Вокзал Сен-Лазар
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вокзал Сен-Лазар» ( фр. La Gare Saint-Lazare ) — серия картин французского живописца Клода Моне , посвящённых парижскому вокзалу Сен-Лазар , созданная в 1877 году. Всего в серии художником было написано 12 полотен. Это была первая серия картин Моне, посвященная одной теме.
На эту серию импрессионистов оказали глубокое влияние модернизация и индустриализация XIX века, в ней изображен оживленный вокзал в разное время суток .
Моне закончил серию «Вокзал Сен-Лазар» в первой половине 1877 года и в том же году выставил семь из двенадцати картин на Третьей выставке импрессионистов . Сегодня картины вокзала Сен-Лазар разбросаны по всему миру, включая Музей Орсе , Художественный музей Фогга , Чикагский институт искусств , Лондонскую национальную галерею , Музей Мармоттан-Моне , Художественный музей Pola , Музей земли Нижняя Саксония и другие частные коллекции.
Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Клод Моне находился в Лондоне , а по возвращении в Париж осенью 1871 года он некоторое время снимал мастерскую на в районе вокзала Сен-Лазар , поэтому район ему был хорошо знаком .
Лето и осень 1876 года Моне провёл в поместье Пруд в Монжероне », « Уголок сада в Монжероне » (оба в Эрмитаже ), «Индюшки» ( Орсе ) и «Охотник» (частная коллекция). Благодаря финансовой поддержке Ошеде Моне несколько поправил своё материальное положение и по возвращении из Монжерона в Париж смог заняться интересующими его городскими видами. Он решился на крайне рискованный эксперимент: его внимание привлёк вокзал Сен-Лазар . С этого вокзала поезда отправлялись на нормандское побережье , в Руан , Шату , Буживаль , Лувесьен , Аржантёй , Ветёй , Понтуаз , Эраньи и Живерни — все эти места привлекали Моне и его товарищей- импрессионистов . В то время локомотивы с их высокими дымовыми трубами были символами прогресса . По свидетельству Джона Ревалда , «огромное здание со стеклянной крышей, под которой тяжёлые паровозы выпускали густой пар, приходящие и уходящие поезда, толпы народа и контраст между прозрачным небом и дымящими паровозами — всё это давало необычные, захватывающие сюжеты» .
в Монжероне, где исполнил по заказу Ошеде четыре больших панно — «Осенью Моне подал запрос в железнодорожную контору на разрешение работать на вокзале и получил его в самом конце года. 17 января 1877 года он сообщил издателю Гюстава Кайботта , который ежеквартально отдавал своему другу 175 франков , чтобы тот мог оплатить аренду .
, что переезжает на , 17, недалеко от вокзала. Его квартира находилась на первом этаже пятиэтажного дома и была типичной для холостяцких квартир, столь распространённых в Париже в XIX веке. Там была маленькая комната без камина, спальня, чулан и совершенно не было места для мастерской. Комната была сдана на имяМоне не в первый раз занялся железнодорожной тематикой — ранее им было написано несколько картин на подобные сюжеты. Впервые вокзальные задворки он изобразил на картине 1872 года «Железнодорожная станция в Аржантёй» (холст, масло; 48 × 72 см; Орсе , инв. № RF 1986 55, в 1986—1997 годах хранилась и выставлялась в музее Таве-Делакур, Понтуаз , инв. № P.1986.1, затем вернулась в Орсе, с 2012 выставляется в Городском замке Овер-сюр-Уаз ) . В 1875 году была написана картина «Поезд в снегу» (холст, масло; 59 × 78 см; музей Мармоттан-Моне , инв. № 4017) . И наконец летом 1876 года Моне создал «Прибытие поезда в Монжерон» (холст, масло; 81 × 60 см; частная коллекция в США) .
Моне работал над картинами с конца осени и всю зиму 1876/1877 года. Фактически это был его первый опыт работы над единой серией картин: «он изучал один и тот же мотив в различных аспектах <…> и продолжал энергично и мастерски схватывать специфический характер самого места и его атмосферы» . Оскар Рейтерсверд отмечает, что Моне не просто бродил с мольбертом вокруг вокзала и запечатлевал подъездные пути и сортировочные станции, он «в сущности охотился за новыми художественными идеями» . Моне действовал как художник-сенсуалист и «стремился уловить страстную напряжённость в этом наполненном шумом и лязгом зрелище, которое он расчленял и разделял на смутные и разорванные фрагметны, подобные собственным ощущениям. Он взрыхлял стальные корпуса и чугунные конструкции, лишал механизмы их технического содержания и проецировал на полотно лишь их свойства, рождающие у зрителя тревогу» . Многие прохожие возмущались присутствием художника в столь странной по их мнению обстановке .
4 апреля 1877 года в Париже открылась Третья выставка импрессионистов. На ней среди прочих своих работ Моне представил семь картин из серии (указан номер по каталогу-резоне Д. Вильденштейна , в скобках номер по выставочному каталогу) — W438 (102), W439 (100), W440 (97), W442 (98), W444, W447 и W448 (116, 117, 118 — номера последних трёх картин невозможно точно соотнести с номерами по выставочному каталогу, где они указаны просто под названием «Вокзал Сен-Лазар», без дополнительных уточнений) . Рейтерсверд ошибочно утверждает, что в выставочный каталог было включено лишь шесть картин, одна шла без каталога .
В день открытия в газете Le Figaro был опубликован отзыв о выставке : «Болезненное любопытство привело нас в этот музей ужасов, названный выставкой импрессионистов. <…> Ни в одной из картин нет ни намёка на мысль или творческую идею. <…> Художник хотел одновременно создать впечатление уходящего поезда и поезда стоящего, и в конце концов удалось поразить нас неприятным ощущением, какое испытываешь, слыша одновременно свист нескольких локомотивов» . В следующие дни хлынула целая волна крайне ругательных рецензий: «Вещи Клода Моне самые смехотворные на выставке» , «Критика имеет право выразить своё замешательство перед этими дурацкими пейзажами» , «Это намеренно отталкивающее и отвратительное сумасшествие» , «А когда мы подошли к железнодорожным вокзалам — а такими их видеть мог только Моне — нас обуял хохот» , «Имеет ли перрон, пышащий жаром и водяным паром, что либо общее с фиолетовыми и причудливыми вокзалами мсье Моне?» . О Моне и Сезанне , против которых в основном и была направлена большая часть максимально негативных высказываний, в целом говорилось: «Дети, развлекающиеся бумагой и красками, добиваются большего успеха» , «Они вызывают смех в то время, когда над ними следовало бы плакать. Они проявляют глубочайшую безграмотность в рисунке, композиции и передаче цвета» . Суммируя подобные критические выпады, Рейтерсверд констатирует, что художественные критики в массе своей, столкнувшись с искусством импрессионистов, лишились способности понимать его .
Редкие комплиментарные реплики тонули в огромной массе подобных, не стесняющихся в выражениях, репортажах. Лишь
в нескольких больших статьях выступил в защиту импрессионистов в целом и Моне в частности: «Несмотря на монотонный и скупой сюжет, эти полотна поражают своим разнообразием. В них, как, впрочем, и во всех работах г-на Моне, сказывается композиционное мастерство, умение расположить предметы на полотне, что являлось всегда одной из сильных сторон художника» . Далее он подробно описывает свои впечатления от «вокзалов» и в конце статьи резюмирует: «во всех этих вещах налицо та всеоживляющая сила, которую умеет придавать им только г-н Моне» .В целом выставка оценивалась как неудачная, художники не смогли даже отбить вложенные в организацию деньги. Моне продал четыре работы из серии, причём три из них (W439, W440 и W445) выкупил Эрнест Ошеде, а одну (W442) приобрёл врач Жорж де Беллио накануне открытия .
Впоследствии вся серия «Вокзал Сен-Лазар» была признана одним из выдающихся шедевров раннего импрессионизма. Профессор Академии художеств В. И. Раздольская писала: «В этих картинах Моне смело утверждает новое понимание прекрасного в, казалось бы, прозаическом сюжете. Глаз художника открывает в нём бесконечные цветовые оттенки, а присущее ему композиционное воображение помогает объединить разрозненные наблюдения в целостную картину, исполненную захватывающей мощи. Смелость и динамика пространственных и света-теневых отношений, напряжённость цветовых контрастов делают эти полотна своеобразным романтическим апофеозом техники, в котором фантасмагория света преображает обыденность в чудо» . Другой исследователь отмечал: «„Вокзалы“ Моне по масштабу и значимости — в одном ряду с „Соборами“ и „Нимфеями“. А по новизне мотива, по способности сделать достоянием новейшего искусства жёсткую технократическую реальность „железного века“, сохранив и упрочив при этом автономию и свободу искусства, „Вокзалы“ сравнимы лишь с „Железной дорогой“ Мане и городскими видами Кайботта. <…> Эти полотна, в числе которых есть и почти фрагментарные, укрупнённые композиции, напоминают отчасти и монтажные контрасты кино. Роднит их — кроме, разумеется, мотива — поразительная „сила мгновенности“, растворённость предметов в меняющейся словно на глазах световоздушной среде, наполненной призрачно подвижным паром, причудливым танцем прозрачных теней, „нематериальность“ которых могла бы контрастировать с грузными тушами локомотивов. Но и они, эти тяжёлые, тёмные, казалось бы вовсе лишённые поэтичности машины, стали на холстах Моне прекрасными кусками живописи, не потеряв, однако, красоты своих логичных и стройных индустриальных форм» .
В собрании музея Мармоттан-Моне хранятся записные книжки художника, в которых имеется несколько набросков-рисунков вокзала Сен-Лазар и его окрестностей. После смерти Клода Моне они вместе со всем остальным имуществом были унаследованы сыном художника Мишелем Моне. В 1966 году, после гибели Мишеля Моне в автокатастрофе, все произведения его отца, согласно завещанию, поступили в дар Французской академии изящных искусств и были переданы в собрание музея Мармоттан, который впоследствии получил имя Моне. Среди прочих работ Клода Моне в музее оказались и его записные книжки и черновики. Наброски для «Вокзала Сен-Лазар» описаны в каталоге-резоне , составленном Д. Вильденштейном , под номерами D150, D151, D152, D153 и D154 . Современный исследователь главный научный сотрудник Русского музея М. Ю. Герман отмечает, что рисунки «отличаются внимательной, документальной точностью» и далее пишет: «На рисунках видно, насколько этот поэт затуманенных, растворённых в свету форм умеет жёстко строить структуру предметной среды, организовывать пространство и уже в набросках видеть непреклонную сбалансированность будущей композиции и, наконец, совершенное владение линией» .
Изображение и № по каталогу Вильденштейна | Название, каталожные данные и местонахождение | Сведения о провенансе |
---|---|---|
W438 |
Вокзал Сен-Лазар, фр. La Gare Saint-Lazare . 75 × 105 см. Орсе , Париж , Франция (инв. № RF 2775, INV 363) |
Изображена часть вокзала, используемая для пригородных сообщений.
В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . 10 марта 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом . После смерти Кайботта по его завещанию перешла в собственность Франции и 23 марта 1896 года была определена в состав собрания Люксембургского музея . С 31 января 1929 года числилась в собрании Лувра и с 1947 года выставлялась в , откуда в 1986 году была передана в музей Орсе . |
W439 |
Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, фр. La Gare Saint-Lazare, arrivée d'un train . 83 × 101,3 см. Гарвардский художественный музей , Кэмбридж , Массачусетс , США (инв. № 1951.53) |
Изображена часть вокзала, используемая для пригородных сообщений.
В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов и в том же году выкуплена у художника Эрнестом Ошеде. Однако Ошеде вскоре разорился и картина оказалась в собрании Шарля Дёдона из Парижа. В 1919 году выставлена на продажу в галерее Поля Розенберга и около 1923 года перешла в коллекцию из Меннедорфа в Швейцарии . Впоследствии находилась в галерее Вильденштейнов и около 1946 года была продана из Нью-Йорка . В 1951 году, согласно его завещанию, картина перешла в собственность Музея Фогга при Гарвардском университете , впоследствии вошедшем в состав Гарвардского художественного музея . |
W440 |
Вокзал Сен-Лазар, поезд в Нормандию, фр. La Gare Saint-Lazare, le train de Normandie . 60,3 × 80,2 см. Чикагский институт искусств , Чикаго , Иллинойс , США (инв. № 1933.1158) |
Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, расположенная вдоль
В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов и в том же году выкуплена у художника Эрнестом Ошеде. Однако Ошеде вскоре разорился и 18 февраля 1878 года картина была выставлена на распродаже собрания Ошеде в аукционном доме Поля Розенберга и Поля Дюран-Рюэля . 13 октября 1911 года Дюран-Рюэль продал картину из Чикаго . В 1933 году по его завещанию перешла в собственность Чикагского института искусств . , где её приобрёл . С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. С 1899 года картина выставлялась в , затем последовательно находилась в галереях |
.
W441 |
Вокзал Сен-Лазар, фр. La Gare Saint-Lazare . 54,3 × 73,6 см. Лондонская национальная галерея , Лондон , Великобритания (инв. № NG6479) |
Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, расположенная вдоль улицы Амстердам.
Первым владельцем картины был Лазар Веийе . 29 ноября 1901 года картина была выставлена на распродаже собрания Веийе в аукционном доме «Друо», где её приобрёл Оскар Шмидт из Дрездена. Впоследствии картина выставлялась в галерее Вильденштейнов и с 1936 года принадлежала Сэмюэлу Курто из Лондона . С 1947 года находилась в собрании Кристофера Макларена из Великобритании. В 1982 году на частное пожертвование приобретена для Лондонской национальной галереи . . В 1900 году картина была выставлена на продажу в галерее «Бернхайм-Жён», где её выкупил |
W442 |
Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, фр. Le Pont de l'Europe, gare Saint-Lazare . 65 × 81 см. Музей Мармоттан-Моне , Париж, Франция (инв. № 4015) |
Вид на мост Европы, в сторону улицы Рим.
В марте 1877 года выкуплена у художника Жоржем де Беллио, а в апреле того же года была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. В 1957 году их наследниками по завещанию передана в дар Французской академии изящных искусств и определена в состав собраний музея Мармоттан (впоследствии получившего имя Моне) . |
W443 |
Вид на вокзал Сен-Лазар, эффект солнца, фр. Extérieur de la gare Saint-Lazare, effet de soleil . 60 × 80 см. Частная коллекция (Кристис, 8 мая 2018) |
Изображены подъездные пути между мостом Европы и старым туннелем Батиньоль, вход в который виден на заднем плане.
Первым владельцем картины стал барон Венеции . 31 августа 1897 года её приобрёл Поль Дюран-Рюэль. С 1933 года выставлялась в нью-йоркской галерее наследников Дюран-Рюэля, где 6 июня 1934 года она была выкуплена для художественного музея Род-Айлендской школы дизайна . 22 июля 1944 года продана в галерею Вильденштейнов, откуда в 1952 году перешла в собрание Ли Б. Блока из Чикаго . Вскоре была выставлена в галерее и в январе 1958 года была продана в коллекцию Дэвида Рокфеллера-младшего. 8 мая 2018 года была продана на торгах в аукционном доме « Кристис » в неназванную частную коллекцию за 32,9 млн долларов США . из |
W444 |
Вид на вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, фр. Extérieur de la gare Saint-Lazare, arrivée d'un train . 60 × 72 см. Коллекция Пола Перальта-Рамоса, Нью-Мексико , США |
Изображены подъездные пути между мостом Европы и старым туннелем Батиньоль, вход в который виден на заднем плане.
В 1877 году была показана публике на Третьей выставке импрессионистов, однако в дальнейшем следы её потерялись. Через 20 лет, 29 мая 1897 года, картина была выставлена на распродаже в аукционном доме Филадельфии . В 1898 году выставлялась на продажу в нью-йоркской галерее Поля Дюран-Рюэля. С 1942 года принадлежала из Нью-Йорка , а с 1970 года находится в коллекции Пола Перальта-Рамоса из Нью-Мексико, США . , где была приобретена Грискомом из |
W445 |
Подъездные пути на вокзале Сен-Лазар, фр. Les Voies à la sortie de la gare Saint-Lazare . 60,5 × 81,1 см. в Хаконе , Канагава , Япония. |
Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования.
В марте 1877 года выкуплена у художника Эрнестом Ошеде, однако Ошеде вскоре разорился и 18 февраля 1878 года картина была выставлена на распродаже собрания Ошеде в аукционном доме «Друо», где её приобрёл Жорж де Беллио. С 1894 года картина находилась в собрании дочери де Беллио Викторины Доноп де Монши и затем её сына Эжена Донопа де Монши. Далее картина была выставлена на продажу в парижской галерее «Эссель», откуда в 1916 году была выкуплена Полем Дюран-Рюэлем. С 1937 года принадлежала Недлер » и с 1957 года принадлежала Миноту К. Милликену, после чего оказалась в частной коллекции в Японии , откуда поступила в собрание в Хаконе , провинция Канагава , Япония . , США. В 1957 году выставлена на продажу в нью-йоркской галерее « |
W446 |
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, фр. La Gare Saint-Lazare, vue extérioure . 60 × 80 см. Частная коллекция ( Кристис , 20 июня 2018) |
Изображена часть вокзала, предназначенная для поездов дальнего следования, со старыми залами справа, вдоль улицы Амстердам, а на заднем плане — мост Европы.
Выставлялась в галерее «Бернхайм-Жён», с 1912 года находилась в собрании музея Фолькванг в Эссене , однако вскоре была выставлена на продажу в галерее Георга Каспари в Мюнхене и с 1924 года вновь выставлялась в галерее «Бернхайм-Жён». 8 ноября 1926 года её выкупил Поль Дюран-Рюэль и выставил на продажу в своей нью-йоркской галерее. 14 декабря 1942 года картину купил Генри Хаттлстон Роджерс из Нью-Йорка. С 1970 года принадлежала Полу Перальта-Рамосу из Нью-Мексико. Затем картина выставлялась в нью-йоркской галерее « Аквавелла », где в 1985 году была продана в коллекцию Перри и Нэнси Ли Басс. 20 июня 2018 года была выставлена на торги в аукционном доме « Кристис » и была продана за без малого 25 млн долларов США . |
W447 |
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, фр. La Gare Saint-Lazare, vue extérioure . 64 × 81 см. Частная коллекция, Франция |
Вид на вокзал из-под моста Европы в сторону улицы Амстердам.
В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . В марте 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом . После смерти Кайботта согласно его завещанию должна была перейти в собственность государства, однако французские чиновники отказались её принимать. Долгое время оставалась в семье наследников Кайботта и впоследствии была продана некоему Шардо из Парижа , а далее оказалась в неустановленной частной коллекции во Франции . |
W448 |
Вокзал Сен-Лазар снаружи (семафоры), фр. La Gare Saint-Lazare à l'extérioure (le signal) . 65 × 81,5 см. Музей земли Нижняя Саксония , Ганновер , Германия (инв. № PNM 941) |
Вид на вокзал в направлении улицы Амстердам, с левого края виден мост Европы.
В апреле 1877 года картина была показана публике на Третьей выставке импрессионистов . В марте 1878 года куплена у художника Гюставом Кайботтом. После смерти Кайботта согласно его завещанию должна была перейти в собственность государства, однако французские чиновники отказались её принимать. Долгое время оставалась в семье наследников Кайботта и впоследствии была продана некоему Шардо из Парижа. Далее выставлялась в лондонской галерее «Эгню», где была приобретена Жюлем Брауншвигом из Парижа. В 1979 году перешла в собственность музея земли Нижняя Саксония в Ганновере . |
W449 |
Углубление перед тоннелем Батиньоль, фр. La Tranchée des Batignolles . 38 × 46 см. Коллекция , Австрия/Германия |
Вид с путепровода, ведущего к улице Лежандр, на углубление к северу от туннеля Батиньоль.
Долгое время местонахождение картины не было установлено, её существование подтверждалось лишь документами, опубликованными в 1953 году . Впоследствии стало известно, что картина находится в собрании . |