Interested Article - Гион-мацури

Процессия даси на Гион-мацури в Киото, 17 июля 2011 года

Гион-мацури ( яп. 祇園祭 ) — синтоистский праздник ( мацури ), отмечаемый ежегодно в течение июля в японском городе Киото . Праздник проводит святилище Ясака-дзиндзя совместно с районными общинами . Целью праздника является защита города от эпидемий . Наряду с токийским (神田祭) и осакским (天神祭) входит в тройку крупнейших мацури Японии .

Раньше назывался также Гион-э ( яп. 祇園会 ) или Гион-горё-э ( яп. 祇園御霊会 ) .

В 867 году важный политический деятель Фудзивара-но Мотоцунэ снёс свой дом в Киото и повелел возвести на его месте буддийский храм, посвящённый Годзу-тэнно (牛頭天皇), божеству индийского или корейского происхождения, отводящему эпидемии. С эпохи Камакура Годзу-тэнно стали отоджествлять с синтоистским божеством Сусаноо (которому также приписывали защиту от болезней), и храм преобразовался в комплекс миядэра , то есть в синтоистское святилище под управлением буддийских монахов, в данном случае относящихся к храму Энряку-дзи . Этот комплекс назывался Гион-ся ( яп. 祗園社 ) . В эпоху Мэйдзи Гион-ся стал чисто синтоистским храмом и с тех пор называется Ясака-дзиндзя .

В основе мероприятия лежит буддийский ритуал умиротворения душ (яп.) . Праздник был проведён впервые в 869 году по воле императора Сэйва в ознаменование победы жителей Киото над эпидемией чумы . Для изгнания эпидемии по городу пронесли микоси (священный паланкин, в котором переносят ками ) из Гион-ся, а в императорском саду Синсэн-эн установили 66 алебард ( яп. хоко ) , символизировавших 66 провинций Японии . По другим версиям, началом праздника послужила подобная церемония, проведённая в 970 или 975 году . В X веке праздник становится ежегодным и проводится по сей день . Проведение мероприятия прерывалось дважды: с XIV века до начала XVI, а также во время американской оккупации в 1946—1951 годах . После реставрации Мэйдзи переход на европейский календарь привёл к переносу праздника с седьмого дня шестого месяца (июня) на июль .

Первые ритуалы Гион-мацури проводятся в первых числах июля, последний — летняя церемония очищения — 31 июля . Самой знаменитой частью праздника является процессия даси, больших деревянных платформ двух типов: яма (山) и хоко. Поэтому процессия называется «ямабоко-дзюнкё» или «ямахоко-дзюнкё» ( яп. 山鉾巡行 ). Яма представляют собой конструкции из брусьев весом 1,2-1,6 тонн, которые несёт на плечах команда из 15-20 носильщиков. Их плоские крыши украшены зонтами, ториями и фигурами исторических деятелей. Хоко (символизирующие алебарды) — колесницы высотой в 24 метра с деревянными колёсами, которые тянут за канаты. Они собраны из некрашенных балок и задрапированы шелками и гобеленами. Крыша некоторых хоко имеет форму пагоды или башенки, у других — огромной шляпы. На первом этаже колесниц мужчины совершают ритуальные действия веерами, символизирующими Аматэрасу , на втором расположены музыканты ( хаясиката ), играющие музыку, характерную для каждой хоко. С крыши колесниц разбрасывают сделанные из бамбука и соломы талисманы тимаки (粽), обеспечивающие здоровье. Процессия даси проводится дважды — 17 и 24 числа. За связь с божествами во время процессии прежде всего отвечает тиго ( яп. 稚児 ) — мальчик-прислужник, находящийся на первой колеснице. Его выбирают из богатых семей города и 11 июня ритуально посвящают в эту роль в Ясака-дзиндзя. Раньше тиго были и на остальных колесницах, сегодня их заменяют куклы. Каждая платформа представляет некий сюжет, отражённый в её названии. Например, на «Тростниковом паланкине» ( яп. 木賊山 Токуса-яма ) показана сцена из одноимённой пьесы театра но , на других можно увидеть корейский поход императрицы Дзингу и эпизод из жизни основателя сюгэндо Эн-но Гёдзя . Между 1966 и 2014 годами из-за нежелания властей перекрывать улицы для автомобилей процессия ямабоко проводилась лишь 17 числа, а 24 числа устраивали процессию традиционных зонтов ханагаса ( яп. 花傘 ) . В 2009 году процессия даси была признана ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием .

После прохода процессии, ритуально очистившей путь, вечером 17 числа проходит торжественный ритуал синкосай, в ходе которого участники проносят три микоси, в которые помещаются синтаи (вместилища духа божества) храма Ясака. Из храма микоси переносят в отабисё — временную стоянку для божеств. 24 июля, после второй процессии, микоси так же несут обратно в храм .

Процессия ямабоко играет двойную роль. Во первых, с эпохи Муромати она выделилась в художественно-развлекательную часть праздника, связанную, прежде всего, с киотскими торговцами. С другой стороны, она ритуально очищает улицы перед проходом процессии микоси. Каждую из платформ готовит и ведёт один из 33 кварталов района Гион. Районы действуют независимо, а их действия координирует Ассоциация ямахоко праздника Гион ( яп. 祗園祭山鉾連合会 ) .

Многие святилища по всей стране заимствовали традицию Гион-мацури, например, Кусида-дзиндзя на Кюсю .

Примечания

  1. (англ.) . www.yasaka-jinja.or.jp . Дата обращения: 14 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  2. (англ.) . www.gionmatsuri.or.jp . Дата обращения: 14 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  3. Porcu E. (англ.) // Journal of Religion in Japan. — 2020. — Vol. 9 , no. 1—3 . — P. 37—77 .
  4. (яп.) . kotobank.jp . Дата обращения: 14 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  5. Toshinao Y. (англ.) // Japan Quarterly. — 1989. — Vol. 36 , no. 4 . — P. 418 .
  6. Молодякова Э. В. Ритуал в синтоистской традиции // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И. С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 121—122. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
  7. Bocking, Brian. A Popular Dictionary of Shinto (англ.) . — Surrey: Curzon Press, 2005. — P. 28—29. — ISBN 020398627X .
  8. Синто — путь японских богов / Ермакова Е. М., Комаровский Г. Е., Мещеряков А. Н. — СПб. : Гиперион, 2002. — С. 495—497. — ISBN 5893320573 .
  9. (яп.) . kotobank.jp . Дата обращения: 23 мая 2023. 23 мая 2023 года.
  10. (англ.) . www.gionfestival.org . Дата обращения: 26 мая 2023. 26 мая 2023 года.
  11. Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion (англ.) . — Honolulu, 2013. — P. 146—147. — ISBN 9780824837754 .
Источник —

Same as Гион-мацури