Байжанов, Жаяу Муса
- 1 year ago
- 0
- 0
Айдабол Олжабай-батыр ( Ульджебай , 1709 — 1785 , Силеты , Ерейментау) — полулегендарный казахский батыр из рода Айдабол племени Аргын Среднего жуза , один из предводителей войны казахов против джунгар . Знаменосец и друг Абылай-хана , которого помогал вызволять из джунгарского плена. Имел прозвища Ала ту, Ер Олжабай, Ку жаргақ .
Воспевается в казахской народной поэзии, эпосах и песнях. Собиратели фольклора Жаяу Муса , Машхур Жусуп , Котеш Райымбекулы , сохранили сведения о нём в своих трудах. Из русскоязычных исследователей о нём писали Щербина , Коншин , Смирнова , , Потанин .
Был образован, учился в медресе в Туркестане . Помимо казахского и тюрки , владел арабским и калмыцким языками .
Отличился и получил известность в сражениях с джунгарскими и цинскими войсками наряду с батырами Канжыгалы Богенбай , Басентиин Баян , Шапырашты Карасай , Куандык Агынтай , Каракерей Кабанбай .
Большинство сведений о батыре дошло до нас из преданий и устной традиции.
Несмотря на многочисленные упоминия о нём как о народном герое и друге и знаменосце Абылай-хана в разных источниках, Чоканом Валихановым , правнуком Абылая, ни в одной его работе, в том числе в незавершённом труде «Исторические предания о батырах XVIII в.», не упоминается .
О родословной и биографии Олжабай-батыра известно из тетрадей Машхур-Жусупа , записанных со слов в 1865 .
О нём также говорится в эпосе « Ер Олжабай », один из вариантов которого записал Жаяу Муса . Его рукописи разбросаны по архивам Казанского университета и Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова .
Некоторые сведения двух авторов противоречат друг другу.
Олжабай-батыр происходит из рода Айдабол племени Среднего жуза Аргын . Его жети ата : Суйиндик − Сугыншы − Шуманак − кулболды − Айдабол-би − Малгозы − Толыбай. Мать Олжабая, Есенбике, − дочь из рода Уйсун Старшего жуза .
Как пишет Машхур-Жусуп, младший сын от старшей жены ( каз. бәйбіше ) Айдабол-бия Кенжегозы умер мальчиком, и его нареченная, Есенбике, дочь из рода Уйсун Старшего жуза , должна была выйти за родственника покойного ( каз. амангерлік ). Айдабол-би решил, что на Есенбике должен жениться один из сыновей его младших жён ( каз. тоқал ). Это вызвало сильное возмущение у Жангозы и Малгозы, оставшихся двух сыновей старшей жены. Старший из них, Жангозы, на правах первенца, настоял на том, чтобы Есенбике вышла за Толыбай-батыра, сына Малгозы. Отец Айдабол согласился и, взяв с собой своего внука Толыбая, отправился свататься к Каратай-батыру. Погостив у него зиму, летом он возвращается уже с невесткой ( каз. келін ) . Из этого брака родились сыновья Олжабай, Құлжабай, Орман и Рысқұл (Ырысқұл) .
Есенбике родила сына зимой, в пути, и со словами «Добро из дороги» ( каз. Осы жолдың олжасы ) назвала его Олжабай (с каз. олжа — [нежданное] благо). Отец Толыбай был доверенным бием Тауке-хана . В 1723 году он скончался от пулевого ранения, и с тех пор Олжабая растил и воспитывал дед по материнской линии ( каз. нағашы ата ) — Уйсун Каратай-батыр, чьим знаменосцем он выступал в первом своём сражении .
Если верить записям Жаяу Мусы и «Ер Олжабай», настоящее имя батыра — Алажакы, а Олжабай — прозвище .
Родственником Олжабая по материнской линии ( каз. нағашы ) был Толе-би . приходится Олжабаю жиеном .
|
Айдабол-би |
|
Байбише |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Орман |
|
Тобет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
1. Жангозы |
|
2. Малгозы |
|
3. Кенжегозы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жаяу Муса |
|
Байжан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Толыбай |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Тайжан |
|
Актай | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
1. Олжабай |
|
2. Орман |
|
3. Қулжабай |
|
4. Рыскул (Ырыскул) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Омар |
|
Сүлеймен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
1. Есенаман |
|
2. Булан |
|
3. Дулат (Даулет) |
|
4. Жалантос |
|
5. Отебай |
|
6. Бектен |
|
|
Олжас | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
сын калмычки |
|
сын калмычки |
|
сын калмычки |
|
сын калмычки |
|
сын казашки |
|
сын казашки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Маргулан |
|
1. Ақболат |
|
1. Какан |
|
Алькей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Машхур-Жусуп пишет, что у Олжабая от старшей жены калмычки было 4 сыновей: Есенаман, Жалантос, Булан и Даулет (Дулат). От жены казашки были два сына: Отебай и Бектен .
Академик Алькей Маргулан — прямой потомок Олжабай-батыра. Родословная Алькея: Олжабай батыр — Дулат (Даулет) — Маргулан — Акболат — Какан — Алькей .
Младший брат Олжабая, Орман — предок Жаяу Мусы и Олжаса Сулейменова . Их родословная: Орман — Төбет — Байжан — Жаяу Муса — Тайжан — Ақтай — Сүлеймен — Омар — Олжас .
Военачальник и знаменосец, был известен под прозвищами Ала ту ( рус. пёстрое, разное знамя ), Ер Олжабай ( рус. муж Олжабай ), Қу жаргақ ( рус. рождённый в рубашке ; от того что не попадали стрелы врага) .
В варианте эпоса «Ер Олжабай», записанным Жаяу Мусой, многократно упоминается батырский конь, Тайкок ( каз. Тайкөк ):
Забравшись на коня Тайкока Муж Олжабай,
Направился на место сражения
...
На Тайкока забравшись, «благослави»
Просит у Абылая Муж ОлжабайОригинальный текст (казах.)Мініп ап Тайкөк атқа Ер Олжабай,
Соғысып жатқан жерге кете барды.
...
Тайкөкке мініп алып, бата бер деп
Сұрайды Абылайдан Ер Олжабай
На 1720-е годы пришлись самые тяжёлые для казахов события в войне с джунгарами , сохранившиеся в памяти народа как « Годы великого бедствия » ( каз. «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» ).
1723 год особенно памятен казахам своим роковым характером и сохранился в народной памяти. В этот злополучный год, сопровождавшийся глубокими снегами и гололёдицей, Галдан-Цэрэн , джунгарский хунтайджи , с несметным чериком (войском) вторгается в Казахскую степь для наказания казахов и киргизов за прежние их набеги и буйства. Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами, казахи, подобно стадам испуганным сайгаков, бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот. Чокан Валиханов ,
Именно в эти годы народу стали известны многие батыры, в том числе и Олжабай .
По преданию, чтобы противостоять Галдан-Цэрэну , Абылай-хан собирает казахов со всей степи. Из уже известных народу батыров нему присоединяются , Басентиин Малайсары , . Среди них был также был пока ещё никому неизвестный Олжабай .
Согласно , Абылай-хан делит собранное войско на три: кезелуши, тоскауылшы, салыкшы. Кезелуши возглавляет Малайсары, тоскауылшы — сам Абылай, а салыкшы — Олжабай .
Потомки бия Айдабола до 1730-х годов населяли территорию близ Ташкента и Сырдарии , пока джунгарское нашествие не вынудило их к переселению. Так, род двинулся на север под предводительством Олжабая. Прибывши в Баянаульский край , Айдаболы во главе с Олжабаем вытеснили живших там калмыков в результате трёхлетней борьбы .
Эта история также сохранилась в трудах этнографа Николая Коншина , записал он её со слов Баянаульского жатака Чагыбая Тасыбаева .
Жасыбай жил в те далекие годы, когда казахи вытеснили из Баян-аульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражения врагам. Однажды, по поручению главного предподителя казахов, батыра Олжабая , Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячью тысяч калмыков. Битва была страшная, и Жасыбай оказывал чудеса храбрости, пока его не ранил насмерть калмыцкий хан, попав пулей в незакрытую сауытом (кольчугой) шею Жасыбая. Когда потом стали снимать с мертвого Жасыбая этот сауыт, из него вытрясли тысячи пуль... Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай , и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Но Олжабай ответил их хану, что все они не стоят мизинца убитого Жасыбая, и велел своим воинам бить калмыков без всякой пощады. Калмыки бежали, и на далёкое расстояние их путь оказался потом усеяным мертвыми телами. Олжабай был такой батыр, что самая сильная лошадь шаталась, когда он на нее садился; сидя верхом, он мог легко рвать траву в поле... Николай Яковлевич Коншин ,
Последние предложение — один из эпитетов Олжабая, сохранившийся в народной памяти.
Впоследствии батыр распределил новые земли между своими сородичами . Сам Олжабай вместе со своим родом Малғозы сначала занял урочища Аккелин, Семиз бугы, Шалкар, Карагайлы булақ (Ак Шокы), Аркалык, Ак кудык, Кызыл агаш, Таскол и Курайлы, но вследствие угрозов со стороны китайцев перенёс свои зимовья в Баянаульские горы и занял озеро Жасыбай .
Вышеупомянутые урочища сохранились за родом Малғозы .
Жаяу Муса пишет об убийстве Олжабаем калмыка ( каз. Сәру батыр ), близкого родственника Галдан-Цэрэна , который отговаривал его от схватки с Олжабаем и позже скорбил о его гибели .
В 1735 году участвовал в освобождении присырдарьинских городов Туркестан и Ташкент от джунгар .
В освобождении Туркестана также принимали участие Абылай-хан , батыры Каракерей Кабанбай , Канжыгалы Богенбай , , Жаныс Отеген , Басентиин Малайсары , , , бии Толе , Казыбек и Бухар-жырау .
В 1740-х Галдан-Цэрэн захватил в плен султана Абылая и собрал 10-тысячное войско с целью захватить Сарыарку .
В одной сказке о нём говорится, что Олжабай вместе с батырами и своим жиеном помешал калмыцкому хану. Вызволив Абылая из плена, он также привез трофеи из военного похода: двух калмыцких девушек по имени Логба и Лаба. Первую он отдал в жёны Богенбай-батыру , а на второй женился сам. На тое пиршествуют султаны Абылай , Абильмамбет , Казыбек-би , Бухар-жырау . Представители знати Абулхаир , Самеке и Абильмамбет восхваляли Олжабая за его подвиг словами «Муж Олжабай, ставший боевым кличем десятитысячного Среднего жуза » ( каз. «Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай» ) .
В 1756 году Олжабай в очередной раз возглавил казахов в битве против джунгар. Сражение произошло в между Баянаулом и Иртышом и окончилось победой казахов .
Место побоища получило новое имя — Калмаккырган ( рус. там, где истребили калмыков ). Так же были названы река , и аулы Майского района Павлодарской области и Темирского района Актюбинской области .
Согласно Алькею Маргулану, потомку батыра в 5-ом колене, Олжабай дожил до старости и умер в 1785. Его решили в местности, сейчас известной как Олжабай Сореси ( каз. сөре — временное место захоронения), а затем перезахоронить в Туркестане , вместе с другими выдающимися личностями. Временное место захоронения по какими-то причинам стало постоянным .
При написании этой статьи использовался материал из издания «
Казахстан. Национальная энциклопедия
» (1998—2007),
редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии
Creative Commons
.