Еникеев, Рифхат Салихович
- 1 year ago
- 0
- 0
Рифхат Гусманович Якупов ( тат. Рифкат Госман улы Якупов ; род. 29 июля 1944 , Ижевск , Удмуртская ССР , РСФСР , СССР ) — российский фотограф , фотожурналист . Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2018).
Рифхат Гусманович Якупов родился 29 июля 1944 года в Ижевске Удмуртской ССР . Из татарской семьи , на татарском языке говорили только дома, в связи с чем в дальнейшем отмечал, что постепенно терял свою идентичность , совершенно не зная своего народа . В татарской школе не учился, а язык выучил только во взрослом возрасте .
После окончания десятого класса устроился ассистентом оператора на Ижевское телевидение , где проработал дальнейший год, параллельно печатаясь со своими заметками и фотографиями на спортивные темы в городских газетах . Получив аттестат зрелости в вечерней школе, для получения высшего образования уехал в Казань , выбрав этот город для понимания своих народных корней . В 1967 году окончил отделение журналистики историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина .
Получив диплом пищущего журналиста, остался в университете на кафедре и работал в фотолаборатории . В 1968—1973 годах был фотокорреспондентом в газетах «Кооператор Татарии», « », « », а с 1973 года — в журнале « » . Участвовал в работе казанского фотоклуба «Волга», а в 1975 году стал одним из организаторов выделившегося из него фотоклуба «Тасма» . Активно участвовал в выставках данного неформального объединения фотожурналистов, неудовлетворённых использованием своих фотографий в прессе, фактически заложив основы для казанской школы фотографии . Неоднократно выезжал в творческие командировки, в Прибалтику , на Кавказ , в Турцию .
С 1987 года с перерывами работает фотографом Татарского государственного академического театра имени Г. Камала . В 1989 году по приглашению вёл мастер-классы в фотошколах Стокгольма и Гётеборга , также участвовал в ряде международных фотопроектов и выставках в Великобритании , Финляндии , США . На доходы от зарубежных проектов купил участок и построил дом в Крыму , где жил и работал в 1992–1998 годах, в частности, в 1996 году по заказу миссии ООН подготовил фоторепортажи о жизни депортированных народов — крымских татар , болгар , армян , греков , немцев . Ввиду большой безработицы и дискриминации по национальному признаку в Крыму в отношении татар, не смог устроиться на работу даже в районную газету, в результате трудился таксистом, официантом, экскурсоводом, а затем вернулся в Татарстан .
Живёт в Казани . В 2022 году был номинирован на Государственную премию Республики Татарстан имени Г. Тукая , став первым за всю историю премии кандидатом из области фотоискусства .
Для меня было удивительно, что все иностранцы, в отличие от нас, хотят знать о жизни наших народов. Подобные снимки часто печатают в западной прессе. А в нашей стране столько людей, столько народов, но мы порой даже соседей не знаем. Мне кажется, виновата и государственная политика по отношению к малым народам. Никто всерьёз не занимался проблемой. А в сознание мировой общественности вдалбливалось, что в СССР, кроме русских, никто не живёт. И до сих пор, когда на Западе говорю, что я татарин из Татарстана, из России, меня переспрашивают: значит, русский? Думаю, из-за этой политики умалчивания в сознании и самих наших граждан, в том числе фотографов, художников, происходила трансформация… Но когда я увидел мировую фотографию, осознал, насколько она интересуется национальными особенностями, задал себе вопрос: почему я, живя в Татарстане, на исторической родине, не вижу подобных снимков? Тогда и возложил на себя историческую миссию — рассказать о моём народе. Рифхат Якупов, 2005 год .
Член Союза фотохудожников России (с 2001 года), член Союза театральных деятелей Российской Федерации , член (с 1976 года), председатель его фотосекции (1974—1979) . Якупову принадлежит значительный вклад в развитие татарстанской школы профессиональной фотографии, он зарекомендовал себя как мастер документальной фотографии , фоторепортажа , экспозиционной фотографии , а в дальнейшем обратился к художественной фотографии . Особый интерес проявляет к познанию посредством фотографии окружающего мира и людей, изучению связей человека с местом его обитания, типов людей, природы, жилья, обычаев и праздников, формирующих идентичность .
Познакомился с сотрудниками Академии наук и поехал с ними в экспедицию в несколько районов Татарстана и в Вятско-Полянский район Кировской области. Первое посещение деревни было потрясением — я, можно сказать, впервые увидел, кто такие татары в действительности. Мы попали в патриархальную для того времени деревню, которой цивилизация ещё не коснулась. Тогда же я увидел первый настоящий деревенский Сабантуй. И это так эмоционально на меня подействовало, что я плакал от умиления — оказывается, мой народ настолько тёплый, душевный. Первые шедевры появились как раз с тех съёмок. Рифхат Якупов, 2005 год .
Увидев в 1969 году международную выставку гуманистической фотографии « Род человеческий » Э. Стайхена , на которой не было ни одной работы из Татарстана, решил заняться фотографическим документированием традиционного уклада жизни татар . Как итог, сфокусировал своё творчество на истории родного народа, языка, литературы, театра, на особенностях татар, проживающих в разных регионах России и других странах . В 1971 году Якупов побывал в первой в своей карьере этнографической и фольклорной экспедиции Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова по татарским сёлам республики, куда в дальнейшем также выезжал неоднократно, как и по местам компактного проживания татар в Кировской области , в Астрахани , Тюмени , Уфе , в других регионах и городам России . Ряд его снимков на татарскую тему поначалу печатали в журналах лишь только чтобы разбавить привычный фоторяд «местной экзотикой», однако в дальнейшем, благодаря расширению творческого кругозора и фотографического мышления, работы Якупова приобрели вид единой и цельной картины на тему самобытно-самостоятельной жизни татарского народа, что было замечено критиками .
Неспешное и подробное фотоповествование о своей земле, её людях, неброской, но милой сердцу природе, с которой сживаешься навсегда. Зелёные холмы за околицей и бескрайние поля всходящей пшеницы; тропинка, ведущая неизвестно куда среди луговых просторов; мальчишки, возвращающиеся после вечернего купания; посиделки бабаев-мудрецов, пытающихся увязать ежедневную арифметику быта с высшей математикой вечности; доброжелательностьи открытость людей, которых, кажется, давно знаешь; галерея деревенских типажей… Сочетание высокого, поэтического — и обыденного, порой грубого. Всё это на фоне природы, среди природы и от природы. Всё одухотворено ею… И Рифкат Якупов сумел извлечь из деревенской жизни самое ценное — корни и сердцевину национального характера. Вахит Шарипов, 1980 год .
Особое развитие в творчестве Якупова получила тема сабантуя , широкого народного празднества, в котором наиболее широко проявились национальные черты и характер татарского народа . В 1979 году опубликовал фотоальбом «Сабантуй», в снимках которого запечатлел быт, природу, этнические типы волго-уральских , крымских , сибирских , польско-литовских татар . Эти работы принесли Якупову наибольший успех как у себя на родине, так и за рубежом . В 2014 году в свет вышел ещё один фотоальбом «Сабантуй» о татарском народе . В 1990-е годы занялся налаживанием связей с другими национальными регионами страны, показав пример «творческого интернационализма», в частности, ездил в Грузию . Особой темой в творчестве Якупова является жизнь крымских татар, которым он посвятил фотографический цикл «Хроника трудного возвращения» (1992–1998), серию «Крым. Потери и обретения» (1995), ряд других работ. По приезде в 1990 году в Крым, непосредственно документировал на фотокамеру процесс возвращения крымских татар на историческую родину, пикеты, демонстрации, съезды деятелей национального движения .
Рифхат Якупов мастерски снимает татарскую деревню. Это его малая творческая родина (сам он по месту рождения и стилю жизни — горожанин), которую знает и чувствует так, как не знает и не чувствует иной сельский житель. У него есть снимки, рассказывающие о духовной жизни, традициях и нови татарского села с той силой и болью, которые мы ощущаем в лучших произведениях наших писатолей-«деревѳнщиков». Видно, болит везде одинаково, и коренные устои жизни на Волге и в Сибири рушатся по одним и тем же законам, иначе чем объяснить духовное сходство татарских крестьянок с фотографий Р. Якупова и русских жителей Матёры ? Марина Разбежкина, 1990 год .
Также искусствоведами отмечается фотолетопись современного национального татарского театра, созданная Якуповым за более чем 35 лет работы за кулисами и на сцене театра Камала. Практически в ежедневном режиме он и поныне продолжает вести документальные, художественные и рекламные фотосъемки, фиксировать репетиционный процесс и постановки спектаклей, работу режиссеров и актеров, запечатлевать театральные фестивали и гастрольную деятельность театра. Благодаря сотрудничеству с театром, Якупов также познакомился с известными деятелями живописи, литературы, музыки. Сам он отмечал театр как важную веху в своей карьере, помогшую вернуться в лоно татарской культуры, в среду живого литературного языка . Также работает над серией снимков видов Казани, привлекая внимание зрителей к ускользающему, разрушаемому, изменяющемуся миру города, напоминая о том, «сколько ещё нужно осмыслить, понять и сделать, чтобы быть гражданами, достойными города со столь почтенным возрастом» .
Фотография — уникальная, непременная часть искусства. Она оставляет черты уходящего и прибывающего. Говорят об ускользающем, толкуют о преходящем. А по сути, хотят ухватить или обнять истину. Обнять, а не объять. Детали откладывают на «потом». А их-то являет фотограф. Всего-о надо быть внимательным. Среди фотографов Рифхат Якупов чётко выделяется. Умеет бережно сохранять и то и это. Наша забота, всеобщая, лежит рядом — глядим, слушаем и лишь после — размышляем. Об этом и речь. Даль мысли необозрима, неостановима и необрываемы. Глаз фотографа Рифхата Якупова настороже в пределах и за пределами родного города. Рустем Кутуй, 2003 год .
Персональные выставки Якупова состоялись в 1990 ( Тампере , Финляндия), 1991 ( Стокгольм , Швеция ), 1994 ( Люблин , Польша ), 1995 ( Берлин , Германия ), 1997 ( Пёрчах-ам-Вёртерзе , Австрия ), 2005 (Хельсинки, Финляндия), 2006, 2011 (обе — Казань), 2014 ( Кувейт ), 2015 (Астрахань), 2022 (Казань) годах . Произведения находятся в коллекциях Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге , Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан , Национального музея Республики Татарстан , галереи «Коркоран» в Нью-Йорке , этнографических музеев в Стокгольме , Берлине , ряде других собраний .
Фотографии Якупова были изданы в альбомах «Казань» (1976), «Советский Татарстан» ( Москва , 1978), «Другая Россия» ( Оксфорд , 1986), «Инаковидящие» ( Хельсинки , Финляндия , 1988), «Меняющаяся реальность» ( Рочестер , США , 1991), «Театр им. Г. Камала» (1996), «Азнакай тамчылары» (2000), «Тысячеликая Казань» (2005), «Татарстан — наш общий дом» (2007), «100 лет Татарскому театру» (2009), «Путь к истокам» ( Кувейт , 2014), «100 фотографий из СССР» (2020) . Также участвовал в подготовке издания ряда фотоальбомов, например, о крымских татарах или о творчестве художника , проиллюстрированных фотографиями собственной работы .
Мы росли манкуртами , нас насильно отдавали в русские школы. Меня воспитывал дед, и до шести лет я не знал русского. Долгие годы не мог избавиться от комплекса по этому поводу. Однако через некоторое время это приняло неожиданный оборот: я же блестяще знал русский язык, литературу. Но ничего не знал о своём народе. В результате вырос национальным нигилистом. Мне казалось, всё, что касается моего народа, — убого, серо, неинтересно. Есть великая мировая культура, русская культура, а поскольку своей не знаешь, кажется, что либо её нет, или она в зачаточном состоянии. И лишь мировая фотография повернула меня к своему народу и культуре. Рифхат Якупов, 2005 год .
Жена — Эльмира Байрам-Али (род. 1957), крымская татарка по национальности, активистка национального движения, работает переводчиком-синхронистом в театре Камала. Есть дочь — Зарифе .