Окончив училище в 1963 году, уехал по распределению в Альметьевск . Работал художником Альметьевского татарского драматического театра , в частности, выступил автором афиш, декораций и эскизов костюмов к спектаклю «Тамгалы йорт» («Домик с приметой», 1963, реж. ) . В дальнейшем перешёл на педагогическую работу, преподавал в детской художественной школе № 1 .
В 1969 году переехал в Бугульму , где работал в бугульминском филиале (1976—1986) . В 1986 году перешёл на работу в нефтегазодобывающее управление « », где до 1996 года был руководителем творческой группы эстетики в цеху научно-исследовательских и производственных работ под руководством , занимался оформлением производственных помещений, административных зданий и прилегающих территорий . Выйдя на пенсию, уехал к семье в Казань .
Рафаэль Абдулхаевич Агафонов скончался 26 июня 2014 года в Казани, похоронен на кладбище Киндери .
Активно участвовал в художественной жизни нефтяных районов Татарии, был одним из ведущих художников юго-восточного региона республики в области станковой и монументально-декоративной скульптуры . Сыграл определённую роль в развитии скульптуры не только в Альметьевске, но и в Бугульме, будучи практически единственным мастером, создавшим в этих районных центрах ряд декоративных композиций для различных архитектурных сооружений . По приезде из Казани стал основоположником региональной скульптурной школы в Альметьевске, с именем Агафонова связан качественный сдвиг в искусстве монументальной скульптуры — такие его произведения, посвящённые истории и современности нефтяного края, украсили парки, площади, фасады и интерьеры общественных зданий города, став неотъемлемой частью архитектурно пространственной среды . Был также одним из первых профессиональных художников города, занявшихся декоративно-прикладным искусством, в частности, создавал медали, декоративные вазы, настенные тарелки в технике чеканки по меди . Также увлекался живописью и графикой, писал плакаты . Произведения Агафонова находятся в , в частных коллекциях .
Работал с мрамором , бронзой , медью , алюминием , бетоном , гипсом , однако качество творческих поисков ограничивалось отсутствием материальной базы . Будучи человеком творческим и не склонным к коммерции, испытывал трудности из-за отсутствия крупных заказов на скульптуру, ввиду чего многие его работы остались лишь в виде эскизных моделей . Скульптурный язык Агафонова характеризуется реалистической трактовкой образов, чёткой моделировкой формы с акцентом на характерных деталях, тонированием гипсовых композиций под бронзу, проработкой поверхности скульптуры с помощью резца, создающего градации света и тени . Его работы отличаются своеобразием национально-романтической направленности, в произведениях часто встречается обобщенный символико-аллегорический образ народного героя в облике булгарского Воина, татарского Батыра, Матери-воительницы, хранительницы и продолжательницы рода, молодой девушки, олицетворяющей чистоту и красоту .
Участвовал в зональных, республиканских и городских выставках, выставлялся с 1957 года . В том же году на Республиканской выставке самодеятельных художников в Казани занял первое место со скульптурой «Последняя песня» («Муса Джалиль перед казнью») . В творчестве Агафонова важное место занимали темы гражданской и Великой Отечественной войн , в частности, он является автором бюстов Героя Советского Союза М. Г. Сыртлановой (1985), альметьевца (1980), лётчика В. П. Чкалова (1970) . Помимо этого, создал бюст М. А. Ахмадуллина в селе Урсалабаш (1975) , бюсты на аллее героев войны в парке культуры Бугульмы — Г. Г. Гафиатуллина , В. С. Графова , П. З. Манакова , Н. П. Сентюкова , И. М. Никитина , М. Х. Халиуллина , В. А. Медноногова , А. П. Рудакова , Г. П. Кудряшева (все — 1975, совместно с ) . Также является автором скульптурных портретов нефтяников, рабочих, учёных, деятелей культуры , в частности, горельефа на пьедестале памятника Г. Тукаю возле лицея № 2 в Бугульме (1976) , бюстов академика И. М. Губкина перед зданием учебно-курсового комбината « » (1980) , члена‑корреспондента Российской академии наук П. И. Рычкова на его родине в селе Спасское Бугульминского района (1984) .
В 1970—1980-х годах сосредоточился на тематике малой и большой родины, выступив автором соответствующих скульптурных композиций «Великий Булгар» (1970), «Родная земля — опора сыновей» и «Татарстан» у входа в административное здание Лениногорска (обе — 1977), «Зухра» и «Птица-феникс» у городских родников (ныне утрачены) . В 1970 году стал автором скульптурных композиций «Батыр», «Гимнастка», «Земля на ладони», «Победитель», «Факельщик» на тему физкультуры, установленных на городском стадионе, а позднее перемещённых в холл спортивного комплекса ОАО « Татнефть » . Авторский стиль Агафонова нашёл яркое проявление в монументальной скульптуре «Вечный огонь» в Бугульме (1986, бетон ), жанровых композициях «О любви» (1964, 1969 — гипс ), «Татарстан» (1977, гипс тонированный), «Новая Булгария» (1990), скульптурных портретах «Верховой» (председатель 1-й Урсалинской коммунистической ячейки (1968, гипс), серия из двенадцати плакеток в технике выколотки по алюминию , посвящённых Мавле Колыю , и другим деятелям татарской культуры (все — 1997) . В 1988 году создал скульптуру «Сокровища Девона» в технике выколотки из медного листа, которая изначально с фонтаном и подсветкой размещалась в фойе НГДУ «Альметьевнефть», а затем была установлена в оздоровительном лагере «Юность» .
Наиболее известным и крупным произведением Агафонова является монументальная скульптура «Мать Татария» (1995), ставшая одним из неофициальных символов Альметьевска . Согласно критикам, скульптура обладает новаторским значением как в отношении оригинального пространственного решения, так в области поисков национальной образности и декоративной выразительности, что нашло своё воплощение в ряде подготовительных моделей и эскизов до создания оригинальной работы . Агафонов трудился над работой два года в обычной мастерской — сначала он лепил отдельные части из глины, покрывал слоем гипса, соединял их и заливал бетоном, а затем по получившей отливке исполнял выколотки из медных листов, которые потом спаивали и склёпывали в единое целое. В дальнейшем готовые медные части скульптуры крепились к металлическому каркасу, который сваривался отдельно уже на месте, на высоком гранитном постаменте при въезде на майдан для Сабантуя . Статуя выглядит несколько непропорциональной, схематичной и грубоватой, что критики связывали с долгой и утомительной работой Агафонова, который стремился максимально упростить внешний вид произведения, всё же отличающегося нужным обобщением и монументальностью. В то же время он отмечал, что если б постамент был выше, по изначальной задумке, то скульптура смотрелась бы с более выгодного ракурса, вызывающего меньше вопросов .
Семиметровая фигура женщины в национальном костюме стоит на стилобате , представляющим из себя архитектурно-пространственный комплекс со смотровым видом на Альметьевск — широкая площадка, сложенная из облицовочного кирпича, прорезана несколькими лестничными маршами и террасами, будучи устроенной в несколько уровней с учётом естественного гористого рельефа. Скульптура является воплощением богатой земли-кормилицы, национальным сиволом татарской женщины, что выражено в определённой атрибутике — орнаментированный головной убор калфак , нагрудное украшение , камзол , помимо общего силуэта длинного татарского национального платья . Все детали орнаментально стилизованы, а четкость и лаконичность форм выражена посредством строго вертикального торса и подчеркнута движением рук. Правая рука вытянута в сторону на уровне груди и своим жестом символизирует гостеприимство, тогда как поднятая вверх левая рука согнута в локте и как бы держит светящийся диск солнца с отходящими от него лучами, пятиконечными звездами, а также разлетающимися силуэтами голубей в качестве символа мира . Скульптура находится в ведении , однако никак не охраняется, по причине чего в 2023 году её задняя часть была разобрана на металлолом . Вскоре полицейскими был задержан мужчина, который в течение месяца снимал медные листы со скульптуры и сдавал на пункт приёма цветного металла, за что выручил порядка 13 тысяч рублей — в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье о краже, а со скульптурой провели реставрационные работы .
Жена — Алсу Усмановна, , преподаватель альметьевской детской музыкальной школы № 1. Имели двух дочерей — Гузель и Гульнур .