Якима (река)
- 1 year ago
- 0
- 0
Якима Канутт ( англ. Yakima Canutt ; 29 ноября 1895 , Колфакс , Вашингтон — 24 мая 1986 , Северный Голливуд , Калифорния ) — американский ковбой, чемпион родео , каскадёр-изобретатель, киноактёр и кинорежиссёр , менее известен как кинопродюсер и сценарист . Разработал множество трюков для фильмов, а также приёмы и технологии защиты каскадёров при их выполнении.
Энос Эдвард Канутт (настоящее имя каскадёра) родился 29 ноября 1895 (1896 ) года в городе (штат Вашингтон, США) . Отец — Джон Лемюэль Канутт, владелец ранчо , также служил в законодательных структурах штата; мать — Нетти Эллен Стивенс . У мальчика было четыре сиблинга . Энос Эдвард рос на ранчо, где научился охотиться, ставить ловушки, стрелять и ездить верхом; официальное же его образование исчерпалось посещением начальной школы в городке (ныне — Сиэтла ) .
С 11 лет начал активно участвовать в состязаниях родео . К 16 годам юноша имел рост 180 см, в 17 лет получил титул World's Best Buster . В 1914 году принял участие в крупном родео-состязании , где получил прозвище «Якима» в результате ошибки газетного репортёра (который назвал его «ковбой из [долины] Якимы ») . В следующем году на том же мероприятии он занял второе место, чем привлёк внимание шоу-промоутеров, которые предложили молодому ковбою туры по стране .
В 1918 году записался добровольцем в армию, служил в ВМС на тральщике . Весной 1919 года вернулся с войны . В 1919 году принял участие в Калгарийском Стампиде . В том же году был на гастролях в Лос-Анджелесе, где познакомился с известным актёром-ковбоем Томом Миксом , который предложил Якиме сняться в кино. Так началась долгая карьера Канутта: сначала простым каскадёром и « », позднее — полноценным актёром.
В конце 1920-х годов немое кино начало сдавать позиции перед технологией будущего — звуковым кино , что обеспокоило Канутта, так как его голос совершенно не подходил для нового формата кинематографа: сказались последствия гриппа во время службы. Он начал брать на себя эпизодические роли и трюки, и понял, что с помощью экшена в фильмах можно добиться также большого успеха . Основной актёрский образ — тихие, злые, злодейские роли .
Канутт разработал целую серию приёмов родео, некоторые — расширил и усовершенствовал, включая трюки падения с лошади и крушения фургонов. Он также разработал ремни безопасности и тросовые крепления, чтобы сделать трюки более надёжными и безопасными. Среди новых устройств безопасности было L-образное стремя, которое освобождало ногу всадника, если он выполнял падение с лошади, чтобы каскадёр не повис в стремени . Канутт также разработал кабели и оборудование, чтобы вызывать зрелищные аварии фургонов, освобождая при этом упряжку лошадей, каждый раз на одном и том же месте. Такие методы безопасности как эти, экономили время и деньги режиссёров и предотвращали несчастные случаи и травмы актёров и животных. Канутт первым в истории кинематографа совершил трюк horse transfer — пересадка со скачущей лошади на другой движущийся объект.
Канутт близко подружился с будущим «королём вестернов», Джоном Уэйном , и последний не скрывал, что скопировал бо́льшую часть своего экранного образа у Канутта, например, протяжная неуверенная речь и вальяжная походка. «Я провел недели, изучая то, как Якима Канутт ходит и разговаривает. Он был настоящим ковбоем», — сказал Уэйн позднее .
В 1935 году Канутт был назван лучшим ковбоем Republic Pictures . В 1937 году на экраны вышел киносериал « ». Канутт (без указания в титрах) исполнил почти все трюки Зорро, когда тот в маске, то есть здесь он на экране появляется примерно столько же времени, сколько и кинозвезда Джон Кэрролл , исполнивший роль главного героя.
Вероятно, никогда не будет другого каскадёра, который мог бы сравниться с Якимой Кануттом. Он несколько раз становился чемпионом мира по ковбоям, и там, где дело касалось лошадей, он мог делать всё. Он изобрел все приспособления, которые облегчали работу каскадёров. Одним из его хитроумных приспособлений была подножка, прикреплённая к седлу, чтобы у него был рычаг для перемещения на другой движущийся объект, например, фургон или поезд. Другим был «дробовик» — подпружиненное устройство, используемое для отделения язычка бегущей повозки от лошадей, тем самым освобождая лошадей. Он также включал в себя амортизационный шнур, прикрепленный к днищу фургона, который заставлял колеса сжиматься и переворачивать фургон именно в том месте, которое было наиболее выгодным для камеры.
— Кинорежиссёр Уильям Уитни
На съёмках фильма « Сан-Франциско » (1936) Канутт сломал себе шесть рёбер из-за актрисы, начавшей панику и истерику во время трюка с падением стены.
С 1931 года Канутт начал также трудиться ассистентом режиссёра, с 1945 года стал полноценным режиссёром. Отчасти причиной смены направления его деятельности послужили съёмки ленты « » (1940): во время дубляжа Кларка Гейбла на каскадёра упала лошадь, он получил сильные повреждения внутренних органов, провёл несколько месяцев на реабилитации после операции на кишечнике .
В 1943 году на съёмках малобюджетной картины « » Канутт сломал себе обе ноги, из-за чего несколько месяцев не мог работать .
В 1952 году киностудия Metro-Goldwyn-Mayer командировала Канутта в Великобританию, чтобы он (в качестве второго режиссёра) снял фильм « Айвенго » . Лента имела большой успех (три номинации на «Оскар»); это был один из первых американских боевиков, полностью снятых за границей. Также Канутт стал режиссёром каскадёрских сцен в таких нашумевших картинах как « Бен-Гур » (1959) и « Спартак » (1960) . Канутту было поставлено в заслугу то, что в отличие от « Бен-Гур: история Христа » 1925 года, здесь не пострадала ни одна лошадь и ни один из каскадёров не получил серьёзных травм .
Якима Канутт скончался 24 мая 1986 года в больнице Северного Голливуда от остановки сердца в возрасте 90 лет . Его тело было кремировано, прах развеян в Саду воспоминаний кладбища « Вальгалла » .
Якима Канутт был женат дважды: