Седьмое небо (ресторан)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ресторан «Палкинъ» размещался по адресу Невский проспект , 47 / Владимирский проспект , 1 и считался одним из самых знаменитых заведений общественного питания в дореволюционном Петербурге. Он отличался от других элитных ресторанов тем, что в нём подавались блюда русской кухни, а официанты были одеты как половые в трактирах . Заведение называли царём русской кухни в дореволюционном Санкт-Петербурге .
В городе существовало два одноимённых заведения. Первый — «Старопалкинъ» — размещался на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы , и второй — «Новопалкинъ» — на углу Невского и Литейного проспектов. Второй приобрёл широкую известность в городе . Новое заведение также называли «Владимирским» .
Первый трактир на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы основал купец третьей гильдии А. С. Палкин в 1785 году. Данное заведение славилось постным столом . Трактир работал в период моды на французскую кухню, и купец рекламировал заведение как своеобразную «Кухню Родины», где подавались блюда на основе древнерусских рецептов . В «Путеводителе по Петербургу» от 1846 года трактир Палкина называли заведением с самыми вкусными коренными русскими блюдами. На тот момент трактир принадлежал внуку Павлу Палкину, блюда там подавались половыми в кумачовых рубахах. Заведение хвалили за высокое качество блюд и невысокие цены .
Павел Палкин открыл второй трактир в 1850 году на углу Невского и Литейного проспектов в доме купца Алексеева . Старый и новый трактиры начали называть «Старопалкиным» и «Новопалкиным». Со временем «Новопалкинъ» стал одним из самых известных трактиров города. Когда дело унаследовал правнук К. П. Палкин, он провёл ребрендинг бизнеса и реконструкцию заведения, решив на его месте открыть ресторан с европейским сервисом и ввести в меню блюда французской кухни . В отличие от его предков — ревнителей традиционной кухни, Константин Палкин хотел привлечь богатых клиентов и для этого реконструировал здание с приспособлением его для размещения крупного ресторана по проекту академика архитектуры Андрея Карловича Кейзера . Помимо ресторана, в доме открылась банкирская контора, меняльная лавка, парикмахерская и несколько магазинов .
Обновлённое помещение ресторана выделялось своей обширностью и роскошью, в ресторане было 25 залов, бильярдная и бассейн со стерлядями . Лестница, ведущая в бельэтаж , была украшена фонтаном и тропическими растениями. Кухня была размещена на верхнем этаже, чтобы в остальные помещения ресторана не проникал дым. Приготовленная еда опускалась на нижние этажи особою машиной . Несмотря на введение французских блюд, ресторан по-прежнему был прежде всего известен из-за подачи русских блюд. В праздничные дни подавались французские блюда вперемешку с русской по будням. Ресторан также подавал своё знаменитое в городе фирменное блюдо — куриные котлеты «по-палкински» .
После смерти К. П. Палкина его семья сдала ресторан в аренду купцу В. И. Соловьёву, который владел гастрономическим магазином в том же здании. Соловьёв также владел « Большой северной » гостиницей на Знаменской площади . Он ввёл так называемые воскресные обеды с музыкой, исполнявшейся оркестром лейб-гвардии Преображенского полка . Соловьёв также ввёл в меню своё фирменное блюдо «парфе а-ля Соловьёв» . Для данных нужд купец перестроил здание, надстроив его пятым этажом по проекту архитектора Александра Сергеевича Хренова в 1904—1906 годах . В новом концертном зале в начале XX века выступали в том числе неаполитанцы или румынский оркестр .
В 1914 году в Российской империи был введён сухой закон , который губительно сказался на заведении, да и в целом на городском ресторанном бизнесе, и к 1917 году «Палкинъ» прогорел и закрылся . Его помещения переоборудовали под тюремные камеры, которых не хватало в Петрограде . В 1925 году зал бывшего ресторана переоборудовали под кинотеатр «Титан» .
В 1990-е годы в бывших помещениях кинотеатра ЗАО «СЭТ-Гейм» открыло казино и расселило находящуюся над ним коммунальную квартиру . На полученные доходы на третьем этаже был открыт ресторан под именем «Палкинъ» , который размещается в шести залах из 25 исторических . Были восстановлены исторические интерьеры , хотя и с некоторыми нововведениями — например, в виде плазменных телевизионных экранов или ламп в стиле модерн , также предприниматели восстановили чугунный балкон . В меню включили некоторые старинные блюда .
Интерьеры ресторана, начало XX века.
|
Второй этаж стал сдаваться после запрета в России азартных игр .
Основными посетителями «Палкина» были представители средних сословий — литераторы, лавочники, подрядчики, преподаватели, служащие департаментов и т. д. В ресторане было оборудовано 25 залов в том числе и потому, что представители разных сословий не любили мешаться между собой, например в ресторане имелись одни залы, предназначенные для дворян, и другие залы для купцов. За счёт такого разделения гости могли проводить в ресторане столько времени, сколько им хотелось и не вступать в конфликты . Ресторанные залы превращались в своеобразные клубы, где любили собираться компании приятелей . Писатели предпочитали собираться в буфетной комнате с нижним ярусом оконных стекол с изображением сцен из « Собора Парижской Богоматери » Гюго . Их беседы любили подслушивать другие посетители ресторана . Здесь также обедали выпускники петербургских вузов и богатые провинциалы . Ресторан особенно ценил писателей — клиентов , так как своим постоянным пребыванием они делали рекламу заведению .
За время существования ресторана, его посещало множество знаменитых общественных и культурных деятелей — Гоголь , Достоевский , Лесков , Мей , Некрасов , Панаев , Салтыков-Щедрин , Щербина , Бальмонт , Блок , Мережковский , Гиппиус , Горький , Кузмин , Куприн , Суворин , Фидлер , Чехов , Каратыгин , Мартынов , Юрьев , художники Лукомский , Репин , Сапунов , композиторы Глазунов , Римский-Корсаков , Чайковский и другие . По этой же причине ресторан не раз упоминался в классических произведениях, например в « Мёртвых Душах » Гоголя или в рассказе «Без места» Чехова .
Ресторан в 1880-е годы стал своеобразным гей-клубом среди так называемых «теток» — богатых гомосексуальных мужчин . Заведение прилегало к « гомосексуальному маршруту », по которому гуляли тетки в поисках секс-работников или любовников в дореволюционном Петербурге . В ресторане работал лакей Зайцев, поставлявший теткам в отдельные кабинеты для любовных утех солдат и юношей — секс-работников. Для этой цели ресторан тайно посещал князь Сергей Александрович . Формированию гей-клуба способствовал публицист, писатель и гомосексуал князь Мещерский , чья типография реакционной газеты « Гражданин » располагалась в том же здании .