Interested Article - Жуковский, Александр Борисович
- 2021-06-12
- 1
Александр Борисович Жуко́вский ( 19 ноября 1933 — 16 ноября 1999 , Москва ) — советский и российский кинооператор , работавший в документальном кинематографе и мультипликации (в кукольной анимации , а также в мультипликационных фильмах, созданных в технике перекладки). Фильмография Жуковского включает такие ленты, как « Цапля и журавль », « Ёжик в тумане », « 38 попугаев » (первая и третья серии), « Шинель » и другие. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1979).
Биография
Александр Жуковский учился в Московском театрально-художественном училище (1950—1954) и на операторском факультете ВГИКа (1960—1964). Творческая биография Жуковского включала работу гримёром в институте кинематографии и на студии « Мосфильм » (1954—1960), ассистентом оператора на студии « Союзмультфильм », оператором студии « Центрнаучфильм » («Моснаучфильм») . В мультипликацию пришёл из документального и научно-популярного кино после травмы, полученной во время съёмок . Был членом Международной ассоциации мультипликационного кино . В 1990-х годах работал в Фонде Ролана Быкова (студия «Артель»). Участвовал в съёмках документальной ленты «Юрий Норштейн», вышедшей в Болгарии в 1991 году .
Александр Жуковский начинал деятельность в кино как гримёр. У него были необыкновенно деликатные, нежные пальцы. Гримёр — одна из самых тонких профессий в кино, потому что она имеет дело с человеческим лицом. И его «живопись на лице» развила в нём необыкновенную деликатность и точность жеста. Прекрасное понимание фактуры, прекрасное понимание того, что такое выразительность человеческого лица.
— Наум Клейман — об Александре Жуковском
Творчество
Как оператор Жуковский снимал в основном кукольные ленты, а также фильмы в технике перекладки. Работал с такими режиссёрами, как Николай Серебряков («Золочёные лбы», 1972), Иван Уфимцев (« Генерал Топтыгин », 1971; « 38 попугаев » — первая и третья серии, 1976—1977); Роман Качанов (« Шапокляк », 1974); Раса Страутмане («Испорченная погода», 1980), Владимир Данилевич («Мы идём искать», 1988; «Пришелец в капусте», 1989). С Юрием Норштейном снял фильмы « Цапля и журавль », « Ёжик в тумане » и значительную часть « Шинели ». По словам Норштейна, Жуковский относился к той же творческой плеяде мастеров, что и операторы игрового кино Александр Княжинский и Георгий Рерберг . Как вспоминал впоследствии создатель «Ёжика в тумане», Жуковский умел даже в самых сложных производственных обстоятельствах сохранять ироничность. У него был свой профессиональный язык: целлулоид он именовал «портянкой», свежие творческие находки — «фенечками». Оператор был также автором шуточного выражения: «Лучше портвейн в стакане, чем Ёжик в тумане» . В числе новаций, привнесённых Жуковским в анимационную технику, — создание оригинальной модели многоярусного мультистанка, благодаря чему «кинокадр обретал летучесть» .
Киновед Михаил Ямпольский , сравнивая стилистику «Ёжика…» с лентой «Цапля и журавль», обращал внимание на характер повествования в двух фильмах Норштейна и Жуковского. В «Цапле и журавле» на протяжении всей картины сохраняется «иллюзия реальности», тогда как в истории про Ёжика наблюдается «мерцающее появление-исчезновение мира»: «Цельность здесь уступает место неустойчивому единству разнородных частей». Отход от прежней интонационной целостности связан и с художественными поисками режиссёра, и с «раскрепощённой камерой» оператора, который стремился имитировать «сложные ракурсы и панорамы, характерные для игрового кино» . По мнению художника-мультипликатора Ланы Азарх , «если бы не Саша [Жуковский], Ёжик никогда не был бы в тумане» .
В 1979 году Жуковский вместе с Норштейном и художником Франческой Ярбусовой стали лауреатами Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры «за мультипликационные фильмы „Лиса и заяц“ (1973), „Цапля и журавль“ (1974), „Ёжик в тумане“ (1975)» .
18 января 1990 года Александру Жуковскому было присвоено почётное звание « Заслуженный деятель искусств РСФСР » за заслуги в области советского искусства .
Он был больше, чем кинематографист, больше, чем кинооператор. Он очеловечивал пространство. Я не могу сказать «он снимал». Нет. Он воздействовал на камеру всем своим существом, всем своим составом на свет, на плёнку, на рисунок. Он одухотворял обычные стёкла, обычный целлулоид . Разницы между огромным павильоном и мультипликационным станком для него не было.
— Юрий Норштейн — об Александре Жуковском
Фильмография
- 1965 — «Незаслуженный пенсионер» (« Фитиль » № 37) — оператор;
- 1967 — « Шесть Иванов — шесть капитанов » — оператор;
- 1969 — «Вятская лошадка» — оператор;
- 1970 — « Внимание! Волки! » — оператор;
- 1970 — « Катерок » — оператор;
- 1971 — « Генерал Топтыгин » — оператор;
- 1971 — « Золочёные лбы » — оператор;
- 1972 — «Ветерок» — оператор;
- 1972 — « Заветная мечта » — оператор;
- 1973 — « Немухинские музыканты » — оператор;
- 1973 — « Часы с кукушкой » — оператор;
- 1974 — « Ваня Датский » — оператор;
- 1974 — « Цапля и журавль » — оператор;
- 1974 — « Шапокляк » — оператор;
- 1975 — « Ёжик в тумане » — оператор;
- 1975 — «Наша няня» — оператор;
- 1976 — « 38 попугаев » — оператор;
- 1977 — «38 попугаев. Как лечить удава» — оператор;
- 1977 — «Лоскутик и облако» — оператор;
- 1979 — « Дядюшка Ау » — оператор;
- 1979 — «Четвёрка друзей. Обида» — оператор;
- 1979 — « Ушастик » — оператор;
- 1980 — «Четвёрка друзей. Испорченная погода» — оператор;
- 1980 — «Четвёрка друзей. Однажды утром» — оператор;
- 1980 — «Четвёрка друзей. Сон» — оператор;
- 1981 — «Четвёрка друзей. Обида» — оператор;
- 1982 — «Старый кувшин» — оператор;
- 1987 — «Счастливый Григорий» — оператор;
- 1987 — «Три лягушонка» — оператор;
- 1988 — «Влюбчивая ворона» — оператор;
- 1988 — «Мы идём искать» — оператор;
- 1989 — «Пришелец в капусте» — оператор;
- 1981—1986, 1997—1999 — « Шинель » — оператор.
Примечания
- ↑ , с. 260—261.
- ↑ Норштейн Ю. Б. «Все сказки начинаются с однажды...» № 6 . // Киносценарии. — 2000. —
- Трояновский В., Изволова И. . Юрий Норштейн вспоминает, рисует, показывает, как рождался неподражаемый «Ежик в тумане» и абсолютно живой и фантастичный, как и все персонажи Гоголя. (Документальный фильм). ТК Культура (19 ноября 2018). Дата обращения: 3 февраля 2021. 3 февраля 2021 года.
- , с. 154—155.
- ↑ Ямпольский М. Б. Юрий Норштейн // Союзинформкино. Пресс-информация. — 1983. — № 9 (392) .
- ↑ , с. 438.
- Азарх Л. // Искусство кино . — 2010. — № 9 . 9 сентября 2019 года.
- . Дата обращения: 7 марта 2021. 2 июня 2021 года.
- .
Литература
- Горшкова Д. В. История российской мультипликации. XX век. ISBN 978-5-91487-089-5 . . — М. : Издательский дом «Варио», 2016. — 528 с. —
- Жуковский Александр Борисович // Энциклопедия отечественной анимации / Составление С. В. Капкова . — М. : Алгоритм, 2006. — 816 с. — ISBN 5-9265-0319-4 .
- Норштейн Ю. Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации . — М. : ВГИК , « Искусство кино », 2005. — 254 с. — ISBN 5-87149-099-9 .
Ссылки
- от 3 февраля 2021 на Wayback Machine ТК Культура . Документальный фильм.
- 2021-06-12
- 1