UFC on ESPN: Пуарье vs. Хукер
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрл Зебеди Хукер ( англ. Earl Zebedee Hooker ; 15 января 1930 года, Куитмен , штат Миссисипи — 21 апреля 1970, Чикаго , Иллинойс , США ) — американский гитарист , один из адептов т. н. чикагского блюза , прославившийся своим мастерством игры на слайд-гитаре . Будучи одним из пионеров электрогитары , стиль Хукера подвергся влиянию его современников — Ти-Боун Уокера и Роберта Найтхока . На протяжении карьеры он выступал с такими блюзовыми исполнителями, как Сонни Бой Уильямсон II , Джуниор Уэллс и Джон Ли Хукер , а также занимался сольными проектами записав несколько синглов и альбомов в качестве лидера группы. Его инструментальный сингл «Blue Guitar» был крайне популярен в окрестностях Чикаго, позже он был перезаписан Мадди Уотерсом под названием « You Shook Me ».
В конце 1960-х Хукер начал выступать в колледжах и на клубных концертах, благодаря чему получил несколько контрактов на запись. Умер в 1970 году в возрасте 40 лет из-за осложнений вызванных хроническим туберкулёзом , когда его карьера была на подъёме. Впоследствии влияние стиля Хукера признавалось многими его современниками, включая Би Би Кинга , который говорил: «Для меня он лучший из современных гитаристов. Эпоха. Он был лучшим в слайде. В этом ему не было равных, он был единственным в своём роде» . Один из видных популяризаторов блюза называл Хукера «музыкантом из музыкантов» , в свою очередь писатель характеризовал его как «гитарного гения» и «величайшего незамеченного чикагского блюзмейкера» .
Хукер родился в предместье округа Куитмен , штат Миссисипи , недалеко от . В 1930 году его родители перевезли семью в Чикаго , во время великой миграции американских негров из сельских районов юга США в начале XX-го века.
Многие в семье Хукера увлекались музыкой ( Джон Ли Хукер был его двоюродным братом), и Эрл слышал её живое исполнение с самого раннего возраста. В возрасте около десяти лет Хукер начал самостоятельно осваивать гитару, перенимая всё у окружающих. Тем не менее, он не проявлял интереса к пению из-за ярко выраженного заикания, которое мучило его всю жизнь . В молодости Хукер заразился туберкулёзом от проститутки. Болезнь не вызывала критических осложнений вплоть до середины 1950-х годов, однако требовала периодических госпитализаций, начиная с раннего возраста музыканта.
К 1942 году, когда ему было 12 лет, Хукер начал выступать на чикагских улицах с друзьями детства, включая Бо Диддли . С самого начала его любимой музыкой стал блюз. Несмотря на то, что в этот период жанр (испытывающий сильное влияние кантри ) уступал в популярности свингу и джамп-блюзу , в которых также часто фигурировала электрогитара. В 1942 году популярный гитарист Ти-Боун Уокер получил трёхмесячный на работу в чикагском клубе . Он оказал значительное влияние на Хукера, как своей игрой, так и своим сценическим поведением . Блюзовый гитарный стиль Уокера сформированный под влиянием свинга, включая « джазовую манеру, с которой он иногда играл блюзовые гаммы » и сложные аккорды, понравился Хукеру. Сценическая экстравагантность Уокера, которая включала игру на гитаре зубами и за шеей, также повлияла на более поздний сценический образ Хукера.
Примерно в это же время Хукер подружился с Роберта Найтхоком , одним из первых электрогитаристов Чикаго. Найтхок обучал Хукера технике слайд-гитары, включая эксперименты с настройками инструмента и тщательно продуманный подход к звукоизвлечению, и оказал длительное влияние на технику Хукера. Примерно в это же время музыкант познакомился с Джуниором Уэллсом , ещё одной важной фигурой в его карьере. Вдвоём они часто выступали на улицах Чикаго, и иногда, чтобы избежать плохой погоды (или патрулирующих офицеров), выступали в трамваях, переезжая с одной линии на другую через весь город.
Примерно в 1946 году Хукер отправился в Сонни Бойем Уильямсоном II , иногда появляясь в его радиопередаче, , которая транслировалась на местной радиостанции . В течение следующих двух лет Хукер гастролировал по югу США в качестве члена группы Найтхока. Это стало его знакомством с жизнью странствующего блюзового музыканта (хотя до этого он уже сбегал из дома и путешествовал по дельте Миссисипи ). В 1949 году Хукер попытался закрепиться на музыкальной сцене Мемфиса , однако вскоре вернулся к гастрольной жизни, возглавив собственную группу. К началу 1950-х он вернулся в Чикаго где начал регулярно выступать в клубах. Позднее он стал придерживаться этой схемы на протяжении большей часть своей жизни: длинные гастроли с различными музыкантами перемежались с резидентством в разных городах (с попытками прославиться на местных сценах), после чего следовало возвращение на чикагскую клубную сцену . За это время он создал группу с блюзовым барабанщиком и вокалистом , больше известным под псевдонимом Kansas City Red .
, штат Арканзас, где выступал вместе с Робертом Найтхоком. Помимо этого он сотрудничал сВ 1952 году Хукер начал записываться для нескольких независимых рекорд-лейблов. Его ранние синглы часто приписывали вокалистам, с которыми он сотрудничал в то время, хотя некоторые инструментальные треки (и иногда его вокал) были выпущены под собственным именем артиста. Песни Хукера, блюзовых и ритм-энд-блюзовых исполнителей, включая , , , Пайнтопа Перкинса , The Dells , , Лоренцо Смита и Гарольда Тидуэлла, были записаны для лейблов King Records , Rockin’ Records , Sun Records , , Vee-Jay Records , , и C. J. Records (некоторые из этих записей, включая все сессии Sun , были изданы позе). В этот период Хукеру на губной гармонике часто аккомпанировал блюзмен .
Среди этих ранних синглов было первое записанное Хукером вокальное исполнение — интерпретация классического блюза
. Несмотря на более чем компетентный окал музыканта ему не хватало силы, обычно ассоциируемой с . «Sweet Angel» Хукера (1953 год, Rockin’ 513) основанный на «Black Angel Blues» Найтхока (1949) продемонстрировал, что «на нынешний момент Хукер превзошёл своего учителя» . В 1956 году Би Би Кинг записал хит со своей интерпретацией «Sweet Little Angel». Одним из самых успешных синглов Хукера в этот период был «Frog Hop», записанный в 1956 году ( Argo 5265), оптимистичный инструментальный трек, в котором можно услышать влияние свинг-блюза и аккордовых техник Ти-Боун Уокера, а также прослеживается собственный стиль Хукера .Несмотря на серьёзный приступ туберкулёза в 1956 году, который потребовал госпитализации, Хукер вернулся к выступлениям в чикагских клубах и гастролям на юге. К концу 1959 года Джуниор Уэллс привёл Хукера в группу лейблов Billboard Hot R&B Sides . Благодаря этому успеху и с главой и продюсером лейбла, , Хукер стал домашним гитаристом Chief . С 1959 по 1963 год он появился примерно на сорока ведущих записях, включая синглы для Уэллса, Лилиан Оффитт, Мэджик Сэмом , , , Реджи «Гитара» Бойд, и , а также синглы, на которых Хукер был основным исполнителем. Он принимал участие практически во всех записях Уэллса, включая «Come On in This House», и , которые оставались в репертуаре музыканта до конца его карьеры. Хукер регулярно выступал с Уэллсом во второй половине 1960-х и большую часть 1961 года.
, с которой тот начал один из самых плодотворных периодов своей музыкальной карьеры. Их первая совместная запись, «Little by Little» ( Profile 4011), стала хитом в следующем году, достигнув 23-го места в чартеХукер выпустил несколько инструменталов для дочерних лейблов Chief Records , в том числе медленный блюз «Calling All Blues» ( Chief 7020) в 1960 году, в котором он играл на слайд-гитаре, и «Blues in D Natural» ( Chief 7016), также в 1960 году, в котором он переключался между ладовой и слайд-гитарой. Случайная запись перед сессией запечатлела, возможно, самую известную композицию Хукера (хотя и под другим названием). Во время разминки перед записью в мае 1961 года Хукер и его группа сыграли импровизированный медленный блюз для слайд-гитары. Мелодия прозвучала единожды, и Хукер, по-видимому, не знал, что её записывают . Продюсер Мел Лондон сохранил кассету и, когда искал материал для выпуска следующей весной, выпустил её под названием «Blue Guitar» ( Age 29106). «Песня Эрла продавалась необычайно хорошо для инструментальной блюзовой композиции» , и чикагские блюзмены начали включать её в свои сеты.
Предвкушая больший коммерческий потенциал «Blue Guitar» Хукера, Леонард Чесс обратился к Лондону с просьбой использовать её для следующей пластинки Мадди Уотерса . Соглашение было достигнуто, и в июле 1962 года Уотерс наложил вокал (с текстом авторства Уилли Диксона ) на сингл Хукера. Песня, переименованная в «You Shake Me», имела успех, и Чесс наняла Хукера записать ещё три инструментальные композиции для последующего переложения Уотерса. Одна из песен, «You Need Love», опять же с текстом Диксона, также имела большой успех и «продавалась лучше, чем записи Мадди в начале шестидесятых» . Впоследствии британская рок-группа Led Zeppelin ещё добилась бо́льшего успеха со своими интерпретациями песен Хукера и Уотерса — «You Shake Me» и «You Need Love».
Во время работы на Chief Records Хукер записывал синглы в качестве сайдмена для Бобби Сакстона и Бетти Эверетт , а также под своим имени для его дочерних лейблов — Bea & Baby , C. J. и . К 1964 году Chief прекратил своё существование из-за финансовых проблем, положив конец самому многолетнему сотрудничеству Хукера. Некоторые из записей сделанных для Chief - Profile - Age приравниваются к лучшим в карьере музыканта .
Хукер продолжил гастролировать и начал записываться на лейблах фанк под влиянием «Two Bugs in a Rug» (намёк на его туберкулёз, сокращённо пишется TB). В конце лета 1967 года у Хукера случился серьёзный туберкулёзный приступ, и он был госпитализирован почти на год.
, Jim-Ko , C.J. , Duplex и Glob . Несколько песен, записанных для Cuca в период с 1964 по 1967 год, впоследствии были выпущены на его первом сольном альбоме The Genius of Earl Hooker . Альбом был составлен из инструментальных композиций, включая медленный блюз «The End of the Blues» и некоторые мелодии, заимствующие последние популярные музыкальные тенденции, такие как раннийВ 1968 году, когда Хукера выписали из больницы, он собрал новую группу и начал выступать в чикагских клубах и гастролировать, вопреки совету своего врача. Группа включающая пианиста Пайнтопа Перкинсома , харпера Кэри Белла , басиста Джено Скэггсома, вокалиста и педального слайд-гитариста была «широко признана» и «считалась одной из лучших, с которыми когда-либо выступал Эрл». По рекомендации Бадди Гая компания записала альбом Хукера и его новой группы под названием Two Bugs and a Roach . Лонгплей, выпущенный весной 1969 года, включал в себя смесь инструментальных композиций и песен с вокалом Одома, Белла и Хукера. Для одного из своих вокальных треков Хукер выбрал песню «Anna Lee» основанную на композиции «Annie Lee Blues» Роберта Найтхока (1949). Как и в случае с «Sweet Angel», Хукер признал влияние своего наставника, но пошёл дальше версии Найтхока, чтобы создать свою собственную интерпретацию. В свою очередь «блестящий инструментальный трек навеянный бибопом » «Off The Hook» продемонстрировал джазовые пристрастия музыканта. Альбом Two Bugs and a Roach был чрезвычайно хорошо принят как критиками так и публикой" и «сегодня являются одним из лучших примеров музыкального наследия Хукера».
1969 год был важным в карьере Хукера. Он снова объединился с Джуниором Уэллсом, выступая на более высокооплачиваемых концертах в колледжах и клубах, включая чикагский Айка Тёрнера (с которым он впервые гастролировал в 1952 году), Хукер отправился в Лос-Анджелес , чтобы записать альбом для лейбла с аранжировками и фортепианным сопровождением Тёрнера . Альбом включал интерпретации Хукера нескольких блюзовых стандартов, таких как (с Хукером на вокале), , , и одноимённый заглавный трек. Находясь в Лос-Анджелесе, Хукер посещал клубы и несколько раз играл с Альбертом Коллинзом в , а также выступал с другими музыкантами, включая Джими Хендрикса .
. Однако их дует просуществовал недолго, и в мае 1969 года, собрав группу новых музыкантов, Хукер записал материал, который позже был выпущен под названием Funk: Last Of The Late Great Earl Hooker . Также в мае, после рекомендацииПо окончании сессий Blue Thumb Records Хукер и его группа поддержали двоюродного брата музыканта — Джона Ли Хукера на серии клубных концертов в Калифорнии, после чего Джон Ли использовал их для записи сольного альбома на лейбле ABC и постоянным лейблом для Би Би Кинга. В 1969 году он записал ещё шесть альбомов для Bluesway : сольный Don’t Have to Worry , а также пластинки Эндрю Одома, Джонни «Биг Муса» Уокера, Чарльза Брауна , Джимми Уизерспуна , и Сонни Терри .
. Получившийся альбом, John Lee Hooker Featuring Earl Hooker — If You Miss 'Im … I Got 'Im , познакомил Эрла Хукера с лейблом Bluesway , дочерней компаниейАльбом Хукера Don’t Have to Worry включал в себя вокальные исполнения как самого гитариста, так и Уокера и Одома, а также инструментальные партии. Студийные сессии имели «согласованность и последовательность», что помогло сделать альбом ещё одной частью «лучшего музыкального наследия Хукера» . Во время гастролей со своей группой по Калифорнии, в июле 1969 года, Хукер побывал в районе залива Сан-Франциско , где выступал в клубах и колледжах, а также на рок-площадках, таких как и . В Беркли он и его группа, объявленная как Earl Hooker and His Chicago Blues Band, выступали в клубе «Mandrake» в течение двух недель, пока он записывал второй альбом для лейбла Arhoolie . Пластинка, Hooker and Steve , была записана вместе с Луи Майерсом на гармонике , Стивом Миллером на клавишных, Гено Скэггсом на басу и Бобби Робинсон на ударных. На этом альбоме Хукер делил вокал с Миллером и Скэггсом .
После гастролей по Калифорнии Хукер вернулся в Чикаго и регулярно выступал по всему городу. Он появился на первом
30 августа 1969 года, который собрал около 10 000 человек. В октябре 1969 года гитарист гастролировал по Европе в рамках , сыграв двадцать концертов за двадцать три дня в девяти странах. Его сеты были хорошо приняты и получили положительные отзывы . «Поездка за границу стала своего рода апофеозом для Хукера, который рассматривал её, наряду с его поездками в Калифорнию, как кульминацию своей карьеры» . Это турне истощило Хукера, и «друзья [музыканта] заметили серьёзное ухудшение его здоровья по возвращении домой» . В период с ноября по начало декабря 1969 года Хукер отыграл несколько концертов в Чикаго (в том числе с Джуниором Уэллсом) после чего был госпитализирован.Хукер умер 21 апреля 1970 года в возрасте 40 лет от осложнений, вызванных туберкулёзом. Он похоронен на
, в пригороде Чикаго .Джими Хендрикс называл Эрла Хукера «мастером педали wah-wah ». Бадди Гай спал с одним из слайдов Хукера под подушкой, надеясь перенять часть «музыкальной силы» старшего товарища. В свою очередь Би-Би Кинг неоднократно говорил, что Хукер был очень хорош в своём деле — лучшим гитаристом, которого он когда-либо встречал .
В отличие от своих современников Элмора Джеймса и Мадди Уотерса, Хукер использовал стандартную настройку для слайд-гитары. Музыкант пользовался коротким стальным слайдом, который позволял ему с большей лёгкостью переключаться между слайдовой и ладовой техниками игры на инструменте. Часть уникального звучания Хукера приписывалось его лёгкому прикосновению слайда к струнам, технике, которой он научился у Роберта Найтхока. «Вместо использования эффектов глиссандо с полным аккордом , [Эрл] предпочитал более тонкие одиночные партии, унаследованные от других [гитаристов], которые играли слайдом в стандартном строе, [таких как] Тампа Ред , , а также его наставник — Роберт Найтхок» . В дополнение к мастерству игры при помощи слайда, Хукер был крайне техничным классическим соло и ритм-гитаристом . В то время, когда многие блюзмены подражали Би Би Кингу, Хукер придерживался своей собственной уникальной манере . Хотя в душе он был блюзовым гитаристом, Хукер являлся адептом нескольких музыкальных стилей, которые он включал в свой репертуар, когда они подходили для текущего выступления. В зависимости от настроения и реакции аудитории, концерты Хукера могли включать блюз, буги-вуги, ритм-энд-блюз, соул, би-боп, поп и даже кантри-вестерн .
Хукер был ярким шоуменом в стиле Ти-Боун Уокера и предшествовал другим гитаристам с аналогичным сценическим подходом, таким как басовой комбинации, а затем на двенадцатиструнной и шестиструнной комбинации. После того как в 1967 году у него случился приступ туберкулёза, он иногда играл сидя и использовал более лёгкую гитару с одним грифом. В жанре, который до этого обычно избегал гаджетов , Хукер был исключением. Он экспериментировал с усилением и использовал эффекты эхо и дилея , включая « гитарной партии во время песни, [чтобы] у него могли звучать два параллельных гитарных соло в гармонии» . В 1968 году начал использовать педаль wah-wah, чтобы добавить эффект вокала к некоторым своим соло .
и . Музыкант одевался в экстравагантные наряды и играл на струнах зубами или ногами, а также закинув гитару за шею или между ног. Кроме того, Хукер играл на гитаре с , сначала на шестиструнной гитарной и четырёхструннойХукер не получил такого общественного признания, как некоторые из его современников, но был высоко оценён коллегами-музыкантами. Многие считают его одним из величайших современных блюз-гитаристов , наряду с Бобби «Блю» Блэндом , Альбертом Коллинзом , Уилли Диксоном , , , , Бадди Гаем , Джоном Ли Хукером , Альбертом Кингом , Би Би Кингом , , , Лаки Петерсоном , Отисом Рашем , и Джуниором Уэллсом . В 2013 году Хукер был включён в Зал славы блюза , в брифинге которого отмечалось — «Эрл Хукер был „бриллиантом среди блюзовых гитаристов“ ( англ. blues guitarists' guitarist ), самым уважаемым шестиструнным волшебником в кругах чикагских блюзовых музыкантов в 1950-х и 60-х годах» .
,Ниже перечислены альбомы Хукера выпущенные за время его карьеры, а также изданные после его смерти сборники.
Год | Название | Лейбл | Примечания |
---|---|---|---|
1968 | The Genius of Earl Hooker | Cuca | Recorded in Sauk City, WIsconsin, 1964–67 |
1969 | Arhoolie | Recorded in Chicago, 1968 | |
1969 | Blue Thumb | Recorded in Los Angeles, 1969 | |
1969 | BluesWay | Recorded in Los Angeles, 1969 | |
1970 | BluesWay | with John Lee Hooker | |
1970 | Hooker and Steve | Arhoolie | Recorded in Berkeley, 1969 |
1972 | Funk: The Last of the Great Earl Hooker | Blues on Blues | Recorded in Chicago, 1969 |
1972 | His First and Last Recordings | Arhoolie | Sun and Arhoolie recordings, 1953, 1968–69 |
1972 | There's a Fungus Amung Us | Red Lightning | Cuca recordings, 1964–67 (reissue of the 1968 album The Genius of Earl Hooker ) |
1973 | BluesWay | With and Sonny Terry - Recorded in Los Angeles, 1969 | |
1985 | Play Your Guitar, Mr. Hooker! | Black Magic | Cuca recordings, 1964–68 |
1993 | Play Your Guitar, Mr. Hooker! | Black Top | Cuca recordings, 1964–68 (reissue of the 1985 album on Black Magic) |
1998 | The Moon Is Rising | Arhoolie | Arhoolie, live recordings, 1968–69 |
1999 | Simply the Best: Earl Hooker Collection | MCA | Chess, Blue Thumb and Bluesway recordings, 1956–69 |
2003 | Blue Guitar: The Chief and Age Sessions 1959–63 | P-Vine | Chief, Profile and Age recordings, 1959–63 |
2006 | An Introduction to Earl Hooker | Fuel | Chief and Age recordings, 1959–62 |