Психические эпидемии
— одномоментное проявление и «эпидемическое» распространение среди значительных групп людей разного рода однотипных
психических расстройств
различной степени тяжести, сопровождающихся необычным, зачастую
девиантным поведением
, имеющих признаки психических и неврологических заболеваний
.
Содержание
Факторы возникновения
Возникновению психических эпидемий обычно содействуют следующие факторы:
Суеверия
, то есть ложные понятия о природе и человеке, составляющие содержание миросозерцания всех первобытных народов, и поныне существующие в умах значительной части цивилизованных народов, к которым, в том числе, относятся вера в
ведьм
,
оборотней
,
колдовство
, «
одержимость
» человека злым духом, превращения человека в зверя (
ликантропия
) и т.п. Масса подобного рода представлений, порождая в людях ненормальное чувство страха перед природой и людьми, создавала почву для развития
психических расстройств
. Эти же ложные представления составляли материал, из которого развивался бред заболевших. Таким образом, физиологическое или нормальное содержание
психики
доставляло те зародышевые элементы, из которых развивалось помешательство у первобытных народов. Это положение сохраняет и в настоящее время свою силу для многих случаев.
Заразительность
. Развитие эпидемий психических расстройств совершается благодаря распространению болезненных явлений с одного субъекта на окружающих. Заразительность имеет две формы: а) подражательность движений. Большая часть, если не все психические эпидемии, отличаются обилием болезненных движений — конвульсий, гримас, танцев, криков, вращательных движений, бега и т. п., которые усваиваются окружающими больного людьми по закону физиологической подражательности; b)
внушение
.
Психопатологические симптомы
эпидемий помешательства обыкновенно состоят в различных видениях и
слуховых галлюцинациях
, которые сами по себе довольно ярки и влекут за собой крики, движения, позы,
экзальтированную
речь (пророчества), что благоприятствует их заразительности путём внушения. Психическая заразительность, как в форме двигательной подражательности, так и в виде внушения, находит для себя благодатную почву на первоначальных ступенях духовного развития у первобытных народов;
самовнушение
. Те же причины, которые вызывают заразительность психических расстройств, обусловливают и сильное действие отдельных мыслей и образов на психику малокультурного индивида. Под влиянием ложной идеи, суеверия, особенно же видений, галлюцинаций, у такого индивида легко развивается психическое расстройство. Вот почему в известные эпохи, когда господствовали ложные идеи и суеверия, часто возникали психические расстройства на почве религиозных суеверий, как продукт самовнушения, и путём заразительности принимали эпидемический характер.
Психиатрия относит психические эпидемии к числу
индуцированных бредовых расстройств
, классификацию которых создал доктор Эварист Морандон де-Монтье (
фр.
Evariste Marandon de Montyel
)
.
Формы и разновидности психических эпидемий
Их можно разделить на 4 большие группы:
психические, где преобладает бред, протекающий с
эмоциональной подавленностью
, идеями самообвинения, самоуничижения, греховности, а также идеями превращения в зверей (
клиническая ликантропия
). Бред величия обыкновенно принимал форму
и политического честолюбия;
галлюцинаторные эпидемии, когда масса народа заражалась одними и теми же видениями, большей частью религиозного содержания.
В действительности все последние три формы расстройств тесно связаны между собой, а также трудно провести границу между ними и чисто психическими эпидемиями. Психическая
эпидемия
, иногда остановившись в своём распространении, замыкалась в пределах одной группы людей и, передаваясь из поколения в поколение, приобретала характер
секты
, существовавшей целые века. Примером могут служить русские
скопцы
и
валезиане
на
Востоке
.
История психических эпидемий
Средние века были эпохой наиболее богатой как настоящими психическими эпидемиями, так и различными сектами деструктивного характера. В VIII столетии в
Калабрии
(
Италия
) возникла эпидемия
демонического помешательства
, сопровождавшаяся соответственными галлюцинациями одержимости бесом. Эпидемия распространилась до
Константинополя
.
В 1206 году душевнобольной мальчик в
Перудже
стал проповедовать и предсказывать грядущие бедствия и
конец света
, призывая народ к покаянию. Возникла эпидемия «флагелиатизма», то есть
самобичевания
, которая охватила всю Европу и сопровождалась массовым
пилигримством
.
Эпидемия
пляски святого Вита
появилась в конце XIV века; она зародилась в южной
Германии
и распространилась на соседние страны. Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве,
бреде
и
галлюцинировали
. В 1374 году в
Кёльне
явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег
Рейна
, в
Страсбург
. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии.
Святой Вит
считался покровителем этих больных.
В начале XV столетия, сходная с пляской святого Вита, эпидемия охватила
Испанию
и известна в истории под именем «тарантизма». Больные также обнаруживали большую чувствительность к
музыке
и к некоторым краскам. Так,
красный цвет
приводил их в буйство; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули.
В Швеции в 1841—1842 годах возникла эпидемия религиозного
экстаза
. Болезнь выражалась в слуховых и зрительных галлюцинациях, в неудержимом стремлении проповедовать. Болезнь развилась на почве
злоупотребления алкоголем
и под влиянием плохого питания народа вследствие
голода
.
В 1962 году на территории современной Танзании началась
эпидемия смеха
, которая прекратилась лишь через полтора года.
Начавшаяся в начале 2020 года
пандемия COVID-19
объединила в себе высокую скорость и масштабность распространения психических заболеваний. Наличие опасности для населения из-за высокой смертности, нарушение условий привычной жизнедеятельности людей, материальные потери и изоляция от окружающих людей, приводят к массовой эмоциональной реакции населения, которые демонстрируют признаки психических расстройств
.
Кликушество
Кликуша
— человек (обычно
женщина
), подверженный диссоциативным припадкам и корчам, во время которых издаёт неистовые крики. Распространённым объяснением подобных припадков было вселение в человека
злого духа
.
Пётр I
видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей. В деревне Ащенково Гжатского уезда
Смоленской губернии
психиатр
Н. В. Краинский
описал эпидемию кликушества в труде «Порча, кликуши и бесноватые» (1900). Краинский счёл, что причиной являлся «большой истерический невроз», внушение, самовнушение и наклонность к
сомнамбулизму
. В 1970-х годах
Пинежский район
Архангельской области
страдал от «
». В деревне Шуйге
Сурского
сельского совета наблюдался случай массовых криков женщин.
(неопр.)
.
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(9): 121-129
. Дата обращения: 18 декабря 2021.
18 декабря 2021 года.
Международное партнерство распространения научных знаний.
(рус.)
.
«Научная Россия» - электронное периодическое издание
. Дата обращения: 18 декабря 2021.
18 декабря 2021 года.
Литература
Бехтерев В. М.
. — 2-е изд. —
СПб.
: Изд. К. Л. Риккера, 1903. — 144 с.
Буден Ж.
Руководство к изучению медицинской географии и статистики и эндемических болезней = Traité de géographie et de statistique médicales et des maladies endémiques. —
СПб.
: В тип. Я. Трея, 1864.
.
История повальных болезней = Geschichte der epidemischen Krankheiten. — 3-е изд. —
СПб.
: Мед. деп. М-ва вн. дел, 1867.