Смерть фашизму, свобода народу!
- 1 year ago
- 0
- 0
« Великая свобода » ( нем. Große Freiheit ) — австрийско-немецкий драматический фильм 2021 года, поставленный режиссёром Себастианом Майзе по сценарию Майзе и . Мировая премьера состоялась 8 июля 2021 года 74-м Каннском кинофестивале , где фильм участвовал в программе Особый взгляд .
В 1968 году Ханс Хоффман попадает в тюрьму за то, что он занимался сексом с мужчинами в общественных туалетах . Там его встречает старый знакомый Виктор Бикс, отбывающий там наказание за убийство уже больше 20 лет. На прогулке Ханс замечает юного Лео, одного из своих партнёров из туалета. Ханс попадает в ШИЗО и вспоминает там, как он впервые попал в эту тюрьму.
В 1945 года после освобождения концлагерей войсками союзников Ханса отправили досиживать срок за гомосексуальные связи в ту же тюрьму, где он сидел в другие годы. Его сокамерником оказывается Виктор. Сперва он агрессивно пытается выселить «извращенца», но потом замечает у него на предплечье лагерный номер и предлагает закрыть татуировку, наколов сверху какой-нибудь рисунок. Ханс соглашается.
В 1957 году Ханс снова попадает в ту же тюрьму, на этот раз вместе со своим бойфрендом Оскаром, с которым пытался тайно жить вместе. Оскар оказывается не в силах жить, зная, что не может быть верен себе, и совершает самоубийство. На прогулке Виктор сообщает об этом Хансу и обнимает того, пока он рыдает у него на плече, за что обоих отправляют в ШИЗО.
Когда Ханс оказывается в тюрьме в 1968 году, он видит, что Виктор сильно опустился и начал употреблять инъекционные наркотики. Лео сообщает Хансу, что сказал полиции, что тот его принудил к совершению гомосексуальных половых актов, после чего Ханс пишет признательные показания, подтверждающие слова Лео, и того выпускают. Ханс предлагает Виктору помочь ему « переломаться », Виктор подкупает тюремщика, и Ханса переводят в его камеру. Виктор несколько дней мучается от абстинентного синдрома, и в одну ночь пытается тайно уколоться, но Ханс просыпается и смывает наркотики в унитаз, после чего обнимает Виктора и держит его в объятиях, пока тот вырывается. Утром они просыпаются в одной кровати.
В 1969 году Ханс замечает на столе у тюремщика номер « Шпигеля », где вся обложка занята новостью об отмене параграфа 175 и декриминализации гомосексуальных отношений. Ханс обречённо рассказывает об этом Виктору, сообщая, что больше не вернётся в тюрьму.
Ханс выходит на свободу и первым делом отправляется в гей-бар , спускается там в подвал и видит множество мужчин, занимающихся сексом. Он выходит из клуба и разбивает кирпичом витрину ювелирного магазина, засовывает несколько изделий себе в карман, после чего садится на тротуар и закуривает в ожидании полиции.
Актёр | Роль |
---|---|
Франц Роговский | Ханс |
Виктор | |
Лео | |
Оскар |
Фильм принадлежит к жанру экзистенциального кино и освещает послевоенную историю Германии, ЛГБТ-сообщество во времена преследований и влияние тюремного заключения на сознание . Давид Кац с сайта Cineuropa похвалил тон, не скатывающийся в чёрную меланхолию, бережное обращение с материалом и режиссуру, отметив, что все сюжетные линии в итоге сходятся в развязке, а то, что в фильме не обсуждаются социальные причины сохранения гомофобного нацистского законодательства, счёл нерелевантным для сюжета . Дэвид Руни (The Hollywood Reporter) также отметил акцент на психологической стороне тюремного заключения и возникновении любви между антагонистичными поначалу людьми . Руни похвалил операторскую работу , ранее работавшей с Селин Сьямма , в особенности выделив композицию кадра .
По мнению Стефани Банбери (Deadline), реалистичность серых тюремных будней и дегуманизирующего отношения охраны в фильме удачно оттеняет актёрскую игру Роговского и Фридриха . Гэри Крамер (Salon) также положительно отметил реалистичность повествования и указал на то, что Майзе снимал «Великую свободу» в настоящей тюрьме, а Роговский похудел на 12 кг для съёмок сцен 1945 года . Крамер высоко оценил прямолинейность и упорство главного героя, не желающего обстоятельствам сломить его или заставить сомневаться в себе, а фильм назвал «глубоким исследованием человеческой устойчивости и способности к сопротивлению» .
Критики похвалили игру Роговского, Гай Лодж из Variety охарактеризовал её как «тихо пронзающую уязвимость» . Высоких оценок удостоились и режиссура, и сценарий . Критик сайта The Film Stage Су Чжонин поместил «Великую свободу» в список лучших фильмов 2021 года и назвал его «лирическим, сочувственным и категорически несентиментальным» .
По состоянию на январь 2022 года на сайте Rotten Tomatoes «Великая свобода» имеет рейтинг 100 % , на сайте Метакритик — 89 % .