Interested Article - Odi et amo

Латинский оригинал

Odi et amo. Quare id faciam, fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior.

Перевод Ф. А. Петровского

И ненавижу её и люблю. Почему же? — ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь.

Перевод С. Шервинского

Ненавиcть — и любовь. Как можно их чувствовать вместе?
Как — не знаю, а сам крестную муку терплю.

Odi et amo лат. «Ненавижу и люблю»), Catullus 85, Catvlli Carmen LXXXV — знаменитое стихотворение-двустишье древнеримского поэта Катулла , включённое в « Книгу Катулла Веронского » под номером 85. Размер стихотворения — элегический дистих , состоит из 14 слов. Художественный эмоциональный эффект стихотворения достигается противопоставлением двух полярных чувств — ненависти и любви.

Зачастую, как крылатое латинское выражение , передаётся в сокращённой форме, первыми и последними словами: «Odi et amo. Excrucior» — «Ненавижу и люблю. Измучен».

Характеристика

В греческой поэзии основной образ этого двустишия впервые появляется у Анакреонта (фр. 79: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…») , а потом становится темой обсуждения философов ( «чрезмерная любовь, говорит Феофраст , часто бывает причиною возникновения ненависти» , — Плутарх , «Катон Старший», 37) и из греческой комедии переходит к Теренцию Евнух », 72: «и тошно, и любовь горит» ) .

Ф. А. Петровский пишет: «замечательное свойство Катулла это — его умение заострять, делать живой любую, даже самую затасканную мысль, если она по существу глубока и правильна; мало того, выразить её так, что она представляется личной, именно Катулловой мыслью, отражением именно его чувства, и представляется читателю поэтическим откровением. Эта особенность Катулла, ставящая его на выдающееся место среди мировых лириков, ярко проявляется в стихах, относящихся к роману с Лесбией. Лучший пример — его удивительное двустишие (85)… А ведь мысль этого двустишия — одно из ходячих „общих мест“ любовной риторики. В римской литературе мы находим эту мысль и в основе 72 и 75-го стихотворений самого Катулла, и у Овидия („Любовные элегии“, II, 4, 5), и уже у Теренция в комедии „Евнух“ (ст. 72) в лаконичной формуле: et taedet et amore ardeo („и досадую и горю от любви“).»

М. Гаспаров пишет, что по сходству с другими стихотворениями Катулла (с № 72 и 75) считается, что эти строки относятся к его возлюбленной Лесбии , например, заключительный образ (excrucior) перекликается с «Вар мой с площади раз к своей подружке…». Не поддается точному переводу игра глагольных форм, объединяющих вопрос и ответ: «…ты спросишь, почему я это делаю! Не знаю, но что со мною делается, я чувствую…»

Реконструкция казни через распятие (crux) . На фото хорошо видны верёвки.

"Контраст двух чувств служит предметом эпиграммы, которой и положено описывать удивительные, вызывающие недоумение и восхищение вещи. Но это не только чувства — для римлянина глаголы «ненавижу» и «люблю» означали прежде всего деятельное проявление и вражды, и желания. В число таких действий входили и высказывания: бранные стихи Катулла против Лесбии — не просто описание ненависти, а враждебный акт; стихи о поцелуях — не просто описание желания, а сам акт требования или мольбы. Эти действия характерны именно для свободного человека — только он может открыто враждовать и желать. Но когда безымянный собеседник спрашивает: «Почему ты это делаешь?» — в ответе активный глагол заменён пассивным (вместо «делаю» — «делается»), а свободный человек оказывается в положении раба (вместо «ненавижу и люблю» — «терплю пытку»)" .

Остановимся на значении глагола excrucior : (1.sg.ind.praes.pass) «я страдаю» (пассивный залог), можно увидеть, что корнем его является латинское слово crux (f.) — не только крест ( орудие распятия ), но так же и орудие пыток в форме (Т или +), растягивающее тело во все направления. В конечном итоге значение действительно — «я страдаю», но причина этому является то, что «моё тело растягивается во всех направлениях». Образ распятия на кресте Катулл также обыгрывает в стихотворении 99, обращенном к его возлюбленному Ювенцию ; а также упоминает в стихе 76, 10 (также обращенном к Лесбии).

Переводы на русский

в своем библиографическом словаре приводит на 1998 год следующие русские переводы :

  • Водовозов В. «Я ненавижу, люблю, люблю… зачем это делаю, спросишь?..», [1850-е гг.] //Водовозов В. И. Переводы в стихах и оригинальные стихотворения. СПб., 1888. С. 293.
  • Тамбовский А. П. «Я ненавижу и вместе люблю. — Как же это?..» / / Тамбовский А. П. Триумф любви. СПб., 1895. С. 52.
  • Корш Ф. Е. «Любовь и ненависть кипят в душе моей…» / / Корш Ф. Е. Римская элегия и романтизм. М., 1899. С. 32; РЛ. 1939. С. 169; Катулл. Книга стихотворений. М., 1986. С. 117.
  • Уманов-Каплуновский В. В. «Я ненавижу её и люблю и, если ты спросишь…» // Уманов-Каплуновский В. В. Мысли и впечатления. СПб., 1899. С. 254.
  • «Я ненавижу и люблю…» / / Гермес. 1910. № 16. С. 426; РЛ. 1939. С. 169; Катулл. Книга стихотворений. М., 1986. С. 120. — Подпись: Згадай-Северский.
  • Байкин В. «Я, ненавидя, люблю. Зачем, быть может, ты спросишь…» / / Байкин В. Антология. М., 1918. С. 7.
  • Пиотровский А. «Да! Ненавижу и все же люблю. Как возможно, ты спросишь?..» // Катулл. Книга лирики. Л., 1929. С. 52; Там же. 2-е изд. 1929. С. 49; Лирика. М., 1957. С. 43; Книга стихотворений. М., 1986. С. 130.
  • Голосовкер Я. Э. «И ненавижу её и люблю. Это чувство двойное!..» / / Поэтылирики древней Эллады и Рима. М., 1955. С. 76; Там же. 1963. С. 94.
  • Петровский Ф. А. "И ненавижу её и люблю. «Почему же?44— ты спросишь…» // История римской литературы. М., 1959. T. 1. С. 330; Валерий Катулл. Альбий Тибулл. Секст Проперций. М., 1963. С. 138; АЛ. 1968. С. 368; Парнас. М., 1980. С. 233.
  • Вулих Н. В. «Я ненавижу любя. Возможно ли это, ты спросишь…»/ / Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. Л., 1963. С. 217; Там же. М., 1971. С. 309.

В последующие годы его также перевели:

В культуре

  • Марциал написал стихотворение-пародию:

Ох, не люблю я тебя, / Сабидий! За что? Да не знаю.
Знаю только одно: / ох, не люблю я тебя!

  • Валерий Брюсов написал одноимённое пространное стихотворение, импровизируя на тему Катулла (см. )
  • Три малоизвестных одноимённых кинофильма — итальянский (1998), немецкая короткометражка (2007) и канадский сериал «Odi et Amo: Of Love and Hate» (2005).

В музыке:

Библиография

  • Bishop, JD (1971). «Catullus 85: Structure, Hellenistic Parallels and the Topos». Latomus 30: 633—642.

Ссылки

  • [ancienthistory.about.com/library/bl/bl_catulluscarmen.htm A look at the chiastic structure and corresponding passions of Catullus Carmen 85]

Примечания

  1. (рус.) . Катулл по-русски (16 августа 2023). Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
  2. (рус.) . Катулл по-русски (17 сентября 2023). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  3. . Дата обращения: 8 ноября 2008. 23 мая 2008 года.
  4. (рус.) . Катулл по-русски (14 августа 2023). Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
  5. (рус.) . Катулл по-русски (13 августа 2023). Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
Источник —

Same as Odi et amo