Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Хартфилд ( англ. John Heartfield , настоящее имя Гельмут Герцфельд ( нем. Helmut Herzfeld ); 19 июня 1891 , Берлин — 26 апреля 1968 , там же) — немецкий художник , фотограф , плакатист и декоратор. Брат публициста и издателя . Его творчество известно вследствие его активной борьбы с нацистским режимом.
Учился в мюнхенской Школе прикладного искусства ( 1907 — 1911 ) и в училище художественного ремесла в берлинском Шарлоттенбурге (1912—1914). В 1915 году Хельмут Херцфельд англизировал свои имя и фамилию, став Джоном Хартфилдом — таким образом он выразил свой протест против германского военного патриотизма, антибританской пропаганды и англофобии захлестнувших страну после начала Первой мировой войны . Поначалу принадлежал к группе « политических дадаистов », одним из лозунгов которых были слова «Используйте фотографию как оружие» . В 1930—1931 годах жил в СССР , в 1933—1950 в эмиграции в Праге и Лондоне . В 1950 возвратился в ГДР . Создатель пролетарского антифашистского, антиимпериалистического фотомонтажного плаката. В своих работах критиковал милитаризм, империализм, капитализм, фашизм, в частности их лидеров и пособников (« Война и трупы — последняя надежда богатых », « Супермен Адольф, заглатывает золото и несёт всякую чушь », « Диагноз » , « Ура, закончилось масло! ») . Работал также в журналах, кино и как художник книги. Особенно известны его фотомонтажи для социалистического иллюстрированного журнала « Иллюстрированная рабочая газета » ( нем. Arbeiter-Illustrierte-Zeitung ), издававшегося в Берлине с 1921 по 1933 год, а после прихода нацистов к власти в Германии продолжил свою деятельность в изгнании в Праге с 1933 по 1938 год. Он стал постоянным сотрудником издания в 1930 году и был связан с его деятельностью до 1938 года . За это время в журнале было помещено 237 его фотомонтажных работ . Лауреат Национальной премии ГДР (1957).
Джон Хартфилд считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой и с другими элементами композиции. На этом аспекте останавливался немецкий историк искусства Петер Бюргер , который указывал: «В первую очередь это не эстетические объекты, а изображения, предназначенные для чтения. Хартфилд обратился к старой технике эмблемы и использовал её политически». По его наблюдению, в «эмблемах» мастера изображение соединяется посредством двух текстов: заголовка ( inscriptio ) и более развёрнутого пояснения ( subscription ). Так, на плакат критикуемой им Социал-демократической партии Германии «Социализация на марше!» он нанёс на передний план идущих «господ-коммерсантов» в цилиндрах и с зонтами, а меньшим размером вмонтировал несколько военных со знаменем со свастикой. В этом случае inscriptio являются слова: «Ещё не проиграна Германия!», а subscriptio: «„Социализация на марше!" — написали „социал"-демократы на плакате и тут же решили: социалисты будут расстреляны...»
Изображён на почтовой марке ГДР 1971 года.