Interested Article - Акеларре
- 2021-03-04
- 2
Акеларре ( баск. Akelarre ) — место сборища ведьм и колдунов ( sorgin ) в баскской мифологии , где дьявол в облике большого козла (реже чёрного кота) принимал своих приближённых. На этих шабашах совершались магико-эротические обряды, приносились жертвы. Наиболее известное акеларре находится возле деревни Сугаррамурди , над жителями которой в 1609—1610 годах прошёл инквизиционный процесс по обвинению в поклонении дьяволу.
Этимология
По одной из версий термин акеларре происходит от наваррской долины, где имели место подобные собрания. По наиболее распространённой версии он состоит из двух компонентов: aker — «козёл» и larre — «луг, пастбище», что буквально можно перевести как «козлиный луг» . Aker , akher входит в состав теонима Akherbeltz («чёрный козёл») — духа ночи, обитающего под зёмлей. Ему ведьмы и колдуны приносили в жертву хлеб, яйца и деньги по определённым дням недели. Он управлял погодой (как и живущая в пещере богиня Мари ) и мог исцелять животных. В связи с этим в конюшнях держали козла для защиты стада от болезней . По менее распространённой версии первый компонент слова происходит от alka — местного названия травянистого растения ежа ( Dactylis hispanica ), после употребления которого коровы могут заболеть. В таком случае речь идёт о луге, где растёт такое растение .
В кастильском диалекте Наварры larre означает «незасеянную почву на небольшой возвышенности среди засеянной земли». Исследователи приводят ещё ряд диалектных значений: «вереск», «необработанная земля», «выгон», «пастьба», «фураж» и др. Х. М. Ибаррен полагал, что слово восходит к первоначальной форме aquerlarre , приведённой в одном из документов из наваррского архива о процессе над ведьмами, происходившего в XVI веке. У басков наиболее известны следующие акеларре: Сугаррамурди, Ларруне, Хайскибель, Ирантци, Пуллеги, Майрубуратца ( кромлех в Аместойе), Маньярия, Гарайгорта, Акерланда, Уркиса. Самым известным из этих мест является равнина и находящаяся на ней «пещера козлиного луга» недалеко от деревни Сугаррамурди. Начиная с XVIII века слово a kelarre и близкие к нему формы употребляется в испанских источниках .
История
Согласно баскским представлениям, в пещере Сугаррамурди дьявол в облике большого козла принимал ведьм и колдунов. В одном из входов в неё имелся более широкий вход, известный как «пещера колдунов». Каждый год 15 августа в один из деревенских праздников местными старейшинами проводился сбор людей, на котором готовили на огне купленных утром двух баранов. В полдень в пещере старейшины делили мясо, после чего ели его с вином и хлебом. Потом участники обряда брались за руки (платки) и выходили цепочкой к дому священника, вокруг которого плясали. После этого участники сборища шли на деревенскую площадь, где плясали «танец верёвки» . Кроме козла, ещё одним животным, который мог присутствовать на акеларре, был огромный чёрный кот .
По легендам перед шабашем его участники шли на кладбище вместе с дьяволом, где выкапывали тела недавно умерших ведьм и колдунов. Затем они на акеларре употребляли части трупов в пищу: в жареном, варёном или сыром виде. Среди ведьм именно эта пища считалась самой вкусной, а сердце всегда доставалось дьяволу, как самый лакомый кусок. Кроме того, оставшееся мясо они забирали и хранили дома, причём оно оставалось таким же вкусным, как и на сборище. Им же ведьмы кормили и своих жаб- фамильяров , пожиравших их с жадностью .
В 1609 году начался процесс над баскскими ведьмами в Логроньо , недалеко от Наварры и Страны Басков . На него оказали влияние аналогичные инквизиционные процессы, проведённые в соседнем Лабурдане ( Франция ) судьёй Пьером де Ланкром . Одна из жительниц Сугаррамурди призналась, что она ведьма и вместе со своими подругами систематически участвует в шабашах в расположенных рядом пещерах. Инквизиторы арестовали почти всех жителей деревни и ближайших сёл. В 1610 году были вынесены приговоры и прошли казни: 18 женщин были прощены (так как признались в ведьмовстве), 6 были сожжены и 5 умерли до окончания суда — вместо тел были переданы огню их куклы (точнее манекены) .
Сведения о процессе привёл испанский историк инквизиции Хуан-Антонио Льоренте . По его словам, члены секты колдунов «называли своё собрание акеларре — гасконским словом , означающим Козлиный луг, потому что собрание происходило на лугу, где дьявол обыкновенно показывался им в виде этого животного». Он также мог находиться в обличье мужчины. При начале шабаша все «бросаются на землю и поклоняются дьяволу, называя его своим владыкой и своим богом и повторяя слова вероотступничества, произнесённые при приёме в секту». Участники целовали дьявола в ноги и руки, левый бок, задний проход и член. Сборище начиналось в девять часов вечера и продолжалось до полуночи, но не позднее пения петуха. Кроме такого собрания участники проводили дьявольское подражание церковной мессе, на которой дьявол получал приношения, возвышаясь на чёрном троне: «Главная ведьма (которую называют царицей ведьм) сидит справа от него, держит хлеб, на котором вырезана фигура дьявола; по левую руку сидит первый из колдунов (который считается их царём) с чашей в руке. Главные из присутствующих и другие посвящённые приносят дары, соответствующие их желанию и их средствам. Женщины предлагают пшеничные лепёшки. Затем целуют хлеб, становятся на колени перед дьяволом и ещё раз целуют его задницу, из которой он испускает зловонный запах, а один из прислуживающих держит его хвост поднятым» . После этого князь тьмы освящал какой-то чёрный предмет, напоминающий башмачную подошву, на котором помещено его изображение. Также он произносил слова молитвы над хлебом и чашей с противной жидкостью, причащаясь сам и причащая своих подданных в двух формах: «то, что он даёт есть, черно, жёстко, трудно для жевания и проглатывания; жидкость черна, горька и тошнотворна». После окончания мессы происходили сексуальные оргии во время которых дьявол совокуплялся со всеми присутствующими и заставлял всех ему подражать в этом. «Это половое общение оканчивается свальным грехом, без различия брачных или родственных связей. Прозелиты дьявола считают за честь быть в числе первых приглашёнными к исполнению этих дел; привилегия царя — приглашать выбранных им, а царицы — звать женщин, которых она предпочитает». После этого дьявол давал поручения совершать всяческие козни против верующих и даже против колдунов, которые вызвали его гнев .
Предполагается, что упоминание о шабаше в долине Сугаррамурди содержится в «Разговоре двух собак» из сборника « Назидательные новеллы » (1613) Мигеля Сервантеса . Одна из ведьм вспоминала о своей подруге: «За три дня до её кончины мы вместе с ней проводили время в одной пиренейской долине, и там у нас шёл пир горой…» Российский филолог Михаил Зеликов привёл этот фрагмент следующим образом «…и были мы обе в горной пиренейской долине на большом пикнике». По его мнению, такая локализация очень симптоматична. Кроме того, он отметил, что в новелле идёт речь о разных видах ведьм: brujas и hechiceras. Если первые из них встречаются в долинах, лесах и поклоняются дьяволу, вступая с ним в контакт, то вторые более независимы и живут в городах . Комментаторы усматривают в пассаже Сервантеса отсылку к процессу над ведьмами 1609—1610 годов .
В одной из баскских легенд Акеларре — это одинокая мрачная остроконечная гора, расположенная в районе между Сугаррамурди и Эчаларом . Было известно, что её посещал дьявол, там распевали богохульные песни и жгли костры, что люди объясняли принесением жертвоприношений. Никто не знал, что там действительно происходило пока это не увидел мальчик, спрятавшийся от холода в дупле дерева посреди поляны на вершине «проклятой горы». К нему слетелись ведьмы и начали вокруг него танцевать: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее. От происходящего мальчик потерял сознание и когда пришёл в себя увидел жуткую картину: «Теперь они тесно сбились в кучу вокруг трона из чёрного дерева, на котором спокойно восседал огромный козёл. Трон испускал слабые жёлтые лучи и был единственным источником света, который позволял видеть происходящее. Старухи по очереди приближались к трону и, оказавшись перед ним, почтительно целовали волосатую козлиную ногу. Затем, после того как эта продолжительная церемония завершилась, козёл затряс головой и старухи по очереди принялись рассказывать ему о своих злодеяниях». Среди прочего ведьмы делились с дьяволом своими злодеяниями и ужасными планами (об убийствах, изуродованных младенцах, порче, осквернённых кладбищах и т. д.) Мальчику удалось после шабаша незаметно уйти и спасти в Италии больную принцессу, задуманным убийством которой перед дьяволом похвалялась одна из ведьм .
В 2007 году в Сугаррамурди открылся Музей ведьм, расположенный в одной из пещер, а также проводится ежегодный день ведьм .
Примечания
- , с. 126.
- ↑ , с. 128.
- Imelda Almqvist. . — John Hunt Publishing, 2022-06-24. — 244 с. — ISBN 978-1-78904-907-7 . 16 октября 2022 года.
- Gustav Henningsen. (англ.) . — BRILL, 2004. — P. 106. — ISBN 978-90-474-0466-8 . 10 октября 2022 года.
- , с. 125—127.
- , с. 126—127.
- Келден. . — СПб. : ИГ «Весь», 2022. — 240 с. — ISBN 978-5-9573-3957-1 . 10 октября 2022 года.
- , с. 894.
- , с. 265—266.
- , с. 266.
- , с. 521.
- , с. 127.
- , Примечания, с. 894.
- .
- Нона Оганян. . — 2022-05-15. — 368 с. — ISBN 978-5-04-239900-8 . 10 октября 2022 года.
Литература
- Зеликов М. В. Баскская мифология (опыт лингвистической реконструкции). — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 236 с. — (Лингвистические исследования). — ISBN 978-5-8064-2442-7 .
- Льоренте, Хуан-Антонио. Критическая история испанской инквизиции. — М. : Соцэкгиз, 1936. — Т. 2. — 602 с.
- Сервантес, Мигель. Новелла о беседе, имевшей место между Сципионом и Бергансой, собаками госпиталя Воскресения Христова, находящегося в городе Вальядолиде, за воротами Поединка, а собак этих обычно называют — собаки Маудеса // Назидательные новеллы / Изд. подгот. С. И. Пискунова, М. Б. Смирнова, Т. И. Пигарёва. — М. : Ладомир; Наука, 2020. — Т. 1. — 554 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-86218-577-5 .
- Сервантес, Мигель. Назидательные новеллы / Изд. подгот. С. И. Пискунова, М. Б. Смирнова, Т. И. Пигарёва. — М. : Ладомир; Наука, 2020. — Т. 1. — 474 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-86218-577-5 .
Ссылки
- Монтейро, Мариано. .
- 2021-03-04
- 2