Interested Article - Еврейский нос

Барбра Стрейзанд , известная обладательница еврейского носа
Американская книжка Еврейские шутки (1908) с карикатурным изображением еврея на обложке

Еврейский нос , семитский нос стереотипное представление, согласно которому крючковатый, « » («нос шестёркой») якобы свидетельствует о еврейском происхождении его обладателя.

Одним из истоков этого стереотипного заблуждения считается христианская традиция изображать негативных персонажей уродливыми, в том числе с клювовидным носом , отмечаемая в Европе с XIII века. Постепенно, спустя века, этот образ закрепился за евреями настолько сильно, что даже образованные люди считали форму носа достаточным основанием, чтобы причислить человека неизвестной национальности к евреям или же к их потомкам. В XX веке антропологи опровергли миф о «еврейском носе»: согласно замерам, в Восточной Европе у большинства евреев прямой нос . Апогея стереотип достигает в нацистской пропаганде , после чего он становится распространённым клише антисемитской карикатуры .

История

Встречается в христианском искусстве как визуальный признак зловещей натуры иноверцев, начиная с XII века . Однако в конце XIII века растёт интерес к реализму и физиогномике и рождается стереотип о еврее с «крючковатым носом и острой бородой» .

Хотя загнутый нос начал ассоциироваться с евреями в XIII веке, стереотип об еврейском носе начал укрепляться в европейском сознании веками позже. Один из первых зафиксированных случаев применения стереотипа наблюдается в поэме испанского сатирика XVII века Франциско де Кеведо — «A un hombre de gran nariz» (с исп. «Человеку с большим носом»). Сонет предположительно адресуется сопернику автора — поэту Луису де Гонгоре . Суть сонета — высмеивание оппонента за счёт его большого носа, который якобы доказывает, что Гонгора принадлежит не к «чистокровным испанцам», а является потомком еврейских конверсо , то есть евреев, обращённых в католицизм ради спасения жизни. В особенности, пассаж про «нос книжника и палача» ( исп. una nariz sayón y escriba ) злонамеренно отсылает к «книжникам и фарисеям » ( Мф. ) — антагонистам и убийцам Христа . Франсиско Лопес де Гомара во « Всеобщей истории Индий » (1653) выдвигает тезис, что коренные американцы являются потомками евреев, которые, согласно , являются частью десяти потерянных колен Израилевых . Аргумент тезиса — «еврейская» форма носа индейцев .

В нацистской Германии

Крючковатый нос стал ключевым элементом антисемитской пропаганды нацистов . «Евреев легко отличить по их носу», писал нацистский пропагандист Юлиус Штрайхер (издатель « Штурмовика ») в детской книжке Der Giftpilz нем. «Поганка»). «Еврейский нос имеет загнутый кончик. Напоминает шестёрку. Мы называем её „жидовской шестёркой“. У многих неевреев загнутые носы. Но их носы загнуты вверх, а не вниз. Это вздёрнутый нос или нос орла, он совсем не похож на еврейский» .

Согласно американской журналистке Наоми Зевелофф, «в довоенном Берлине, родине современной ринопластики , евреи создавали спрос на операции, скрывающие их этническую принадлежность». Отец ринопластики, , обладал «мощной еврейской клиентурой с запросом на операцию, которая поможет замаскироваться под берлинского нееврея», пишет Зевелофф. Жак оперировал «страдающих от еврейского носа» бесплатно .

В американской диаспоре

В нашей школе ринопластика была настолько распространена, что люди могли посмотреть на девушку и угадать, какой доктор делал ей операцию.

Бывшая учительница из Чикаго

Среди людей, создающих спрос на ринопластические операции, были и еврейско-американские актрисы в период с 1920-х по 1950-е. «Ринопластика для еврейских женщин была сродни смене имени для еврейского мужчины, своеобразная форма » , пишет киноисторик Патришия Эренс. Одной из актрис, прошедших операцию, была Фанни Брайс . Согласно Эренс, эту тенденцию закончила Барбра Стрейзанд , чьей характерной чертой является её нос . В интервью Playboy в 1977 году Стрейзанд вспоминает: «В отрочестве все у меня спрашивали: „Ты собираешься что-то делать с носом?“. Была такая причуда, все еврейские девчонки в моей школе „исправляли свои носы“, они отрезали свои совершенно прекрасные носы. Многие на моём месте исправили бы мою горбинку на носу. Но не я, я люблю свою горбинку, я бы её ни за что не отрезала» .

«Когда евреи начали принимать американскую моду в 50-х и 60-х, пластика носа стала обрядом посвящения для еврейских подростков, которые хотели выглядеть более по-арийски», пишет Зевелофф. На 2014 год, количество ринопластических операций уменьшилось на 44 % и «в большинстве случаев процедура никак не влияет на религиозную идентичность» .

В современности

«Стереотип о еврейском носе до сих пор живёт, он может быть древним, но от этого проблема не перестаёт быть актуальной», — заявляет пресс-секретарь организации . Наглядное доказательство использования стереотипа до сих пор, мем « » — самый распространённый из альт-райт -мемов в Сети .

В антропологии

В различных формах носа антропологи нашли важный расовой признак и включили в свою классификацию особый тип — еврейский или семитский нос: выдающийся, орлиный и крючковатый. Указывали на то, что такой нос мы находим на египетских монументах, где изображены семиты. С другой стороны, многие стали утверждать, что эта форма носа совсем не является типичной для семитов, так как нынешние семиты — не евреи, особенно те из них, которые сохранились наиболее чистыми в расовом отношении, например бедуины, вовсе лишены такого носа. Наиболее распространенный тип носа у них короткий, прямой, часто курносый или вогнутый. На этом основании Лушан и утверждает, что крючковатый нос никоим образом не является типичным для семита, а то, что наибольшее число этих носов встречается у евреев, следует отнести к примеси крови хетитов . У современных евреев крючковатый нос далеко не так часто встречается, как это обыкновенно принято думать или как можно судить по карикатурам.

Согласно замерам антрополога Элькинда , большинство еврейских носов относятся к «греческому» типу носа. Правда, «орлиный нос» и вправду встречается у евреев немного чаще, чем у неевреев Восточной Европы . Однако среди армян , грузин , осетин , азербайджанцев , лезгинов , айсоров и сирийцев орлиные носы широко распространены и встречаются чаще, чем среди евреев Восточной Европы. У народов, живущих в средиземноморских странах Европы (как греки , итальянцы , южные французы , испанцы и португальцы ) и у народов Балкан ( албанцы , болгары , сербы , черногорцы , македонцы , боснийцы ), а также у некоторой части арабов , иранцев , турок и курдов наблюдается аналогичная ситуация. Носы североамериканских индейцев тоже часто бывают «еврейскими» .

См. также

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Майзульс М. Р. . — Вестник РГГУ, 2020. — С. 33—34. 4 сентября 2022 года.
  3. Jeremy Ullmann. (англ.) . . Media Diversity Institute (29 сентября 2020). Дата обращения: 5 сентября 2022. 29 сентября 2022 года.
  4. Lipton, Sara . The New York Review of Books (14 ноября 2014). Дата обращения: 4 сентября 2022. 11 февраля 2014 года.
  5. Lee, Christina H. (2015), , Manchester University Press, pp. 134—135ff, ISBN 978-1-78499-120-3
  6. Pinedo, Jorge Salavert, (PDF)
  7. Саймон Шама , Belonging: The Story of the Jews, 1492—1900, The Bodley Head 2017 p.209.
  8. Streicher, Julius (англ.) . research.calvin.edu (c. 1939). Дата обращения: 29 мая 2016. 27 мая 2016 года.
  9. Zeveloff, Naomi . The Forward . Дата обращения: 29 мая 2016. 12 ноября 2020 года.
  10. Erens, Patricia. The Jew in American Cinema. — Indiana University Press, 1984. — P. 122. — ISBN 978-0-253-20493-6 .
  11. . barbra-archives.com . Дата обращения: 29 мая 2016. 12 ноября 2020 года.
  12. Colley, Thomas & Moore, Martin. (англ.) // New Media & Society : статья. — 2020. — P. 14 . — doi : . 5 сентября 2022 года.
  13. Майзульс М. Р. . — Вестник РГГУ, 2020. — С. 12—13. 4 сентября 2022 года.
  14. Fishberg M. (англ.) . — London; New York: The Walter Scott Publishing Co, 1911. — P. 78—85. 4 сентября 2022 года.
Источник —

Same as Еврейский нос