Interested Article - Абу Саид аль-Джаннаби

Абу Саид аль-Джаннаби ( араб. أبو سعيد حسن بن بهرام الجنابي ‎; перс. ابوسعید حسن بن بهرام جنّابی ‎ между 845 и 855 , Джаннабе , Иран , Аббасидский халифат — Июнь/Июль 913 , Эль-Хаса , Аравия ) — персидский государственный деятель, основатель и первый эмир Карматского государства со столицей в . К 899 году ему и его сторонникам удалось покорить значительную территорию, в 900 году они одержали решительную победу над армией Аббасидского халифата, после чего три года спустя захватили город эль-Хаса провозгласив его столицей. Абу Саид правил своим государством до 913 года, после чего его убили, наследником был провозглашён его сын .

Ранние годы

Абу Саид родился в персидской семье в поселении Джаннабе в иранской провинции Аббасидского халифата Фарс . Точная дата его рождения неизвестна, но известно, что это произошло в десятилетие между 845 и 855 годами . Согласно ранним мусульманским источникам, Абу Саид от рождения был калекой на левую ногу . Позже он (или его последователи) утверждал, что имеет царское происхождение, являясь потомком властителей всей Сасанидской Персии . В молодости Абу Саид работал меховщиком или торговцем мукой , сначала в своём родном Джаннабе, а затем в окрестностях Эль-Куфы , куда он вскоре переехал . Здесь он женился на девушке из Бану-л-Кассар — семьи видных представителей исмаилитской общины в регионе. Его обучением, ровно как и прозелитизмом занимался исмаилитский даи Абу Мухаммад Абдан, шурин Хамдана Кармата . В период между 874 и 884 годами Абу Саид завершил обучение, и его отправили в качестве проповедника в Фарс, в области Джаннаба, Синиз, Таввадж и Махрубан. Эта миссия оказалась весьма успешной, поскольку ему удалось привлечь на свою сторону достаточно людей и собрать немало средств, которые Абу Саид отправил к руководству, скрывавшемуся в Саламии в ожидании махди . Но в конце концов о его деятельности прознали суннитские власти. Оставшиеся в руках Абу Саида деньги и сокровища были конфискованы, но ему удалось спастись и скрыться в Басре .

Завоевание Бахрейна

Согласно сообщению Ибн Хаукаля , в Басре Абу Саид встретился с самим Хамданом Карматом, который признал его способности и поручил возглавить миссию даи в Бахрейне, регионе в Восточной Аравии, простиравшемся от границ современного Ирака до Катара . Информации о его ранней деятельности немного , поскольку большинство летописцев игнорировало происходящие здесь события. К началу деятельности Абу Саида регион находился под полным контролем Аббасидов, и арабские источники «не могут достаточно поведать о масштабах и эффективности деятельности исмаилитов в регионе» .

Согласно историку X века аль-Масуди , Абу Саид прибыл в Йемен и в провинцию Бахрейн в 886/887 году, в то время как другие источники относят его прибытие к 894, 896 или даже 899 году. Но при этом достаточно хорошо известно, что к последней из дат его власть в регионе была крепка, поэтому сообщение аль-Масуди считается наиболее достоверным. Первоначально Абу Саид занимался торговлей мукой, живя в Эль-Катифе . Но затем ему посчастливилось установить связи с влиятельным бану Санбар. Три сына вождя этого клана, Хасан, Али и Хамдан, стали его ближайшими сторонниками, а дочь первого из них — его женой. В последующие десятилетия эта семья играла важную политическую роль в новом государстве . Согласно сведениям всё того же Ибн Хаукаля и , основанная Абу Саидом община исмаилитов первоначально состояла из «мелкого люда: мясников, носильщиков и тому подобных» . В Бахрейне он столкнулся с другим исмаилитским даи — Абу Закарией ат-Тамами, посланником «Завоевателя Йемена» Ибн Хаушаба , которому удалось обратить в свою веру племя . Между ними возникло определённое соперничество, но долгое время они были партнёрами поневоле, пока Абу Саид в конце концов не заключил Абу Закария в тюрьму и не убил его . Став единственным главой миссии, он сумел заручиться поддержкой предводителей не только племени килабитов, но и Бану Укайл, которые вместе стали «ядром» его военных сил .

По словам немецкого востоковеда Х. Халма , бедуинские племена были «идеальной целевой группой» для даи . Аху Мухсин, который, по всеобщему признанию, являлся противником исмаилитского движения, описывает сторонников Абу Саида как «привыкших к войне, но в то же время сильных и невежественных, беззаботных и далёких от закона ислама людей, которые не знают ни пророчества, ни дозволенного и запретного ». Действительно, первую группу присоединившихся к делу проповедника, Бану аль-Адбат, ячейку килабитов, все прочие избегали из-за нарушения ими обетов кровной мести . Присоединение к революционной доктрине Абу Саида давало им перспективу не только добычи и власти, но и искупления .

При поддержке сильной армии, собранной из членов бедуинских племён, Абу Саид начал нападения на поселения Аббасидов в регионе: Катиф, , Сафван , Дахран , Эль-Хаса и Джаваса . Его экспедиции доходили вплоть до Сухара на востоке (который ему даже удалось захватить, причём не с первой попытки) до Билад аль-Фаладжа на западе и на юге. Из-за его деятельности провинция в центре Аравии — Ямама — оказалась опустошена и обезлюдела, а местные племена Бану Кушайр и Бану Сад перебиты или изгнаны. По словам востоковеда В. Маделунга , эта провинция, скорее всего, так и не была взята под контроль, хотя карматы вступили в конфликт с Бану Ухайдир , которые правили ею в то время, а позже стали их союзниками. В какой-то момент Абу Саид даже захватил остров Авал (современный Бахрейн ) и ввёл там пошлины на судоходство (точные даты не установлены) .

В 899 году в движении исмаилитов произошёл серьёзный раскол после того как Саид ибн аль-Хусейн , руководитель исмаилитского движения в Саламии, заявил о нежелании ожидать возвращения одиннадцатого имама и объявил себя махди . Хамдан Кармат и Абу Мухаммад Абдан выступили решительно против этого и не признали в Саиде махди. Вскоре после этого первый из них исчез, а второй был убит по указанию из Саламии . После исчезновения Хамдана термин «карматы» сохранился за всеми исмаилитами, которые отказывались признавать притязания Саида, а затем и династии Фатимидов как глав движения . Абу Саид также отверг притязания Саида. Помимо идеологических причин и верности своим хозяевам, свою роль в этом решении могли сыграть и политические соображения , поскольку, по словам Маделунга, это была «благоприятная возможность стать полностью независимым» . Именно в это время, согласно Ибн Хаукалю, он посадил в тюрьму и казнил своего соперника Абу Закарию ат-Тамами, поскольку тот остался верен Саиду . В последующие десятилетия Фатимиды предпринимали попытки заставить карматские общины признать их лидерство, но, хотя в некоторых областях они добились успеха, на протяжении всего своего существования карматы в Бахрейне отказывались это сделать . Однако Абу Саид не пытался скоординировать свои действия с другими карматскими группами, действовавшими на территории Аббасидов. В частности он не пришёл на помощь повстанцам и его сыновьям в 901—907 годах, в том числе не участвовал в сражении при Таманне .

К концу 901 года последователи Абу Саида контролировали большую часть региона за исключением его столицы Хаджар , которую всё ещё удерживали Аббасиды. На севере им удалось продвинуться до окрестностей Басры . Её жителей крайне встревожило падение Катифы, из-за чего карматы оказались у границ города. При этом ранее Басра не имела укреплений, и лишь угроза нападения людей Абу Саида привела к началу работ по спешному возведению кирпичной кладки. В начале 900 года карматы приступили к осаде Хаджара. Город сопротивлялся в течение 3 месяцев. Абу Саид в это время расположил оперативную базу в трёх километрах от города в Ал-Ахсе . Узнав об осаде, в апреле того же года халиф Аббасидов аль-Мутадид назначил своего полководца аль-Аббаса ибн Амра аль-Ганави наместником Бахрейна и Ямамы и направил его во главе отряда в 2 тысячи солдат регулярных сил при поддержке неизвестного числа добровольцев в атаку на карматов. 31 июля на солончаке в двух днях пути от Катифа аббасидская армия потерпела поражение в битве с войсками Абу Саида . Последним удалось взять в плен до 700 человек, включая аль-Ганави. Многие из обычных бойцов аббасидской армии скончались от жары и жажды . Военачальника позже отпустили, но остальных пленных казнили. После этого успеха город пал , но всё в том же 901 году Аббасидам удалось отбить его, поскольку Абу Саид в это время возглавлял экспедицию в районе Басры. В конце 903 года аббасидский наместник Ибн Бану передал центральному правительству, что ему удалось захватить Катифу, разбив армию карматов и убив назначенца Абу Саида . Тем не менее, примерно в это же время или немногим позже Хаджар вновь сдался карматам, которые смогли прервать поставку воды в город. Многие из жителей бежали в Аваль, Сираф и другие поселения. Оставшиеся в городе жители были или перебиты, или обращены в рабство в ходе разграбления города .

Несмотря на учинённые разрушения, Хаджар всё равно оставался столицей и главным городом Бахрейна. Однако Абу Саид жил в резиденции в оазисе ал-Ахса . Оттуда он, по словам Халма, правил «как классический арабский принц » . Отсюда же карматы совершили ряд набегов на окрестности Басры, как для захвата рабов, так и для мести местному племени Забба за участие в кампании 900 года . Самый заметный из этих набегов произошёл в июле/августе 912 года, и хотя местный аббасидский наместник, по сообщениям, не смог противостоять вторгнувшимся карматам, источники сообщают о крайне небольших силах, возможно, не превышавших 30 человек .

Примечания

  1. , с. 219; , Карматы и исмаилиты, с. 193.
  2. , p. 462.
  3. .
  4. , s. 37; .
  5. , S. 37—38.
  6. , p. 942.
  7. , S. 38.
  8. ; , p. 110.
  9. , p. 58.
  10. , p. 24; , pp. 116—117.
  11. , p. 660.
  12. , p. 25; , pp. 121.
  13. , p. 28.
  14. , p. 25; , pp. 121; .
  15. , S. 67 & 176.
  16. , S. 176.
  17. , p. 452; .
  18. , S. 59.
  19. , p. 452; ; , s. 59—60.
  20. , О халифате ал-Му'тадида би-л-Лаха, с. 265 и комм. 148.
  21. , О халифате ал-Му'тадида би-л-Лаха, с. 265—266.
  22. , О халифате ал-Му'тадида би-л-Лаха, с. 266; .
  23. , pp. 29—30.

Литература

Первичные источники
  • Аль-Бируни . Избранные произведения / перевод с персидского Х. М. Абдуллаева под редакцией М. А. Салье . — Ташкент: Академия наук Узбекской ССР , 1957. — Т. 1: Памятники минувших поколений. — С. 219. — 480 с.
  • Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди . Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749—947 гг) = مُرُوج ٱلذَّهَب وَمَعَادِن ٱلْجَوْهَر‎ : [пер. с ар. ] / Перевод Д. В. Микульского . — М. : Наталис, 2002. — 800 с. — (Восточная коллекция). — 1200 экз. ISBN 5-8062-0058-2 .
  • Ibn Khallikan . Al-Jannabi // / translated from arabic and edited by . — P. : Printed for the Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland , 1842. — Vol. I. — P. 426—431. — 688 p. — (Oriental Translation Fund (Series), no. 57).
Монографии
Энциклопедии
Источник —

Same as Абу Саид аль-Джаннаби