Interested Article - Растафарианство
- 2020-10-30
- 1
Растафариа́нство — религиозное движение , возникшее в 1930-е годы на Ямайке вокруг культа последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I , до коронации известного как рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Приверженцы считают Хайле Селассие воплощением Бога ( Джа ).
Растафарианство является слабо организованной религией по сравнению с остальными: большинство приверженцев не участвует в каких-либо богослужениях и мероприятиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга, найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одну из «Обителей Растафари»; три наиболее известных из них — это «Ньябинги», «Бобо Ашанти» и «Двенадцать колен Израилевых».
Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества, которое называют « Вавилон ». Растафарианцы провозглашают Святую Землю — африканский аналог Сиона , располагающуюся либо в Эфиопии , либо во всей Африке — в качестве первоначальной родины . Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви , который также часто рассматривается как пророк.
К 1997 году насчитывалось около 1 миллиона растафарианцев во всём мире; известность за пределами Ямайки движение получило в основном за счёт музыкального стиля регги , наиболее яркие представители которого были растафарианцами (в частности, Боб Марли и его дети) .
Верования
Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют.
Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви ) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку » Маркуса Гарви . В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению ( ) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения: пришествия и коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I , был коронован императором Эфиопии . Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской (легенда о происхождении « Соломоновой династии » содержится в книге « Кебра Нагаст »), и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию .
Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии , чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Яхве ( Джа ) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона , современной социально-политической системы, основанной на западных ценностях, в ожидании пришествия Джа , который освободит их и уведёт в «рай на земле» — Эфиопию .
Отличительным свойством религии растафарианства является то, что её сторонники не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.
Основа доктрины — прото-растафарианский текст « », написанный ангильцем .
Регги
Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США , Великобритании и Африке . Один из примеров — песня Реки вавилонские , ставшая хитом в исполнении Бони М . Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 1960-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).
Одна из вариаций стиля — это даб , инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 1980-х годах, на основе регги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, раггамаффин и — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, тогда как в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Ключевого представителя жанра регги — Боба Марли — некоторые последователи растафарианства считают пророком .
В связи с регги на постсоветском пространстве зародилась молодёжная субкультура растаманов , в большей степени связанная с музыкальным стилем и ассоциированным с ней образом жизни, но использовавшая некоторые элементы растафарианства, без религиозной и этнорасовой составляющих.
Примечания
- , p. 41.
- W. Alan Smith. . Religious Education (2005). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано из 9 октября 2010 года.
Литература
- На русском языке
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
- / // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 241—242. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- Сосновский Н. А. Критика идеологии растафаризма и африканское студенчество // Культурные процессы в развивавшихся странах. Тезисы международной конференции в Институте востоковедения АН СССР. — М. , 1986. — Т. II. — С. 114—115.
- Сосновский Н. А. Синтез как гомеостазис культуры // V Всесоюзная конференция африканистов 'Новое мышление и Африка'... Тезисы докладов и научных сообщений. М. Вып. 4, ч. 2. — М. , 1989.
- Сосновский Н. А. // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3 / Под ред. В. А. Бейлиса . — М. : ИНИОН АН СССР , 1991. — С. 130—198.
- Сосновский Н. А. / автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / Рос. АН Ин-т Африки. — М. , 1992a. — 24 с.
- Сосновский Н. А. Теология свободы: искушение истматом // «Восток» . — 1992b. — № 1 . — С. 80—89 .
- Сосновский Н. А. На полпути к себе: „Движение растафари“: Религия? Идеология? Мода? // «Восток» . — 1992c. — № 6 . — С. 55—65 .
- Сосновский Н. А. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания // Иностранная литература . — 1992d. — № 8 .
- Сосновский Н. А. Культура растафари. — М. : Институт Африки РАН , 2016. — 300 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91298-172-2 .
- Социология молодёжи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. — М.: Academia, 2008. — 608с.
- Сульженко М. В. // Научно-теоретический журнал « Религиоведение ». — 2010. — № 3 . — С. 56—61 . 29 августа 2014 года.
- На других языках
- [in английский] (1989), "Are Rastafarians an Ethnic Group?", , 16 (1): 153—157, doi :
- Barrett, Leonard E. (1997) [1988], The Rastafarians , Boston: , ISBN 9780807010396
- Benard, Akeia A. (2007), "The Material Roots of Rastafarian Marijuana Symbolism", , 18 (1): 89—99, doi :
- Barnett, Michael (2002), "Rastafari Dialectism: The Epistemological Individualism and Conectivism of Rastafari", , 48 (4): 54—61, JSTOR
- Barnett, Michael (2005), "The Many Faces of Rasta: Doctrinal Diversity within the Rastafari Movement", , 51 (2): 67—78, JSTOR
- Barnett, Michael (2006), "Differences and Similarities Between the Rastafari Movement and the Nation of Islam", , 36 (6): 873—893, JSTOR
- Barnett, Michael (2017), The Rastafari Movement: A North American and Caribbean Perspective , Routledge , ISBN 978-1138682153
- Bedasse, Monique (2010), "Rasta Evolution: The Theology of the Twelve Tribes of Israel", , 40 (5): 960—973, JSTOR
- Bedasse, Monique (2013), " "To Set-Up Jah Kingdom" Joshua Mkhululi, Rastafarian Repatriation, and the Black Radical Network in Tanzania", , 1 (3): 293—323, JSTOR
- Bonacci, Giulia (2013), "The Ethiopian World Federation: A Pan-African Organisation among the Rastafari in Jamaica", , 59 (2): 73—95, doi :
- Bonacci, Giulia (2015), Exodus! Heirs and Pioneers, Rastafari Return to Ethiopia , University of West Indies Press, ISBN 978-9766405038
- [in английский] (1981), "After the Rastas", , 9 (2): 173—181, doi :
- [in английский] (1983), Rastaman: The Rastafarian Movement in England (second ed.), London: Counterpoint, ISBN 0-04-301164-0
- [in английский] (1984), "The Decline of the Rastas?", , 1 (1): 3—4, doi :
- [in английский] (1989), "The Dawkins Case: Official Ethnic Status for Rastas", , 16 (1): 158—160, doi :
- [in немецкий] (1994), Rastafari: Roots and Ideology , Utopianism and Communitarianism Series, Syracuse, New York: Syracuse University Press , ISBN 978-0815602965
- [in английский] (1986), Black Paradise: The Rastafarian Movement , New Religious Movements Series, Wellingborough: The Aquarian Press, ISBN 0-85030-428-8
- [in английский] (1980), "The Rastafarians in the Eastern Caribbean", , 26 (4): 42—61, JSTOR
- [in английский] (1988), "Rastafari as Pan Africanism in the Caribbean and Africa", , 2 (1): 75—88, JSTOR
- [in английский] (2007), Rasta and Resistance: From Marcus Garvey to Walter Rodney (fourth ed.), , ISBN 978-1906190002
- Chawane, Midas H. (2014), "The Rastafarian Movement in South Africa: A Religion or Way of Life?", , 27 (2): 214—237
- Edmonds, Ennis B. (2008), Rastafari: From Outcasts to Cultural Bearers , Oxford University Press , ISBN 978-0195340488
- Edmonds, Ennis B. . — Oxford University Press, 2012. — ISBN 978-0199584529 .
- Francis, Wigmoore (2013), "Towards a Pre-History of Rastafari", , 59 (2): 51—72, doi :
- King, Stephen A. (2002), Reggae, Rastafari, and the Rhetoric of Social Control , Jackson: University Press of Mississippi , ISBN 978-1604730036
- [in английский] (1966), "The Rastafarian Brethren of Jamaica", , 9 (1): 33—39, JSTOR
- Lake, Obiagele (1998), Rastafari Women: Subordination in the Midst of Liberation Theology , , ISBN 978-0890898369
- [in английский] (2004), First Rasta: Leonard Howell and the Rise of Rastafarianism , Chicago, ISBN 978-1556525582
- MacLeod, Erin C. (2014), Visions of Zion: Ethiopians and Rastafari in the Search for the Promised Land , New York University Press , ISBN 978-1479882243
- Merritt, Anthony (2017), "How Can We Sing King Alpha's Song in a Strange Land?: The Sacred Music of the Boboshanti Rastafari", , 5 (2): 282—291
- Middleton, Darren J. N. (2006), "As it is in Zion: Seeking the Rastafari in Ghana, West Africa", , 4 (2): 151—172, doi :
- [in английский] (2000), Dread Talk: The Language of the Rastafari (revised ed.), , ISBN 978-0773520301
- Price, Charles (2009), Becoming Rasta: Origins of Rastafari Identity in Jamaica , New York University Press , ISBN 978-0814767474
- Salter, Richard C. (2005), "Sources and Chronology in Rastafari Origins: A Case of Dreads in Rastafari", Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions , 9 (1): 5—31, JSTOR
- Sibanda, Fortune (2016), "One Love, or Chanting Down Same-Sex Relations? Queering Rastafari Perspectives on Homosexuality", in Adriaan van Klinken and Ezra Chitando (ed.), Public Religion and the Politics of Homosexuality in Africa , Abingdon and New York: Routledge , pp. 180—196, ISBN 978-1317073420
- [in английский] ; Augier, R.; [in английский] (1967), "The Rastafari Movement in Kingston, Jamaica: Part 1", , 13 (3): 3—29, JSTOR
- Soumahoro, Maboula (2007), "Christianity on Trial: The Nation of Islam and the Rastafari, 1930–1950", in Theodore Louis Trost (ed.), The African Diaspora and the Study of Religion , New York: Palgrave Macmillan , pp. 35—48, ISBN 978-1403977861
- Turner, Terisa E. (1991), "Women, Rastafari and the New Society: Caribbean and East African Roots of a Popular Movement against Structural Adjustment", , 24 (1): 66—89, JSTOR
- Tafari, I. Jabulani (1980), "The Rastafari - Successors of Marcus Garvey", , 26 (4): 1—12, JSTOR
- van Dijk, Frank Jan (1988), "The Twelve Tribes of Israel: Rasta and the Middle Class", , 62 (1): 1—26, JSTOR
- van Dijk, Frank Jan (1995), "Sociological Means: Colonial Reactions to the Radicalization of Rastafari in Jamaica, 1956-1959", , 69 (1): 67—101, JSTOR
- Warner, Keith Q. (1988), "Calypso, Reggae, and Rastafarianism: Authentic Caribbean Voices", , 12 (1): 53—62, doi :
- Warner-Lewis, Maureen (1993), "African Continuities in the Rastafari Belief System", , 39 (3): 108—123, JSTOR
- Watson, G. Llewellyn (1973), "Social Structure and Social Movements: The Black Muslims in the U. S. A. and the Ras-Tafarians in Jamaica", , 24 (2): 188—204, JSTOR
- Watson, G. Llewellyn (1974), "Patterns of Black Protest in Jamaica: The Case of the Ras-Tafarians", , 4 (3): 329—343, JSTOR
- Williams, Quentin (2017), "Bark, Smoke and Pray: Multilingual Rastafarian-Herb Sellers in a Busy Subway", , 27 (4): 474—494, doi :
- Wittmann, Frank (2011), "The Global–Local Nexus: Popular Music Studies and the Case of Rastafari Culture in West Africa", , 25 (2): 150—174, doi :
- White, Carmen M. (2010), "Rastafarian Repatriates and the Negotiation of Place in Ghana", , 49 (4): 303—320, JSTOR
Ссылки
- в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- 2020-10-30
- 1