Interested Article - Дом графини Лаваль

Дом графини Лаваль — памятник архитектуры федерального значения, построенный в конце XVIII — начале XIX века. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес — Английская набережная , дом 4.

История

В 1820-х годах в доме жил декабрист С. П. Трубецкой , муж урождённой Екатерины Ивановны Лаваль . Салон Лавалей посещали П. А. Вяземский , И. А. Крылов , Н. И. Гнедич , А. Н. Плещеев , И. И. Козлов. В салоне Н. М. Карамзин 10 марта 1816 года читал отрывки « Истории государства Российского », в 1817 году А. С. Пушкин зачитал оду «Вольность» . Литературные вечера после восстания декабристов прерывались на несколько лет, но далее восстановились. В 1828 году А. С. Пушкин зачитывал в салоне « Бориса Годунова », в 1832 году Вяземский зачитал гостям салона неопубликованную VIII главу « Евгения Онегина » . 16 февраля 1840 года на балу у Лавалей М. Ю. Лермонтов поссорился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом , и после дуэли был выслан из Санкт-Петербурга .

В 1872 году дом купил С. С. Поляков , строитель железных дорог. 28 ноября 1911 года дом был приобретён казной для размещения Кассационного и Апелляционного департаментов Сената . После Октябрьской революции дом был передан Народному комиссариату юстиции, 24 сентября 1918 года был взят под охрану государства .

С 1965 по 2006 гг. здание принадлежало Центральному государственному историческому архиву (ЦГИА СССР, РГИА). С 2008 года в здании расположен Конституционный суд Российской Федерации .

Постройка и реставрация

В начале XVIII века на месте дома было каменное здание, принадлежавшее А. Д. Меншикову. В середине 1730-х годов, когда им владел А. И. Остерман, дом был перестроен. В. Ф. Салтыков получил дом в подарок от Елизаветы Петровны в 1743 году, некоторое время здание принадлежало сенатору Н. Е. Муравьеву , а с последней четверти XVIII века перешло во владение Строгановых (сначала владельцем был А. Н. Строганов , потом его сын, Г. А. Строганов ).

В 1791—1793 годах дом был перестроен по проекту А. Н. Воронихина — были застроены боковые проезды, перестроены дворовые и выходящие на Галерную улицу флигели, в результате чего дом стал четырёхугольным зданием с замкнутым внутренним двором , оформлен в виде четырёхколонного портика вход . Протяжённость фасада дома увеличилась почти в полтора раза . Бывшему дому Остермана соответствует выступающая часть главного корпуса .

14 июля 1800 года дом купила графиня Александра Григорьевна Лаваль , по её заказу в 1806—1809 годах Тома де Томон вновь перестроил здание, увеличив ширину главного корпуса и установив на крыльце фигуры львов, возможно, сделанные по рисункам Воронихина (предположение основано не только на том факте, что Воронихин совершал предыдущую перестройку здания, но и на сравнении этой пары львов с другими, схожими по материалу и облику, которые украшают многие постройки Воронихина ). Львы, как и балконы второго этажа, сделаны из рапакиви (специалисты отмечают, что на этих фигурах хорошо видно строение камня, выветриваемого из-за сложной формы) . Вместо портика парадного входа и ризалита , соответствовавшего ему, возвели новый, в девять окон. 2-3 этажи оформили десятью трёхчетвертными ионическими колоннами . На уровне второго этажа в фасаде прорезали трёхчастные окна с треугольными фронтонами- сандриками , вместо окон третьего этажа были размещены скульптурные панно с античными сюжетами. Было добавлено три балкона. После 1872 года флигели были перестроены ещё раз .

После 1911 года дом был переустроен и отремонтирован под руководством В. А. Пруссакова .

В 1970—1974 годах прошла повторная реставрация Голубой гостиной, Библиотеки Масонского, Бокового, Большого и Столового залов. В реставрации участвовали О. Ю. Педаяс, М. М. Швабский, И. А. Алексеев, В. И. Лаврухин и другие. При реставрации регулярно обнаруживались фрагменты первоначальной, относящейся к началу XIX века, отделки интерьера. Восстановление этой отделки было признано невозможным, но все её остатки были задокументированы .

В 2007 году была обновлена отделка и настенная живопись парадного зала и заново воссоздан вид пострадавшей в войну сенатской церкви, отреставрирована роспись, проведена реставрация Помпейского зала. На месте ветхих построек во внутреннем дворе под руководством С. Ю. Бобылева создали новый корпус .

Интерьеры

В здании был зал-музей классических древностей, выставочный зал, малая столовая, мраморный зал, музыкальный салон. Жилые помещения находились в нижнем этаже и флигелях. Мебель и прочее убранство были созданы специально для каждого интерьера, полы набирались из редких пород дерева . В библиотеке насчитывалось пять тысяч томов, в коллекции Лаваль были Рембрандт , Рубенс , Рёйсдал, Лоррен , Альбани , Гверчино и другие, было представлено древнеегипетское и античное искусство. Часть собрания с 1852 года находится в Эрмитаже .

Из спроектированных Тома де Томоном интерьеров сохранились Вестибюль и Парадная лестница. В 1818 году был дополнительно, по проекту архитектора Н. Шарпантье, создан Большой (Помпейский) зал, он же оформил помещение Библиотеки росписью гризайль . Также в технике гризайль был расписан свод Парадной столовой, изображения были посвящены культу Вакха . В Вестибюле расположены колонны и пилястры дорического ордера без баз , круглое помещение лестницы перекрыто кессонированным куполом с размещённым в центре световым фонарём, украшено лепными звёздами и розеттами . Помещения второго этажа декорированы живописью, лепкой, искусственным мрамором. Над плафоном Большого зала работали художники Барнаба Медичи и С. А. Безсонов , повторно перекрытие и падуги зала расписали в помпейском стиле в 1830х годах, предположительно по проекту А. П. Брюллова . Отделку Голубой гостиной в 1840-х годах выполнили по проектам архитектора Г. А. Боссе . С. С. Поляков после 1872 года изменил отделку нескольких залов, в частности, той же Голубой гостиной. При переустройстве Пруссакова в здание добавили новые коридоры, световые фонари, перепланировали часть парадных помещений. Была уменьшена ширина маршей Парадной лестницы для создания обходной галереи, уничтожен сад с фонтаном во внутреннем дворе, отреставрирована роспись интерьеров .

Восстановление после Великой Отечественной войны

В Великую Отечественную войну дом был повреждён. 13 ноября 1941 года авиабомба разрушила центральную часть главного корпуса: обвалился купол, пробило перекрытие Большого зала, осыпалась большая часть живописного плафона, обрушился центральный балкон, повреждены фигуры львов, разбиты капители колонн и один из барельефов на фасаде. 20 ноября 1941 года снарядом было повреждена одна из комнат первого этажа и перекрытие Вестибюля, позднее случилось попадание ещё двух снарядов. Для создания условий восстановления в 1943 году бригада под руководством А. М. Соколова обмеряла интерьеры, Г. В. Аскинази калькировал роспись стен в Столовой и скопировал её фрагменты. Сама реставрация началась в 1945 году, до окончания войны .

В 1945-47 годах были восстановлены стены и перекрытия. В 1946 году скульптор К. П. Дёмина, которую консультировал И. В. Крестовский , на основании сохранившихся фрагментов, довоенных фотографий и изображений А. П. Брюллова воссоздала барельеф фасада. Работами по восстановлению интерьеров руководил А. Л. Ротач . Росписи плафона и люнетов Библиотеки восстанавливали в 1947 году под руководством Н. В. Перцева . В 1948—1951 годах восстанавливали Помпейский зал: смонтировали новые фермы и прогоны перекрытия, подшивку там, где она сохранилась, подтянули к балконам, иначе создали заново. Роспись укрепили, расчистили и восстановили под руководством О. Ю. Педаяса. В люнетах над окнами живопись была полностью уничтожена, для восстановления использовали композиции противоположной стены .

В 1953 году реставрировали Парадную лестницу; восстановили первоначальную облицовку из искусственного мрамора, обнаруженную под слоем краски. Фигуры львов восстановил в 1959 году В. А. Цыганков, вырубив утраченные гранитные части и установив их на металлические пироны .

Галерея

Литература

  • Булах А. Г. , Абакумова Н. Б. Каменное убранство центра Ленинграда . — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. — 296 с.
  • Кедринский А. А., Колотов М. Г., Ометов Б. Н., Раскин А. Г. Дом Лаваль // Восстановление памятников архитектуры Ленинграда . — Издание второе, исправленное и дополненное. — Ленинград: Стройиздат , 1987. — 496 с. — 40 000 экз.
  • Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Ансамбль центральных площадей // Памятники архитектуры Ленинграда . — Изд. 4-е, исправл. и доп.. — Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. — 576 с.
  • Шуйский В. К. Дом Лаваль // Тома де Томон . — Ленинград: Лениздат , 1981. — 160 с. — ( Зодчие нашего города ).

Примечания

  1. Цитируется по Соловьёва Т. А. Английская набережная. — Бельведер, 2004. — С. 40. — 336 с.
  2. , с. 320.
  3. , с. 103.
  4. , с. 106.
  5. . Дата обращения: 31 мая 2023.
  6. , с. 322.
  7. , с. 97.
  8. , с. 317.
  9. , с. 78.
  10. , с. 98.
  11. , с. 317—318.
  12. Нестеров В. В. Львы стерегут город. — Л. : Художник РСФСР, 1971. — С. 149—155. — 470 с.
  13. , с. 29—30, 97.
  14. , с. 318—320.
  15. , с. 326—332.
  16. , с. 100.
  17. , с. 101—102.
  18. , с. 101.
  19. , с. 319—320.
  20. . Дата обращения: 13 июня 2023. 13 июня 2023 года.
  21. , с. 322—325.
  22. , с. 325—326.
  23. , с. 326.
  24. . Дата обращения: 2 июля 2023. 2 июня 2023 года.
Источник —

Same as Дом графини Лаваль