Джонсон, Сидни
- 1 year ago
- 0
- 0
Фи́лип Си́дни ( англ. Philip Sidney ; 30 ноября 1554 — 17 октября 1586 ) — английский поэт и общественный деятель елизаветинской эпохи . Принадлежал к высшей аристократии, состоял на дипломатической службе, заседал в Палате общин . Воевал в Нидерландах против Испании и был смертельно ранен в битве при Зютфене . Написал цикл сонетов « Астрофил и Стелла », трактат « Защита поэзии » и пасторальный роман « Аркадия », оставшийся незаконченным, причём всё это было опубликовано после его смерти.
Аристократ по рождению, выпускник Оксфорда , Сидни питал любовь к наукам, языкам и литературе и стал покровителем поэтов, прежде чем прославился в этом качестве сам.
Готовясь к дипломатическому поприщу, он три года провёл на континенте во Франции , где сблизился с литераторами- протестантами Дюплесси-Морне и Безой. Пережив в Париже Варфоломеевскую ночь , Сидни горел желанием сражаться за дело протестантизма. С 1576 года занимал должность кравчего. В 1577 году был назначен послом при императорском дворе в Праге, где провел один год, после чего из-за своих религиозных идей попал в опалу. Королева не разделяла его религиозные идеи; тогда он удалился на время в свои поместья, где неожиданно раскрылся его поэтический талант. Этому способствовали литературные досуги в кружке его сестры Мэри , будущей графини Пембрук, покровительницы искусств. В сельской тиши Сидни создал цикл лирических сонетов и возвратился ко двору в блеске новой литературной славы, после того как Елизавета милостиво приняла посвящённую ей пастораль « Майская королева » и в 1583 году сделала его рыцарем. В столице вокруг него сплотился кружок поэтов, названный Ареопагом , включавший , Эдмунда Спенсера , Фулька Гревила и Эдварда Дайара . Отныне Сидни сделался в глазах современников английским воплощением совершенного придворного, сочетая аристократизм, образованность, доблесть и поэтический дар.
В 1581 и в 1584—1585 годах становился членом парламента как рыцарь от графства Кент. В 1583 году отправился на войну в Нидерланды . Достиг там военных успехов. В середине 1585 года назначен губернатором завоеванных территорий и руководителем королевской конницы. В течение года под его руководством английские войска не добились результата, в проигранной битве при Зютфене Сидни был тяжело ранен. Во время транспортировки в Арнхем получил заражение крови, от которого скончался. Тело его перевезли в Англию и с королевскими почестями похоронили в соборе Св. Павла 16 февраля 1587 года. Трагическая гибель протестантского героя сделала его английской национальной легендой, и в течение многих лет сэр Филип оставался самым популярным поэтом в Англии. Он же стал первым из поэтов елизаветинской эпохи, чьи стихи перевели на другие европейские языки.
Сидни был новатором в поэзии и в теории литературы. При том, что устоявшаяся форма сонета была излюбленной и чрезвычайно распространённой в Европе в XVI веке, он не стал подражать итальянским или испанским образцам, как многие эпигоны , «мешавшие мёртвого Петрарки стон певучий» с «треском выспренных речей», хотя Сидни искренне почитал Петрарку и перевёл на английский многое из итальянской и испанской лирической поэзии. Он создал цикл из 108 сонетов « Астрофил и Стелла », оригинальность которого состояла в объединении этих поэтических миниатюр общим замыслом в эпопею , подлинную «трагикомедию любви» с её надеждами и обольщениями, ревностью и разочарованиями, борьбой добродетели и страсти. Финал цикла печален: лирический герой остался невознаграждённым за свою любовь и преданность, и в то же время оптимистичен , ибо муки и испытания указали ему путь к нравственному совершенству. Любовь открыла истинную красоту и отныне будет служить поддержкой в горестях и давать силы для новых подвигов, в том числе на гражданском поприще.
Поэт экспериментировал с включением диалога в сонеты, что делало его героев необыкновенно яркими живыми персонажами. В то же время его стихи полны неожиданных для читателя парадоксальных умозаключений и юмора. С лёгкой руки Сидни тонкая ирония стала характерной чертой английской лирики .
Отдавая должное и другим формам поэзии — элегиям , балладам , одам , героическому и сатирическому стиху, после Сидни английские поэты предпочитали сонет всем остальным. Э. Спенсер, Д. Дэвис оставили сотни миниатюрных шедевров, заключённых в неизменных 14 строчках.
Сидни выступил как серьёзный теоретик литературы и искусства в трактате « Защита поэзии » — эстетическом манифесте его кружка, написанном в ответ на пуританские памфлеты, осуждающие «легкомысленную поэзию». Он проникнут гуманистическими размышлениями о высоком предназначении литературы, воспитывающей нравственную личность и помогающей достичь духовного совершенства, которое невозможно без сознательных усилий самих людей. По мнению автора, цель всех наук, равно как и творчества заключается в «познании сущности человека, этической и политической , с последующим воздействием на него». С юмором и полемическим задором, опираясь на « Поэтику » Аристотеля , а также примеры из античной истории, философии и литературы, Сидни доказывал, что для пропаганды высоких нравственных идеалов поэт более пригоден, чем философ-моралист или историк с их скучной проповедью и назидательностью. Он же благодаря безграничной фантазии может свободно живописать перед аудиторией образ идеального человека. Поэт в его глазах вырастал в соавтора и даже соперника Природы: все остальные подмечают её закономерности, и « лишь поэт … создаёт в сущности другую природу, … то, что лучше порождённого Природой или никогда не существовало… »
Мысли Сидни о предназначении поэзии были восприняты лучшими литераторами той поры — Э. Спенсером , У. Шекспиром , Б. Джонсоном . Он заложил традицию, определившую лицо литературы в эпоху королевы Елизаветы, творимой поэтами-интеллектуалами, одержимыми высокими этическими идеалами, но чуждыми обывательскому морализаторству.
Филип Сидни и его протеже Э. Спенсер стали зачинателями английской пасторали. В 1590 году был опубликован незавершённый роман Сидни « Аркадия », в котором вольно чередовались проза и стихи, повествующий о захватывающих приключениях двух влюблённых принцев в благословенном краю, идиллическое описание которого воскрешало образ античной Аркадии , но в то же время в нём угадывается пейзаж родной поэту Англии.