Interested Article - Вирсавия у фонтана

«Вирсавия у фонтана» ( нем. Bathseba am Springbrunnen ) — картина маслом по дереву фламандского художника Питера Пауля Рубенса , написанная около 1635 года на библейский сюжет об истории знакомства царя Давида и Вирсавии . Считается, что моделью женщины, которую возжелал царь Израиля , из-за чего погубил её мужа, послужила вторая жена художника Елена Фоурман , c которой он сочетался браком в 1630 году. Она была значительно моложе Рубенса, скрасила последнее десятилетие его жизни и стала моделью и прообразом ряда картин мастера.

Картина находится в собрании Галереи старых мастеров в Дрездене , Германия , куда попала в 1749 году. С этого времени она была дважды прострелена: в 1849 и 1920 годах во время общественных волнений.

История

Источник сюжета

Сюжетом картины послужила библейская история, подробно описанная в 11-й главе Второй книги Царств . Вирсавия была красивой женой Урии Хеттеянина , одного из второстепенных военачальников в гвардии царя Давида : «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» ( 2Цар. ). Последний воспылал к ней страстью и впал во грех, добившись гибели её мужа. Для этого он написал командиру армии, Иоаву , письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар. ). Эта история послужила сюжетом для многих произведений искусства. Вирсавия обычно изображалась обнажённой, хотя более ранние художники Ренессанса показывали её одетой и просто моющей руки или ноги. Зачастую за туалетом ей помогают слуги. Давид подглядывает издалека, обычно с балкона или башни. Иногда Вирсавию изображают с письмом в руках, либо рядом с посланником, передающим письмо, хотя Библия не указывает на эту деталь .

Создание и судьба картины

Питер Пауль Рубенс. «Портрет Елены Фоурман», Мюнхен , Старая пинакотека

Картина создана около 1635 года. Считается, что моделью Вирсавии послужила вторая жена Рубенса Елена Фоурман , бывшая до смерти художника его любимой музой . После смерти первой жены Изабеллы Брант , скончавшейся в июле 1626 года от эпидемии чумы , Рубенс на несколько лет отошёл от систематических занятий живописью, хотя мастерская продолжала работать по многочисленным заказам . В этот период он посвятил себя дипломатической службе и политике. Считается, что дипломатические поручения и связанные с ними поездки позволили сгладить переживания от утраты любимой жены и возродить его мастерство . 6 декабря 1630 года Рубенс женился на Елене: ему было 53 года, а его жене — 16, она была практически ровесницей его сына Альберта. Девушка была десятым ребёнком в состоятельной семье, и Рубенс впервые запечатлел её ещё в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы» . В литературе отмечается, что после вступления в счастливый второй брак художник стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка», «Шубка») . По некоторым подсчётам Рубенс изобразил жену на 19 картинах , однако другие исследователи возражают, что, строго говоря, к их числу можно отнести лишь около 6 портретов . Несмотря на общепризнанность того, что Вирсавия несёт на себе черты жены автора, немецкий историк искусства Харальд Маркс ( Harald Marx ) отмечал, что буквальное отождествление не совсем точно. Здесь скорее представлен обобщённый излюбленный женский тип художника, отмеченный влиянием образа его молодой жены. Елена в то время многими считалась красавицей, но по современным понятиям её вряд ли можно отнести к эталону женской красоты, как и вообще тип « рубенсовских женщин ». По поводу критики идеалов женской красоты художника Гёте писал: «То, что художник не любил, не любит, он не должен описывать. Вы находите рубенсовских женщин слишком мясистыми! А я скажу вам, что это были его женщины, и если бы он населил идеалами небо и ад, воздух, землю и море, он был бы плохим супругом и никогда не возникла бы крепкая плоть от его плоти и кость от его кости» .

Картина находится в собрании Галереи старых мастеров в Дрездене, куда она попала в 1749 году из Парижа . Там в неё дважды попадали пули, после чего она реставрировалась. Первый такой случай произошёл в мае 1849 года в ходе Дрезденского восстания во время Революции 1848—1849 годов в Германии , когда правительственные войска заняли Дрезденскую галерею и вели огонь по восставшим. Второе повреждение было нанесено 15 марта 1920 года при подавлении Капповского путча . Он был организован правыми политиками и военными в 1920 году против демократического правительства Веймарской республики . Против переворота выступили рабочие, которые оказали сопротивление заговорщикам. Эти события затронули и Дрезден, где произошли вооружённые столкновения между солдатами рейхсвера и рабочими на Почтовой площади. Солдаты вели стрельбу из здания Цвингера , где находилось собрание картин, а их противники отвечали им огнём из помещений городского телеграфа. В результате перестрелки одна из пуль попала в «Вирсавию у фонтана». По этому поводу инспектором галереи Андресом был составлен рапорт, где указывалось: «Залетевшая через окно пуля попала в картину — в волосы Вирсавии, пробив отверстие длиной в три и шириной в один сантиметр с небольшими отпадениями краски вокруг отверстия» . Во второй половине марта реставрацию провёл Теодор Краузе, который поместил с обратной стороны доски планку, заполнил входное отверстие кусочком дерева и загрунтовал его. Также согласно его докладу на место повреждённого «красочного слоя нанесена соответствующая оригиналу краска, картина очищена от грязи и покрыта лаком». 27 марта директор галереи доктор Поссе доложил, что «картина целиком и полностью восстановлена» .

Описание

Картина «Вирсавия у фонтана» написана маслом по дереву (дуб); размеры 175 x 126 см . Вирсавия сидит у фонтана, её ноги и грудь обнажены. Левой рукой она опирается о небольшой фонтан, а правая рука опущена на левую ногу. Она улыбается и с любопытством смотрит на подошедшего к ней слугу-негритёнка, который принёс ей любовное письмо от царя Давида. Между посланником и адресатом письма находится оскалившаяся на пришельца собачонка, символизирующая в живописи ренессанса и барокко супружескую верность . Сзади, справа от Вирсавии стоит служанка, которая расчёсывает ей волосы . В левом верхнем углу можно заметить Давида, взирающего на сцену с балкона дворца .

Примечания

  1. , с. 178—179.
  2. Матвеева, Анна. Елена Прекрасная // . — М. : АСТ, 2022-05-15. — 536 с. — ISBN 978-5-17-121299-5 .
  3. , p. 121.
  4. , с. 31.
  5. , с. 297.
  6. , с. 34—36.
  7. , с. 20.
  8. , Примечания, с. 211.
  9. , с. 164.
  10. , с. 96, 102.
  11. , с. 101.
  12. , с. 102.
  13. , с. 40.
  14. .

Литература

  • Вирсавия у фонтана // Дрезденская галерея. — М. : Директ-Медиа, 2011. — Т. 8. Дрезденская картинная галерея. — 96 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-87107-247-9 .
  • Буркхардт, Якоб. Рубенс / Пер. с нем. И. Стребловой. — СПб. : Академический проект , 2000. — 240 с. — ISBN 978-5-733-102-108 .
  • Зейдевиц, Рут; Зейдевиц, Макс. Подаренный Геркулес / Пер. с нем. С. Д. Комарова. — М. : Изобразительное искусство , 1975. — 288 с.
  • Маркс, Харальд. Обзор Дрезденской картинной галереи старых мастеров / Пер. Н. В. Кардинар. — Дрезден: Государственные собрания произведений искусств Дрездена, 1988. — 248 с.
  • Лекуре М.-А. Рубенс / Пер. с фр. Е. В. Головиной; Предисл. А. П. Левандовского . — М. : Молодая Гвардия , 2002. — 394 с. — ( Жизнь замечательных людей . Вып. 1020 (820)). — ISBN 978-5-235-03498-3 .
  • Рубенс, Пётр Павел. Письма / пер. А. А. Ахматовой ; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева ; ред. и предисл. А. М. Эфроса . — М. ; Л. : Academia , 1933. — 342 с. — 5300 экз.
  • Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М. : Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — ISBN 5-323-01078-6 .
  • Wedgwood C. V. The World of Rubens 1577—1640. — N. Y. : Time Inc. , 1967. — 192 p.

Ссылки

  • Яйленко Е. В. // Библейские сюжеты в европейской живописи. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 424 с. — ISBN 978-5224052516 .
Источник —

Same as Вирсавия у фонтана