Большой Владивосток
- 1 year ago
- 0
- 0
Ансамбль жилых домов «Большой Владивосток» , известный как « Серая лошадь » , — архитектурный ансамбль во Владивостоке . Выстроен в 1937—1940 годах. Авторы проектов зданий — архитекторы И. А. Порецков и Н. А. Бигачёв. В ансамбль входят исторические здания по адресу Алеутская улица (дома 17 и 19). Сегодня они являются объектом культурного наследия Российской Федерации.
Семи-восьмиэтажные жилые дома на Алеутской улице были построены в 1937—1940 годах по проекту архитекторов И. А. Порецкова и Н. А. Бигачёва. Здания являлись осуществлённой частью проектировавшегося тогда нового ансамбля застройки Алеутской улицы, которая, по генеральному плану реконструкции города, разработанному в 1934—1938 годах архитектором Б. А. Васильевым, должна была стать главной меридиональной магистралью города шириной 40 метров. Поэтому здания отодвинули от существовавшей линии застройки улицы на 25—30 метров в глубь квартала . Дом № 17 предназначался для работников Дальневосточной железной дороги, из-за чего получил название «железнодорожного» дома, другой дом, № 19, — для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции, так называемый «милицейский» дом . Здания строили бойцы корпуса железнодорожных войск, которых прямо на строительной площадке обучал ремеслу будущий известный архитектор Н. С. Рябов . В отделке фасада использовалась штукатурка с мраморной крошкой; материалом служили надгробные плиты с закрытого Покровского кладбища .
Ансамбль, возведённый в кратчайшие сроки (около восемнадцати месяцев ), был во многом уникален для своего времени. Это были первые высотные здания города: остальные в то время не превышали трёх этажей . Кроме того, в «Серой лошади» был спроектирован первый в СССР мусоропровод . Предполагалось, что отходы будут сжигаться в специальной топке, а тепло послужит для отопления, однако впоследствии от этой схемы отказались . Ещё одним новаторством стала плоская крыша-терраса дома № 17: на ней можно было гулять, загорать и сушить бельё .
В 1990-х — начале 2000-х годов «Серая лошадь» пребывала в запущенном состоянии и постепенно разрушалась из-за отсутствия капитальных ремонтов . Лишь к саммиту АТЭС 2012 года ансамбль домов был отреставрирован .
Долгое время фасады зданий были серыми, однако в 2021 году дому № 17 вернули его первоначальный цвет — пепельно-розовый. Ряд историков утверждает, что именно таким здание было в 1930-х — начале 1940-х, и лишь в годы войны, когда для светомаскировки стены обрабатывались специальной смесью с сажей, оно приобрело серый цвет . Согласно иному мнению, покраска в розовый искажает внешний вид здания-памятника, поскольку цвет фасада дома № 17 в архивных документах не упоминается, а в список объектов культурного наследия он включён со штукатуркой серого цвета .
Существуют несколько версий, объясняющих происхождение названия «Серая лошадь», однако ни одна не является достоверной . Согласно одной из них, прозвище дом получил по скульптуре лошади, находившейся то ли перед центральным входом, то ли на парапете, где сейчас расположены фигуры рабочего и колхозницы. По другой версии, «лошадью» образно называли массивную статую женщины с веслом, стоявшую перед зданием. По третьей — некий извозчик, коротая время в соседней рюмочной, постоянно привязывал свою серую лошадку возле дома № 17, что со временем и дало ему прозвище. Наконец, по четвёртой версии название связано со столовой в Кронштадте , находившейся рядом со знаменитой батареей « Серая Лошадь », — бывавшие там владивостокские моряки прозвали так местное заведение в одном из домов, после чего название перешло на весь ансамбль .
Оба здания имеют единое архитектурно-художественное решение в монументальном стиле советской архитектуры 1930—1940-х годов. В декоративной обработке фасадов использованы детали архитектуры классицизма . Ансамбль удачно вписан в подножие сопки Тигровой с учётом особенностей рельефа местности .
Объект культурного наследия
№ 2500126001
Здание семиэтажное, стоящее на холме. Трактовано авторами как композиционный центр ансамбля застройки отрезка улицы Алеутской между улицами 1-й Морской и Светланской. Фасад здания расчленён выступающими объёмами лестничных клеток на три части, средняя из них завершена над карнизом монументальной колоннадой со статуями рабочего, колхозницы, краснофлотца и пограничника на её антаблементе . Верхний этаж здания, выделенный сплошной линией балконов с балюстрадами и сдвоенными полуколоннами в межоконных простенках, читается как широкий фриз . Перед зданием расположены двухъярусная парадная лестница и пандус , обрамленные балюстрадой с цветочными вазонами . |
Объект культурного наследия
№ 2500126002
Фасад дома № 19 членён на плоскости трёхгранными эркерами , переходящими на уровне шестого-седьмого этажей в обрамлённые колоннами лоджии. Верхний этаж также выделен сплошным рядом балконов. Торцы обоих зданий акцентированы рядами Г-образных балконов, выполняющих роль раскреповки фасадных плоскостей . |