Смысл жизни
- 1 year ago
- 0
- 0
«Смысл жизни» — сотый эпизод первого сезона российского мультсериала « Смешарики ». Впервые вышел на DVD -сборнике «Новогодняя почта» 4 декабря 2007 года. Годом позже был перевыпущен в тринадцатом выпуске мультсериала «Три комнаты». Эпизод срежиссировал Джангир Сулейманов , сценарий написал Алексей Лебедев .
Эпизод повествует о душевных переживаниях барашка-поэта, Бараша, который с помощью ворона Кар-Карыча пытается «найти» смысл бытия в так называемой Кузинатре.
«Смысл жизни» считается одной из самых философских серий сериала. Обозреватели и журналисты находят в её сюжете, звуковом ряде и общей стилистике переклички со « Сталкером » Андрея Тарковского и « Мертвецом » Джима Джармуша , а также мотивы эпикуреизма и экзистенциализма ( логотерапии ).
Серия «Смысл жизни» была переведена на несколько языков: известны версии на английском , китайском , польском , украинском и галисийском языках .
«Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например, чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него, а смотреть там — нечего. Ничего интересного. Или вот, какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Непонятно… И непонятно, то ли жизнь всегда была бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся…» .
Эпизод начинается с монолога барана-поэта Бараша. Рутинная повседневность потеряла для героя всякий смысл . Размышления поэта сопровождаются иллюстрацией начала его дня и окружающей его зимней, пасмурной обстановки. Внезапно наполненный мыслями Бараш ударяется о дерево и падает на землю. Его замечает проходящий мимо с вязанкой хвороста ворон Кар-Карыч и советует Барашу не лежать на снегу, чтобы не простудиться. Бараш не видит смысла в том, чтобы «быть бессмысленно здоровым».
Выслушав Бараша, Кар-Карыч рассказывает ему о так называемой Кузинатре, «дающей смысл». Младший смешарик умоляет ворона, чтобы тот отвёл его к местонахождению Кузинатры. Карыч, однако, первоначально отказывается, поскольку он в ней не нуждается, что удивляет Бараша. После ещё нескольких просьб они вдвоём всё же отправляются в путь.
По ходу путешествия Бараш радуется тому, что вскоре он и все прочие разумные существа смогут познать смысл: жизнь станет замечательной, а все беды, восходящие к тому, что все в одном и том же видят разное, вследствие чего возникают конфликты, — исчезнут . Поход продолжается до вечера следующего дня, когда внезапно начинается метель. Ослабевший Бараш ведёт монолог, в котором предлагает Карычу написать записку со схемой маршрута до Кузинатры, чтобы помочь будущим путешественникам добраться до неё. Оказавшись у того же дерева и брошенной ранее Кар-Карычем вязанки, Бараш теряет сознание. Ему снится сон с летающим в пространстве звёзд и комет вороном, сопровождающийся женским шёпотом «Кузинатра… Кузинатра…». На вопрос Бараша «Где мы?» Кар-Карыч из сна отвечает, что они дома.
Бараш просыпается в своей кровати, рядом сидит Карыч и кормит барана бульоном. Ворон объясняет, что они «заблудились в метели и сделали крюк», и предлагает после небольшого отдыха отправиться в поиски вновь. Но Бараш пока не намерен идти к Кузинатре: он осознаёт, что познать смысл всех вещей невозможно . Бараш находит для себя смыслы, которых ему пока вполне достаточно («Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил; смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал») .
Различные авторы и издания , а также главный режиссёр сериала Денис Чернов , называют «Смысл жизни» самой или одной из самых философских серий «Смешариков». Как отметил журналист сайта « Кинопоиск » Марат Шабаев, серия является также самой полезной и поучительной во всём сериале . Режиссёр эпизода Джангир Сулейманов рассказал, что однажды наткнулся на тематический интернет-форум, где обсуждались скрытые смыслы серий «Смешариков». Сулейманов был «удивлён таким разнообразием вариантов» идеи «Смысла жизни», до которых он сам «даже не додумался бы» . Например, по его словам, по одной из теорий Бараш умер по ходу эпизода, «потому что, когда он просыпается в конце в своём домике, выглядит это как искривлённое пространство, похожее на „ Интерстеллар “». По сведениям Сулейманова, серию показывают на факультетах психологии и философии .
В «Смысле жизни» прослеживаются философские мотивы эпикуреизма и экзистенциализма , которые Кар-Карыч пропагандирует Барашу и благодаря которым тот в итоге находит смысл . Авторы статьи «Российская мультипликация в XXI веке: философско-педагогические и интерактивные особенности» связывают серию «Смысл жизни» с научными воззрениями Виктора Франкла , создателя логотерапии — метода экзистенциального психоанализа . По мнению Франкла, «в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу», а «отсутствие смысла порождает у человека состояние», которое Франкл называет «экзистенциальным вакуумом». Франкл подчёркивает, что «смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить». Так, Бараш, чей поход — своеобразный образ пути поиска смысла, — «ищет, блуждая во вьюге и находит…, лёжа в кровати в своём доме» .
Авторы научной работы «Отечественная анимация в модусе архетипа ребёнка» Т. С. Злотникова и О. В. Горохова делают вывод, что эпизод представляет юным зрителям смысл жизни как «нечто мрачное, непонятное и неприятное, вряд ли заслуживающее того, чтобы жизнь проживалась в его поисках». Таким образом, подобный посыл закономерно формирует в детях « потребительский , инфантильный подход к жизни, смысл которой заключается в комфорте, в отсутствии проблем и лишних размышлений и поисков» . Работа «Проблема смысла жизни в современных произведениях кино, мультипликации и литературы» приводит в пример следующий диалог, который начинает Бараш :
— Неужели тебе не интересно, в чем смысл жизни?
— А что мне даст эта информация? Вдруг окажется, что смысл жизни — не есть сладкого и не спать до двенадцати? Я тогда только расстроюсь…
Многочисленными источниками отмечаются сюжетные и визуальные отсылки в эпизоде на фильмы Андрея Тарковского , в частности, « Сталкер » 1979 года, основанный, в свою очередь, на повести братьев Стругацких « Пикник на обочине » . Как и эпизод «Смешариков», «Сталкер» представляет собой притчу о поисках смысла жизни. Начальные кадры серии, представляющие собой протяжную панораму по жилищу Бараша, напоминают операторские приёмы не только Тарковского, но и фестивального кино, «стремящегося к медленному темпу событий» . Место действия всего сериала, Ромашковая долина, в оригинальной истории Стругацких является Зоной, а Кузинатра по своей сути аналогична Комнате .
Режиссёр Джангир Сулейманов и создатель сериала Анатолий Прохоров упоминают вышедший в 1995 году психоделический вестерн « Мертвец » Джима Джармуша как основной источник вдохновения при создании эпизода . Между этим фильмом и «Смыслом жизни» есть сходство в атмосфере, сюжете, персонажах и прочих элементах ; так, Егор Мостовщиков из журнала « Русский репортёр » сравнил Кар-Карыча с мудрым индейцем Никто . Музыкальный ряд «Смысла жизни» пересекается с гитарными проигрышами Нила Янга из . Восторженно отозвавшийся о «Смысле жизни» Анатолий Прохоров высказал мнение, что эпизод является « ремейком » не только «Мертвеца», но и одновременно драмы « Легенда о Нараяме » . Сцена с летающим Карычем во сне Бараша — аллюзия на фильм братьев Коэн « Большой Лебовски » .
Политолог и публицист Екатерина Шульман рассматривает финал серии «Смысл жизни» как повтор одного из завершающих эпизодов романа Льва Толстого « Война и мир », «когда Пьер , освободившийся из плена, возвращается домой и понимает, что те мучительные поиски смысла бытия, которые отравляли его существование, бессмысленны сами по себе, а наслаждения самим процессом существования вполне достаточно» .
Слово «Кузинатра» берёт своё начало из неправильного русского перевода загадки в романе « Карты судьбы » Роджера Желязны , где таким образом транскрибировали марку кухонного комбайна « », ставшую в США именем нарицательным . С тех пор в рунете «Кузинатра» стала мемом , обозначающим «заумную, но абсолютную чушь» .
Анонимным пользователем YouTube BARRMAGLOT 4 и 6 мая 2007 года соответственно, за семь месяцев до официальной премьеры, было загружено две версии аниматика эпизода «Смысл жизни» . Вместе с сериями «Новогодняя почта» (№ 106) и «Самооборона без противника» (№ 107) готовая версия «Смысла жизни» впервые появилась на DVD -сборнике «Новогодняя почта» 4 декабря 2007 года . 6 ноября 2008 года серия вошла в DVD-выпуск «Три комнаты» . Эта версия отличается переозвученной репликой Карыча: в оригинальной версии серии, уже после ночлега, персонаж, в ответ на барашево «…жить станет легко и ясно», отвечает: «Да мне и так было нормально, пока тебя сегодня не встретил». В «Трёх комнатах» оплошность сценариста была исправлена: «Да мне и так было нормально, пока вчера тебя не встретил» .
Несмотря на комментарии Джангира Сулейманова о том, что «Смысл жизни» для западных зрителей «не переводили» , существуют сведения о трансляции эпизода, под названием «Destination Frustration» (с англ. — «Разочарование в пункте назначения»), в Канаде ( YTV , 21 октября 2009 года ) и США ( , 14 ноября 2009 года; эпизод 131C второго сезона ). В галисийском дубляже серия получила название «O sentido da vida» . С 2011 года «Смешарики» транслируются в эфире на центральном китайском телевидении ( CCTV ); эпизод был показан под названием 生知的意义 (с кит. — «Смысл жизни и знания») . В январе 2011 года серия «Смысл жизни» была включена в новогодний польский сборник «Смешариков» «Szczęśliwego Nowego Roku» (с польск. — «Счастливого Нового года») под названием «Sens Życia» . В 2018 году на YouTube серия была выложена на украинском языке под названием «Сенс життя» , а в 2020 году — на английском, под названием «The Meaning of Life» (с англ. — «Смысл жизни»), в новом официальном дубляже от FUN Union (партнёров ГК « Рики ») .