Interested Article - Бороздина-Козьмина, Тамара Николаевна

Тамара Николаевна Бороздина-Козьмина ( 31 августа 1889 , Кострома , Костромская губерния , Российская империя 4 января 1959 , Москва , РСФСР , СССР ) — советский историк - антиковед , востоковед - египтолог , искусствовед , историк искусства . Ученица Б. А. Тураева . Младшая сестра И. Н. Бороздина . Научный сотрудник ГАИМК , сотрудница Музея изящных искусств при Московском университете .

Биография

Тамара Николаевна Бороздина родилась в городе Костроме 31 августа 1889 года в семье дворян . В детстве перебралась в Москву . Здесь она обучалась в Московском Мариинском институте , получив среднее образование . По его окончании она поступила на Московские высшие женские курсы , где прошла обучение по двум отделениям: историко-философском и истории искусств . Уже в годы обучения здесь Тамара писала научные статьи для энциклопедических изданий и научных журналов : в 1912 году вышли её статьи по искусству стран Древнего мира , в частности Египта , Эллады и Рима в «Народной энциклопедии» издательства И. Д. Сытина . По предположению историка науки О. Томашевич , интерес к этой теме был связан с деятельностью старшего брата Тамары И. Н. Бороздина , автора многих публикаций по антиковедению , на тот момент окончившего Историко-филологический факультет Московского университета . Она же предполагает, что именно по его инициативе состоялось знакомство его сестры и египтолога Б. А. Тураева .

Согласно записи о принятии Тамары Николаевны на работу в Музей изящных искусств (открылся при Московском университете в 1912 году ), она стала тогда же стала усиленно заниматься египтологией (принята на работу, по предположению Томашевич, в ноябре ). По словам О. Томашевич, выбор именно этой специальности из всего антиковедения может быть следствием встречи с Тураевым, поскольку «возможно, многие из его учеников выбирали не столько специальность, сколько Учителя». Окончив Высшие женские курсы, Бороздина начала подготовку к профессорской деятельности. Египтологии её обучал Тураев, а истории искусства — В. К. Мальмберг . Тамара проходила обучение на специальных семинарах по египетскому языку и письму , попутно изучая древнееврейский . На семинарах же по истории искусства она уделяла наибольшее внимание всё тому же Древнему Египту в частности и Востоку в целом. Из « живых » языков Тамара овладела французским , немецким , английским и итальянским . В те годы Тураев готовил её как профессионального работника музея, проводя лекции прямо в его зале. В 1912 году Тамара была руководительницей экскурсионных смотров. В следующем она составила описание расположенных в его залах египетских сосудов, а в 1914 году написала обзор Отдела Востока и греко-римских древностей для «Экскурсионного вестника», поскольку Тураев считал описание коллекций первостепенной задачей . Тогда же она работала при музее в качестве ассистента при Отделении египетских и восточных древностей Музея, а затем и сверхштатного ассистента .

В 1915 году Бороздина под руководством Тураева составила «особый карточный инвентарь по Христианскому Отделу с краткими характеристиками каждого памятника». В том же году она занималась переводом древнеегипетских заклинаний для сборника, который составили Тураев и её брат, а годом позже участвовала в тураевском разборе и подготовке к печати папирусов, которые хранились в египетском отделе Музея .

Из-за событий октября 1917 года часть Музея оказалась повреждена. В связи с этим была собрана комиссия по обеспечению его сохранности, на котором присутствовала в том числе и Бороздина. Два года спустя вышла брошюра её авторства под названием «Древнеегипетский танец», которая является первой в мировой историографии работой, целиком посвящённой . Тогда же она совместно с Тураевым занималась описанием древнеегипетских памятников из Голенищенской коллекции музея, в частности проводя расшифровку древнеегипетских иероглифов . Они участвовали и в заседаниях научных сообществ, появление которых было обусловлено революцией. 7 июня 1920 года Бороздина была единогласно избрана членом ревизионной комиссии Общества по изучению древних культур. В том же году Тураев представил её к получению звания научного сотрудника ГАИМК по разряду Археологии классического Востока, где Тамара начала работу в Восточной комиссии по вопросам египтологии .

После того, как в конце июля 1920 года скончался Б. А. Тураев, его место осталось свободным, и 3 августа Тамару назначили исполняющей обязанности заведующей Египетским отделом. Эту должность с приставкой и. о. она занимала всё оставшееся время работы в Музее. В ходе работы Бороздина-Козьмина продолжала писать научные статьи, посвящённые его коптско -египетским артефактам . Большую часть своей жизни она занималась изучением коллекции древностей востоковеда В. С. Голенищева .

В 1922 году в Москве состоялся первый съезд египтологов. Тамара принимала активное участие в его организации, и когда по его итогу появилось объединение при Всероссийской научной ассоциации востоковедения , её избрали учёным секретарём его московского отделения. На этой же конференции ей поручили составить биографию Тураева, однако данная работа так и не вышла в свет, хотя Тамара «сильно берегла память об учителе», собирая связанные с ним заметки, документы и письма, а также опубликовала источниковедческие работы, посвящённые ему. В частности в 1945 году вышла её статья «Б. А. Тураев и его музейная работа» для сборника, посвящённого В. С. Голенищеву .

В 1924 году Тамара Бороздина-Козьмина числилась «учёным сотрудником-специалистом» музея; при этом она считала, что данная должность не соответствует наработанному ей стажу. В сентябре этого года она отправилась в Ялту , где осматривала древности Восточного и Художественного музеев и позднее написала о них отчёт. Через два года в июле Тамару назначили членом комиссии по осмотру египетских древностей, которые Наркомпросу подарило акционерное общество АУФ-БАН. Подобно Б. А. Тураеву, она активно работала над пополнением библиотеки Музея, в частности в 1927 году добилась от Правления ГМИИ средств на покупку редкого издания результатов египтологической экспедиции Р. Лепсиуса у вдовы Р. И. Клейна . В 1927 году Тамару назначили «заведующей Отделом Древнего Египта с исполнением обязанностей заведующего Отдела Древнего Востока вследствие продолжительного отсутствия В. М. Викентьева », а в июне она была заведующим отдела классического Востока. В 1930 или 1931 году Бороздину-Козьмину уволили «согласно личному заявлению по болезни». На тот момент она работала хранителем Египетского отдела. Информация о её дальнейшей деятельности фактически отсутствует . Известно лишь, что она скончалась 4 января 1959 года в Москве , а 11 октября того же года скончался и её старший брат . Согласно некрологу Бороздиной-Козьминой, востоковеды СССР , в первую очередь те, которые работали с нею в Государственном музее изобразительных искусств, «навсегда сохранят память о Т. Н. Бороздиной, как о хорошем товарище и ценном, высококвалифицированном научном работнике» .

Семья

Бороздина вышла замуж за Бориса Павловича Козьмина , историка-востоковеда, взяв себе двойную фамилию Бороздина-Козьмина. Семья жила в Сивцевом вражке (Москва) в несуществующем ныне доме. 5 апреля 1920 года у них родился сын Мстислав , в будущем — директор Музея литературы имени А. М. Горького , а в 1926 году ещё два сына — Вадим и Олег .

Библиография

Монографии и главы
  • Бороздина Т. Н. Описание египетских скульптурных моделей Музея изящных искусств . — М. : Тип. Музея изящных искусств, 1913. — 14 с.
  • Бороздина Т. Н. // Сборникъ статей, посвященныхъ Л. М. Савелову . — М. : Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон , 1915. — С. 318—319. — [6], 329, [2] с.
  • Бороздина Т. Н. Из плача Исиды и Нефтиды над умершим Осирисом // / под редакцией проф. Б. А. Тураева и И. Н. Бороздина. Автор примечаний Т. Н. Бороздина. — 3-е издание, дополненное. — М. : Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1917. — С. 6. — [2], II, 88, [1] с.
  • Бороздина Т. Н. Египетские скульптурные модели Музея Изящных Искусств при Московском университете // Московский Меркурий. Сб. по истории, литературе и искусству. — М. , 1917. — Вып. 1 . — С. 231—241 .
  • Бороздина Т. Н. . — М. : Д.Я. Маковский и сын, 1919. — 36+2 с.
  • Бороздина-Козьмина Т. Н. Б. А. Тураев и его музейная работа // Выдающийся русский востоковед. В.С. Голенищев. — М. : Советский художник , 1945. — С. 300—310. — 343 с. — (Из архива ГМИИ. Вып. 3.).
Некоторые статьи
  • Бороздина-Козьмира Т. Н. Последние работы акад. Б. А. Тураева // . — М. , 1922. — № 3 . — С. 101—112 .
  • Бороздина-Козьмина Т. Н. Развитие египтологии в России // Новый Восток. — М. , 1923. — Т. 3 . — С. 342—361 .
  • Бородина-Козьмина Т. Н. Коптский зал в ГМИИ // . — М. , 1925. — Т. 10—11 . — С. 370—379 .
  • Бородина-Козьмина Т. Н. Глиняные сосуды и чаши архаического Египта бывшего собрания В. С. Голенищева // Памятники Государственного музея изящных искусств. — М. , 1926. — Вып. 5 . — С. 7—21 .

Примечания

  1. , с. 1.
  2. , с. 159; , с. 1.
  3. , с. 159.
  4. , с. 5.
  5. , с. 1—3.
  6. , с. 5—6.
  7. , с. 6—7.
  8. , с. 7.
  9. , с. 8.
  10. , с. 159—160.
  11. , с. 8—9.
  12. Бороздина-Козьмина Т. Н. Б. А. Тураев и его музейная работа // Выдающийся русский востоковед. В.С. Голенищев. — М. : Советский художник, 1945. — С. 300—310. — 343 с. — (Из архива ГМИИ. Вып. 3.).
  13. , с. 11—13.
  14. , с. 160; , с. 13.
  15. , с. 13.
  16. , с. 160.
  17. , с. 7—8.
  18. .

Литература

Источник —

Same as Бороздина-Козьмина, Тамара Николаевна