Interested Article - Хранитель престола
- 2020-02-20
- 1
Хранитель престола (или блюститель престола ; сир. ܢܛܪ ܟܘܪܣܝܐ , nāṭar kursyā , на́тар курси́я ) — назначаемый преемник правящего патриарха в Церкви Востока . Первоначально хранитель престола должен был управлять церковью в период между смертью одного патриарха и избранием нового. В первой половине XV века, при патриархе католикосат Церкви Востока стал наследственным в семье Бар Мама . Таким образом новый католикос должен был избираться из семьи предыдущего. Данный обычай стал традиционным для Ассирийской церкви Востока вплоть до второй половины XX века, за исключением иерархических линий, находившихся в унии с Римско-католической церковью . Практика наследственной передачи патриаршества Ассирийской церкви Востока была фактически прекращена в 1976 году избранием католикоса-патриарха Мар Дынхи IV .
Практика наследственного патриаршества
Первоначально хранителю престола было поручено управлять церковью в период между смертью одного патриарха и избранием нового. В 554 году получил особый статус и полномочия организовывать избрание нового патриарха . С XIV века функцию управления церковью во время вакансий между смертью католикоса-патриарха и избранием его преемников выполняли . В первой половине XV века, при патриархе католикосат Церкви Востока стал наследственным в семье Бар Мама . По мнению российского исследователя Н. Н. Селезнёва причинами введения данной практики стали трудность организации собрания епископов для выборов предстоятеля и возрастающее родовое сознание .
Мар Шимун и его преемники, вопреки каноническому праву , назначали на эту должность, обычно своих племянников . Данная традиция наследования прочно укоренилась после 1552 года среди патриархов Ассирийской церкви Востока , за исключением иерархических линий , находившихся в унии с Римско-католической церковью .
В 1551 году католикос-патриарх в соответствии со сложившейся традицией наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, назначил своим преемником ребёнка восьмилетнего возраста — Шимуна Дынху . Недовольство некоторых епископов таким порядком, привело в следующем году к тому, что на соборе в Мосуле они вместе с духовенством, монахами и делегатами-мирянами от каждого региона , избрали новым патриархом настоятеля монастыря Раббана Ормизда Юханнана Сулаку , который принял имя Шимун VIII . В 1553 году Шимун VIII Сулака, прибыл в Рим , принял католическое исповедание веры, епископское рукоположение и был назначен «патриархом халдеев» папой Юлием III . Фактически это привело к расколу и разделению некогда единой Церкви Востока на католическую и некатолическую фракции . Сторонники наследственной передачи патриаршего титула сохранили автокефалию и доэфесское вероучение . Cторонники выборов предстоятеля церкви вступили в юрисдикционное и вероучительное единство с Римско-католической церковью .
Как правило блюститель престола был племянником или младшим братом католикоса-патриарха. Хранитель престола не всегда становился следующим патриархом. Это происходило по разным причинам. Например, внезапная смерть блюстителя престола или изменения лояльности со стороны правящего предстоятеля .
Список хранителей престола
Католикос | Годы патриаршества | Натар курсия |
---|---|---|
1450–1497
|
Илия, митрополит Мосула, племянник Шимуна IV | |
1497–1502
|
Хнанишо | |
1502–1504
|
неизвестен | |
1504–1538
|
Ишояб, вероятно, митрополит Мосула, брат Шимуна VI | |
1538–1558
|
Хнанишо, племянник Шимуна VII, которого сменил его брат Илия в 1550 году |
Католикос | Годы патриаршества | Натар курсия |
---|---|---|
1558–1591 | Хнанишо, брат Илии VI и Ишояб | |
1591–1617 | Шимун (будущий Илия VIII), Хнанишо | |
1617–1660 | Хнанишо | |
1660–1700 | Ишояб (будущий Илия X) | |
1700–1722 | Ишояб и Хнанишо | |
1722–1778 | Ишояб | |
1778–1804 | Ишояб и Хнанишо | |
1780–1830 | Нет |
Католикос | Годы патриаршества | Натар курсия |
---|---|---|
Шимун VIII Сулака | 1553–1555 | Отмена наследственной передачи |
Абдишо IV Марон | 1555–1570 | Нет |
1570–1580 | Нет | |
1580–1600 | Нет | |
1600–1638 | Мар Ишояб, восстановление наследственной передачи | |
1638–1656 | Неизвестен | |
1656–1662 | Неизвестен | |
1662–1700 | Неизвестен | |
1700–1740 | — | |
1740–1780 | — | |
1780–1820 | Неизвестен |
Католикос | Годы патриаршества | Натар курсия |
---|---|---|
1681–1696 | Нет | |
1696–1713 | Нет | |
1713–1757 | Нет | |
1757–1780 | Нет | |
1780–1827 | Нет |
Линия Илии (№ 1) с резиденцией в Алькаше прервалась в 1804 году, потеряв большую часть своих последователей из-за Иоханнана VIII Ормизда, члена семьи Бар Мама, который перешёл в унию и в 1828 году, после смерти конкурирующего кандидата, племянника последнего признанного патриарха линии Иосифа (№ 3) с резиденцией в Амиде, был избран халдейским католическим патриархом. Эти иерархические линии были продолжены патриархами Халдейской католической церкви . Линия Сулаки (№ 2) несмотря на вступление с унию с Римом в 1553 году, оказалась единственной линией наследования, не состоящей в общении с Католической церковью. Исследователь Дэвид Уилмшерст считает, что при патриархе Шимуне X (1600—1638) произошёл возврат к « старой вере » и был восстановлен обычай натар курсия . Эта иерархическая линия была продолжена католикосами-патриархами Ассирийской церкви Востока .
Назират
В 1450 году католикос-патриарх Мар Шимун VI Бассиди ввёл особое положение — «назират». Его суть заключалась в том, что будущая мать хранителя престола во время беременности и сам будущий католикос с рождения не могли вкушать мяса . Позднее появился обычай в соответствии с которым сестра хранителя престола также соблюдала пищевые ограничения , посвящала жизнь служению будущему патриарху или становилась монахиней .
Оценки
Диакон московского храма Мат Марьям Ассирийской церкви Востока считает обычай натар курсия оправданным, поскольку в Средние века , зачастую, западные миссионеры и османские власти вмешивались в выборы католикосов-патриархов Церкви Востока . Римско-католическая церковь считала наследственную передачу патриаршества нарушением канонического права. До конца правления патриарха (1579—1600), иерархическая линия первого патриарха-униата Шимуна VIII Сулаки (линия Сулаки) поддерживала общение с католиками, однако возврат к наследственной форме передачи патриаршества сделал признание со стороны Рима невозможным . В 1872 году папа Пий IX выпустил энциклику « Quae in patriarchatu », касающуюся положения дел в Халдейском восточнокатолическом патриархате , в которой назвал обычай натар курсия «позором наследственной преемственности патриархов» .
Примечания
- ↑ , p. 237.
- ↑ , с. 64.
- ↑ , p. 193.
- Н. Н. Селезнёв. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 509—510. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8 .
- , p. 32.
- ↑ с 22:15 на YouTube
- ↑ Небольсин Э., Кораев Т. К. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин ». — С. 235—268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6 .
- ↑ , p. 22.
- , с. 65.
- , p. 239.
- ↑ , p. 240.
- ↑ , p. 245.
- , p. 242.
- ↑ , p. 243.
- , p. 244.
- ↑ , p. 246.
- , p. 247.
- , p. 248.
- , p. 249.
- , p. 250.
- , p. 251.
- , p. 252.
- , p. 253.
- ↑ , p. 254.
- ↑ , p. 255.
- ↑ , p. 256.
- , p. 257.
- ↑ , p. 258.
- ↑ , p. 259.
- ↑ , p. 238.
- F. Kristian Girling. The Chaldean Catholic Church: A study in modern history, ecclesiology and church-state relations (2003–2013) (англ.) . — Department of Theology, Heythrop College, University of London, 2015. — P. 70—71. — 341 p.
Литература
- На русском языке
- Селезнёв Н. Н. . — Москва, 2001. — 105 с. — ISBN 5-86748-082-8 .
- На английском языке
- Baum W., Winkler D. W. (англ.) . — London-New York: Routledge-Curzon, 2003. — ISBN 9781134430192 .
- Murre-Van Den Berg H. // Hugoye: Journal of Syriac Studies. — 1999. — Vol. 2, no. 2. — P. 235—264.
- Wilmshurst D. (англ.) . — Louvain: Peeters Publishers, 2000. — ISBN 9789042908765 .
- 2020-02-20
- 1