Interested Article - Автопортрет (альбом)

«Автопортрет. Българска телевизия представя (Болгарское телевидение представляет)» (иногда ошибочно называющийся «Авто́графом» ) — один из первых полноценных долгоиграющих дисков ( LP ) Владимира Высоцкого , записанный во время гастролей « Театра на Таганке » в Болгарии , на первой студии « Радио София » в сентябре 1975 года по предложению местной фирмы звукозаписи « Балкантон », в частности руководителем болгарского телевидения (болг.) . Запись проходила поздней ночью из-за плотного графика театра. Высоцкому аккомпанировали Виталий Шаповалов и Дмитрий Межевич . Альбом был записан за один дубль.

Диск был выпущен 20-тысячным тиражом уже после смерти автора, в 1981 году. Возможно, ранее запись предназначалась исключительно для болгарской партийной элиты. В том же году была выпущена одноимённая кассета, дополненная ещё тремя песнями, а через десять лет — пластинка «Владимир Высоцки в България», куда вошли песни, отсутствовавшие на первом диске, и авторские комментарии к ним. На пластинке сохранилось одна из немногих записей стихотворения «Разговор в трамвае». В 1999 году, уже в России , фирма SoLyd Records выпустила CD-диск «Автопортрет», содержащий в себе практически все песни с записи пластинки.

История создания

Предыстория

Имя Владимира Высоцкого стало известно в Болгарии в 1960-х годах среди софийских студентов и почитателей его поэзии. Впервые «частушки» Владимира Семёновича получили своё упоминание 9 января 1966 года в рецензии спектакля « Десять дней, которые потрясли мир » газеты « Работническо дело ». Внимание к стихам Высоцкого было высоким ещё задолго до его приезда в Болгарию . Впоследствии стихи и песни Высоцкого переводились и переиздавались в Болгарии множество раз . Про Владимира Семёновича было написано несколько книг на болгарском языке . При жизни Высоцкого, в 1978 году, вышел совместный сборник « Мелодии » и «Балкантона» — «Баллады и песни» . О нём Владимир Семёнович упоминал в интервью корреспонденту редакции иновещания Всесоюзного радио Инне Шестаковой 7 января 1980 года: «Несколько лет назад я записал на „Мелодии“ два больших диска: один — свой, а у второго диска на одной стороне — мои песни, а на второй — моя жена, Марина [Влади], поёт по-русски мои же песни, написанные специально для неё. <…> Потом я смотрю, „Мелодия“ вместе с болгарами издаёт пластинку, в которой есть ещё несколько вещей из этих дисков, а у нас они так и не случились» .

Людмила Живкова с мужем Иваном Славковым

В начале 1970-х годов в Москву приехала Людмила Живкова , — дочь генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова , работавшая в то время в болгарском комитете по культурным связям с зарубежными странами. По рекомендации своего мужа (болг.) , тогдашнего руководителя болгарского телевидения, она позвонила журналисту (болг.) и попросила того показать ей Москву. У себя дома он познакомил её с Юрием Любимовым — художественным руководителем и директором « Театра на Таганке ». Живкова предложила пригласить театр в Болгарию . Первоначально планировалось лишь 12 дней гастролей, однако, болгарское министерство культуры попросило продлить их ещё на 6 дней .

В сентябре 1975 года Владимир Высоцкий в составе труппы театра впервые выехал за рубеж в Болгарию . В эту страну Высоцкий собирался ещё в 1973 году, однако поездка так и не состоялась . За 18 дней Высоцкий и труппа посетила целый ряд болгарских городов. «Сколько мы городов посетили!», — вспоминал актёр Таганки Дмитрий Межевич , — «Называйте любой, — не ошибётесь. Везде нас принимали фантастически радушно» .

Запись

Для всех таганских актёров время, проведённое в Болгарии, было расписано буквально по часам. Помимо спектаклей, были ещё концерты, встречи со зрителями и съёмки для телевидения .

Во время визита в Софию , местная фирма звукозаписи « Балкантон » предложила Высоцкому записать собственный альбом . Славков хотел снять музыкальный фильм про поэта , но для него не было подходящей аудиодорожки, а сам Высоцкий не очень хотел посещать студию . Хотя, по словам биографа Марка Цыбульского , он согласился не раздумывая, несмотря на огромную загруженность (запись пришлось делать ночью , после спектакля и интервью ). Такая возможность — записать целую пластинку своих песен — у Высоцкого появилась впервые в жизни: на тот момент в СССР вышло лишь несколько миньонов , а диски, записанные позже в Канаде и Франции , тогда ещё даже не планировались .

Высоцкий в Софии, во время интервью в кафе «Лотос» для телепередачи «Вместо интервью», 22 сентября 1975 года. Оператор — Румен Костов

Иван Славков организовал три передачи с участием Владимира Высоцкого и постоянно с ним встречался . Вечером 22 сентября Высоцкий приглашён на интервью в ресторан «Лотос», баре « Болгарского национального телевидения » возле Орлова моста . Тогда труппу задержали на приёме после спектакля, из-за чего Владимир Семёнович сильно опоздал, и пришёл без гитары. Во время интервью Высоцкий рассказал о спектаклях, о Гамлете и о друзьях в Москве. Потом нашлась гитара и он исполнил восемь своих песен . Получасовая запись вошла в телепередачу «Вместо интервью» .

Первая студия « Болгарского национального радио »

После посиделок Славков предложил продолжить вечер в другом ресторане. В ту ночь, по его распоряжению, первая студия « Болгарского национального радио » была обустроена под заведение ( корчму ). Там находились столы, официанты, декорации и аппаратура «ресторанного» оркестра . По воспоминаниям (болг.) , в студии находилось много народу — «гораздо больше, чем требовалось». Москвичам без проблем удавалось общаться с болгарами и понимать их . Лизе Матевой, которая нашла для Георгиева и работников радио зал, приходилось часто выходить из кабины, пока те стояли за стеклом .

После просьбы со стороны хозяев ничего не подозревающий Высоцкий согласился исполнить несколько своих песен. Выступление тайно записали профессиональной техникой . По словам Славкова, с записью помогал директор радио — (болг.) . Она проходила с 0:45 (по другим сведениям — с 11 вечера ) до 3 часов утра, поэтому в источниках датой записи указывается не 22, а уже 23 число .

Высоцкому аккомпанировали два его приятеля по Таганке — Виталий Шаповалов и Дмитрий Межевич . Когда Таганка только отыграла спектакль, к Шаповалову подошёл Высоцкий и предложил заработать 88 левов. На студию их привёз, по воспоминаниям Шаповалова, сам руководитель телевидения — «нагловатый такой молодой человек» . То, что в студию пришли «двое с гитарами», подтвердил и находящийся в студии Славков . В отличие от Межевича, Шаповалов совсем не разбирался в репертуаре Высоцкого, однако тот сказал, что «один раз послушаешь — второй уже будешь врубать» . Альбом был записан за один дубль .

Перед началом «Песни о погибшем лётчике» Владимир Семёнович, обращаясь к своим коллегам, говорит: «Ну, давайте начнём. Значит, первые два куплета споём как вальс , а потом я сменю ритм, а вы за мной пойдёте. Хорошо? Давай, Дима, начинай» . На протяжении всей записи Высоцкий подсказывал своим коллегам, в каких тональностях и ритмах играть песни («Значит, Дим, будем мы её играть… даже лучше — в ре-миноре вы играете, да? Хорошо? А ритм такой — послушай…» («Песня иноходца»); «Значит, начинайте, только немножечко пониже давайте её споём — да? Соль минор . Тот же самый ритм.» («Дорожная история»)) .

Возможно, был записан и видеоматериал, но не для телевизионных целей . По словам Любена Георгиева, в момент нахождения Высоцкого на радио, несколько снимков были сделаны (болг.) — фотографом поэта в Софии . По рассказу Майи Туровской , Владимир Семёнович вместе с Георгиевым посетил меховую фабрику в городе Нови-Искыр и потратил гонорар за будущую пластинку на дублёнки для своего друга Всеволода Абдулова и жены Марины Влади .

Выпуск

Инициативу в издании пластинки проявлял Иван Славков: он связался с тогдашним директором «Балкантона» Александром Йосифовым и предоставил запись с радио. Йосифов без особых размышлений поддержал идею . Диск был выпущен 20-тысячным тиражом через год после смерти Высоцкого — в 1981 году . Как писал Славков, тогда «произошёл скандал» . Возможно, ранее запись предназначалась исключительно для болгарской партийной элиты и её приходилось согласовывать именно с ней . Вместе с пластинкой была выпущена и кассета, в которую, кроме песен, содержащихся на диске, были включены « Он не вернулся из боя », «Лирическая» и « Кони привередливые » . На пластинке сохранился набросок стихотворения, так и не ставшего песней, — «Разговор в трамвае», в авторском исполнении поэта .

Антон Орехъ из радио « Эхо Москвы » назвал пластинку, записанную в Болгарии «уникальной». По его мнению, по атмосфере она очень близка к живым выступлениям Высоцкого, а «уникальной» её делает то, что на ней поэт просто поёт под гитару, «без оркестровки и прочих наворотов» .

По словам журналиста и барда Николая Атанасова, через некоторое время после гастролей песни исчезли с радио. Только через много лет он понял, что забрал к себе раритет Иван Славков, чтобы таким способом его «сохранить» . В 2017 году оригинальные записи были найдены в архивах «Болгарского национального радио» . На обложке пластинки изображён авторский шарж Владимира Высоцкого, воспроизведённый с оригинального рисунка, подаренного болгарскому поэту Любомиру Левчеву в 1973 году . Именно он был использован в качестве заставки к документальному фильму «Владимир Высоцкий: Автопортрет» (режиссёр Юрий Дроздов) 1987 года . Прочим оформлением обложки занялся Янчо Таков .

Обложка макси-сингла «Владимир Высоцки в България»

«Владимир Высоцки в България»

Материала в ту ночь, когда записывали пластинку, набралось столько, что на диск «Балкантона» вошло далеко не всё. Уже в 1991 году была выпущена пластинка ( макси-сингл ) «Владимир Высоцкий в Болгарии» ( болг. «Владимир Висоцки в България» , ошибочно написано как «Владимир В ы соцки в България» ), куда вошли также некоторые песни, отсутствовавшие на первом диске и кассете, а также авторские комментарии к ним .

Переиздание

В 1999 году, в России , фирма « SoLyd Records » выпустила CD-диск «Автопортрет», содержащий в себе полную запись от 22—23 сентября 1975 года , за исключением некоторых песен. Мастерингом занялся Алексей Ромашков, а оформлением — Андрей Гусев . Чуть позднее было выпущено повторное издание «Автопортрет № 13» . В 2017 году издательством «Либрика» был выпущен идентичный альбом под названием «Высоцкий. Песня микрофона». По словам «Либрики», в самый последний момент люди, работающие в архивах радио предоставили им оригинальную .

Список композиций

Оригинал 1981 года

Сторона A

  1. болг. Песен за летеца (Песня о погибшем лётчике)
  2. болг. В съня ми се втурват жълти светлини ( В сон мне — жёлтые огни… )
  3. болг. За боя във вьздуха (Песня лётчика)
  4. болг. Посещение на Музата или Песничка за плагиатора (Посещение Музы, или Песенка плагиатора)

Сторона B

  1. болг. Лов на глигани (Охота на кабанов)
  2. болг. Случка по пътя (Дорожная история)
  3. болг. На старта - Четиримата първенци или кой за какво тича (На дистанции — четвёрка первачей…)
  4. болг. Какво нещо, какво нещо! (Вот это да! (Песня Билла Сиггера))
  5. болг. Диалог пред телевизора ( Диалог у телевизора )

Кассета

Сторона A

  1. болг. Песен за летеца (Песня о погибшем лётчике)
  2. болг. В съня ми се втурват жълти светлини ( В сон мне — жёлтые огни… )
  3. болг. За боя във вьздуха (Песня лётчика)
  4. болг. Посещение на Музата или Песничка за плагиатора (Посещение Музы, или Песенка плагиатора)
  5. болг. Той не се завърна в боя ( Он не вернулся из боя )
  6. болг. Лирична (Лирическая)

Сторона B

  1. болг. Лов на глигани (Охота на кабанов)
  2. болг. Случка по пътя (Дорожная история)
  3. болг. На старта - Четиримата първенци или кой за какво тича (На дистанции — четвёрка первачей…)
  4. болг. Какво нещо, какво нещо! (Вот это да! (Песня Билла Сиггера))
  5. болг. Диалог пред телевизора ( Диалог у телевизора )
  6. болг. Капризните коне ( Кони привередливые )

Переиздание 1999 года

Сторона A

  1. Песня о погибшем лётчике
  2. В сон мне — жёлтые огни…
  3. Песня лётчика
  4. Посещение Музы, или Песенка плагиатора
  5. Песенка о переселении душ
  6. Рассказ о песенной поэме про лошадей
  7. Песня иноходца
  8. Охота на кабанов
  9. Рассказ о песне « Тот, который не стрелял »

Сторона B

  1. Тот, который не стрелял
  2. Дорожная история
  3. Песня микрофона
  4. На дистанции — четвёрка первачей…
  5. Про прыгуна в длину
  6. Вот это да! (Песня Билла Сиггера)
  7. Разговор в трамвае (фрагмент)
  8. Диалог у телевизора
  9. Инструкция перед поездкой

Примечания

  1. Цыбульский, Марк ; Зимна, Марлена .: . Дата обращения: 26 июля 2021. 9 сентября 2019 года.
  2. Никифорова, Снежана . БНР (25 января 2018). Дата обращения: 23 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
  3. , с. 53.
  4. , с. 288.
  5. Алексей Денисов. . «Я К БОЛГАРАМ УЕЗЖАЮ…» Дата обращения: 28 января 2021. 15 августа 2018 года.
  6. , с. 378—389.
  7. Алексей Певчев. . Москва 24 (25 июля 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. 31 мая 2020 года.
  8. . РИА Новости (25 января 2013). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  9. Инна Шестакова. . Всесоюзное радио . Эхо Москвы . Дата обращения: 2 октября 2021. 3 октября 2021 года.
  10. , с. 474.
  11. , с. 172.
  12. . Высоцкий: время, наследие, судьба (1995). Дата обращения: 26 января 2021. 3 февраля 2021 года.
  13. Пею Благов. (болг.) . Сензация (24 апреля 2012). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
  14. Юлия Агеева. . Russia Beyond (30 октября 2019). Дата обращения: 26 января 2021. 4 февраля 2021 года.
  15. , с. 199.
  16. Пею Благов. (болг.) . Сензация (25 января 2013). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
  17. Орехъ, Антон . Эхо Москвы (20 февраля 2016). Дата обращения: 23 января 2021. 4 сентября 2018 года.
  18. , с. 154.
  19. , с. 260.
  20. , с. 259—260.
  21. Московский Комсомолец (25 января 2003). Дата обращения: 24 января 2021. 31 января 2021 года.
  22. , с. 19.
  23. .
  24. , с. 249.
  25. , с. 475.
  26. Боев, Красимир; Пенова, Йоана. (болг.) . 168 часа (8 июня 2010). Дата обращения: 22 ноября 2023. 9 сентября 2017 года.
  27. . БратБг (20 сентября 2015). Дата обращения: 25 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  28. Высоцкий, Владимир . Discogs . Балкантон (1981). Дата обращения: 17 марта 2022. 17 марта 2022 года.
  29. Орехъ, Антон . Эхо Москвы (5 июня 2021). Дата обращения: 26 июля 2021. 26 июля 2021 года.
  30. (болг.) . Dir.bg (21 января 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  31. . Высоцкий . Дата обращения: 3 октября 2021. 1 декабря 2019 года.
  32. Логотип YouTube
  33. , с. 433.
  34. , с. 260—261.
  35. . — InterMedia , 2001. — Т. 6. — С. 323. 4 августа 2021 года.
  36. Высоцкий, Владимир . Discogs . SoLyd Records (1999). Дата обращения: 17 марта 2022. 17 марта 2022 года.
  37. Высоцкий, Владимир . Discogs . SoLyd Records (1999). Дата обращения: 17 марта 2022. 16 октября 2021 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Автопортрет (альбом)