Interested Article - Тории

Тории в святилище Фусими-Инари , Киото

То́рии ( яп. 鳥居 , иногда пишется 鳥栖 или 鶏栖) — П-образные ворота без створок в синтоистском святилище .

По одной из теорий, тории произошли от индийских ритуальных ворот торана , по другой — появились в Японии, развившись из отмечавших священную землю столбов с симэнавой . Первые упоминания о ториях относятся к X веку.

Основа конструкции торий — два вертикальных столба, соединённых двумя горизонтальными перекладинами. Существуют два основных стиля: симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины, а мёдзин-тории — столбы на каменном основании и двойную изогнутую верхнюю перекладину.

Тории являются как символом синтоизма , так и Японии в целом . Из-за связи с синто они часто являются условным обозначением синтоистских святилищ .

Этимология

Иероглифы , которыми записывается слово «тории» (鳥居), значат «птица» ( яп. тори ) и «быть, находиться» ( яп. 居る иру ) .

По некоторым версиям, слово «тории» происходит от выражения «тори-иясу» или «тори-ита» («насест»), по другим — от выражения «то:ри-иру» («войти, пройдя через что-либо») .

Другие исследователи считают, что слово «тории» происходит от санскритского слова (англ.) ( туран ) — « ворота » или « арка » .

Расположение и значение

Тории на горе Онтаке

Тории имеются в каждом синтоистском святилище ( дзиндзя ) и являются их отличительным признаком . Обычно они стоят на пути к святилищу ( сандо ) и отмечают начало священной территории . Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя . В буддистском храме Ситэнно-дзи в Осаке стоят огромные каменные тории, возведённые в 1294 году после того, как сгорели предыдущие деревянные .

Аркады из торий в святилище Фусими-Инари

В некоторых святилищах может быть несколько торий, в таком случае первые и крупнейшие тории, отмечающие границу сакрального пространства, называются ити-но-тории («первые тории»), следующие указывают на возрастание святости территории по мере приближения к хондэну . Некоторым храмам принято приносить в дар тории, в таком случае их ставят одни за другими, образовывая аркаду ; примером этого служит Фусими-Инари-тайся с аркадами из тысячи торий .

Кроме отдельно стоящих, существуют тории, являющиеся частью забора тамагаки , окружающего хондэн . Если от торий в обе стороны расходится забор, их называют тории- мон (ворота-тории) .

Поднимающиеся из воды тории храма Ицукусима , через которые должны были проплыть паломники перед тем, как ступить на священную землю этого острова, широко известны и являются одним из « трёх знаменитых пейзажей Японии » .

При посещении храма принято кланяться ториям, проявляя уважение к божествам. По завершении визита верующие, проходя через тории, оборачиваются в сторону хондэна и вновь кланяются. Некоторые не считают поклон обязательным, другие кланяются перед каждыми ториями храма .

Происхождение и история

В настоящее время не существует общепризнанной теории происхождения торий .

По одной из теорий, они произошли от индийских ритуальных ворот (англ.) , обычно возводимых с четырёх сторон света на пути к ступе или захоронению . Вместе с буддизмом данная архитектурная форма распространилась из Индии по Восточной Азии, а позже попала в Японию через Китай или Корею .

Примеры подобных ворот в соседних странах включают в себя хонсальмун ( кор. 홍살문 ) в Корее и пайлоу в Китае. (англ.) — корейские деревянные ритуальные ворота, устанавливавшиеся на входе в совон , хянгё ( кор. 향교 ) или на кладбище. Самые известные хонсальмун стоят перед царскими захоронениями династии Чосон в Сеуле . Как и тории, хонсальмун стоят отдельно и не являются частью ограды, а скорее отмечают начало священной земли. Подобно ториям, они состоят из двух столбов и двух перекладин, но у хонсальмун на верхней расположены многочисленные деревянные «стрелы». Дополнительным отличием от торий является то, что столбы проходят сквозь перекладины и заканчиваются выше .

Китайские пайлоу являются триумфальными воротами из камня или дерева, покрытыми сложным орнаментом и устанавливавшимися в честь героев или правителей . Так как в старинных японских текстах слово «пайлоу» записывалось так же, как и «тории», японские учёные прошлого выдвигали предположения об их китайском происхождении .

Тории могли появиться в Японии в результате эволюции простейших культовых площадок. В старину постоянных храмов не существовало — вначале при проведении религиозных праздников по углам священного участка ставили столбы, между которыми натягивалась верёвка. Позже на входе для жреца стали ставить два столба повыше, тоже соединённые верёвкой. В конце концов верёвку сменили деревянные перекладины, и тории приобрели вид современных симмэй-торий. Косвенным подтверждением этой теории служат и обычай вешать на тории верёвку симэнава , и существующий поныне стиль тюрэн (см. ниже), в котором два столба соединяет лишь симэнава .

Также в поддержку автохтонной гипотезы говорит то, что в Японии (как и в Корее) столбы могли символизировать божество, в современном японском хасира ( яп. , столб) является счётным суффиксом для богов .

В своём труде «Происхождение торий» ( нем. Der Ursprung des Torii ) 1942 года немецкие учёные О. Каров и Д. Зекель предположили, что тории — максимально упрощённый каркас японского дома . По их версии, перекладина торий произошла от конькового бруса заброшенного дома, ставшего памятником жившим в нём людям. Следовательно, тории изначально были связаны с культом мёртвых .

Тории на картине Хокусая

Кроме того, Каров и Зекель, как и японский исследователь Оригути Синобу, усматривали связь торий с птицами. В древних японских источниках неоднократно упоминается связь птиц со смертью, например, летописи Кодзики и Нихон-сёки рассказывают, что принц Ямато Такэру обратился после смерти в белую птицу и указал место для захоронения. По этой причине место его захоронения называется «могила белой птицы» («сиратори мисасаги»). Эту связь подтверждают и другие упоминания в классической литературе. У могил многих важных лиц в старину вход отмечали два столба, хотя доподлинно неизвестно, были ли они соединены между собой или служили насестами для птиц. В данном контексте предполагается связь торий с корейскими (англ.) ( кор. 솟대 ) — деревянными столбами с фигурами птиц наверху. Соттэ ставили у входа в деревню, они должны были защищать от злых сил, а также служили подобием тотема . В древнекитайских источниках упоминается, что корейцы связывали птиц с похоронными ритуалами ; это подтверждают археологические исследования. Связь птиц со смертью прослеживается во многих шаманских культурах Китая , Монголии и Кореи . При этом не существует археологических находок или изображений, связывающих с птицами японские тории .

Другая теория связывает происхождение торий с легендой об Аматэрасу . В одной из версий легенды рассказывается, что когда Аматэрасу скрылась в пещере Ама-но Ивато , боги поставили перед пещерой насест, на который сел петух, своим криком выманивший богиню наружу. В память об этом событии японцы стали устанавливать тории .

Первые достоверные упоминания торий найдены в «Описи храма Оотори-дзиндзя в Идзуми» ( яп. 和泉国大鳥神社流記帳 Идзуми но куни Оотори-дзиндзя рикитё: , 922 год) . Считается, что они были достаточно распространены к середине эпохи Хэйан . Древнейшие сохранившиеся каменные тории находятся в Хатиман-дзиндзя в Ямагате (XII век); деревянные — в Кубохатиман-дзиндзя в Яманаси (1535 год). Некоторые тории делали из дерева, но покрывали медным листом, старейшие тории такого рода расположены в храме Кимпусэн-дзи в Наре (1455—1457) .

Конструкция

Конструкция и элементы торий

Тории состоят из двух вертикальных столбов , сверху соединённых балкой касаги ( яп. 笠木 зонтичная ) , ниже неё сквозь столбы проходит горизонтальная перекладина нуки ( яп. пронзающая ) . К касаги может прилегать вспомогательная балка симаки ( яп. 島木 ) . У некоторых видов торий между симаки и нуки расположена небольшая табличка гакудзука ( яп. 額束 ) , на которой пишется название святилища, а для закрепления нуки в столбы забиты клинья кусаби ( яп. ) .

С XVII века расстояние между нуки и верхними балками приблизительно равно толщине вертикальных столбов; диаметр столбов равен 1/10 расстояния между ними; линии, образованные срезом верхних балок, должны соединять их с основаниями столбов .

Первоначально тории возводились из дерева и камня, позже стали использовать медь, железо, глину. В настоящее время широко распространены железобетонные тории. Чаще всего тории не декорированы или имеют минималистичный декор; в результате буддистского влияния многие окрашены в ярко-красный цвет (реже белый), некоторые элементы могут быть чёрного цвета .

Стили

Несмотря на простоту конструкции, существует множество типов торий. Их можно разделить на две большие группы. Симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины. Мёдзин-тории , более распространённые, имеют изогнутую верхнюю перекладину, нижняя проходит сквозь столбы. Кроме того, данные термины могут обозначать и определённые стили торий .

Группа симмэй-тории

  • Тюрэн-тории ( яп. 注連鳥居 , также симэ-тории ) состоят из двух столбов, соединённых верёвкой симэнава . Неясно, можно ли считать данную конструкцию ториями .
  • Симмэй-тории ( яп. 神明鳥居 ) — самый простой стиль, часто встречается в святилищах, связанных с храмом Исэ (связан со стилем симмэй-дзукури ). Все брёвна круглые, нижняя перекладина не выходит за пределы столбов. При этом в самом храме Исэ представлена особая разновидность — Исэ-тории . Они имеют касаги пятигранного сечения с утолщением на концах, создающим впечатление лёгкого изгиба; столбы наклонены внутрь. Симмэй-тории особенно часто использовались в эпоху государственного синто в XIX—XX веках. Тории, для столбов которых использовались брёвна с корой, называются куроки-тории .
  • Касуга-тории ( яп. 春日鳥居 ) — подвид симмэй-торий, в котором нижняя перекладина проходит сквозь столбы и зафиксирована клиньями кусаби. Имеет касима и гакадзука. Эти тории можно увидеть в Касуга тайся .
  • Хатиман-тории ( яп. 八幡鳥居 ) — идентичны касуга-ториям, кроме концов верхних перекладин, обрезанных под углом, и нуки квадратного сечения. Распространены в святилищах, посвящённых Хатиману (также см. хатиман-дзукури ) .

Группа мёдзин-тории

  • Мёдзин-тории ( яп. 明神鳥居 ) — самый распространённый стиль, для которого характерны изогнутые вверх балки касаги и симаки, их концы косо обрезаны. Нуки квадратного сечения выходит за столбы примерно на 1/5 своей длины и крепится к ним клиньями с обеих сторон. Столбы немного наклонены внутрь и стоят на выпуклом или квадратном каменном основании. Между нуки и верхними балками вставлена распорка, на которой обычно написано название храма ( гакадзука ). Деревянные мёдзин-тории обычно имеют небольшой навес над верхней балкой. Появились в IX веке. Известные тории в этом стиле расположены в Хатиман-дзиндзя в Ямагате и Ясака-дзиндзя в Киото .
  • Инари-тории ( яп. 稲荷鳥居 ) характерны для святилищ Инари (например, Фусими-Инари-дзиндзя ), имеют закруглённое основание и круглый элемент дайва ( яп. 台輪 большое кольцо ) на конце столбов. Деревянные инари-тории обычно красят киноварью .
  • Рёбу-тории ( яп. 両部鳥居 , также ёцуаси-тории , гонгэн-тории или тигобасира-тории ) — сложные тории, имеющие пару вспомогательных столбиков ( хикаэбасира 控柱 или кобасира 小柱) с обеих сторон каждого столба, их соединяют с главным столбом горизонтальные балки хикаэнуки ( яп. 控貫 ) . Как и у инари-торий, наверху каждого столба расположен элемент дайва. В рёбу-ториях заметно влияние эзотерического буддизма, их возводили в храмах, где практиковался синто-буддийский синкретизм . Самые известные подобные тории расположены в Ицукусима-дзиндзя .
  • Санно-тории ( яп. 山王鳥居 , также Хиэ-тории , сого-тории , хафу-тории или гассё-тории ) имеют наверху подобие щипца из трёх элементов, опирающихся на касаги. Эти элементы символизируют горное божество. Название "санно: " состоит из двух иероглифов ( ( яп. сан , гора) и ( яп. о: , царь) ), которые можно увидеть, если посмотреть на тории сверху и сбоку. Такие тории стоят в Хиёси-тайся .
  • Мива-тории ( яп. 三輪鳥居 , также мицу-тории или санко-тории ) — тройные тории. Центральная часть выглядит как мёдзин-тории, но с прямыми столбами. С каждой стороны от них расположены ворота поменьше ( ваки-тории 脇鳥居). Примером служат тории Омива-дзиндзя в Наре .

Также существуют несколько уникальных торий группы мёдзин, названных в честь храма, где они расположены. Это Ситэнно-дзи-исидории ( яп. 四天王寺石鳥居 ) , Уса-тории ( яп. 宇佐鳥居 ) и Хакодзаки-тории ( яп. 筥崎鳥居 ) .

На Тайване в период японского правления возводились ворота, объединяющие в себе черты торий и пайлоу. Примером могут служить ворота в храме Кэнко в Тайпее , посвящённом погибшим японцам .

См. также

Примечания

  1. Азаров, Алексей Алексеевич. Русско-английский энциклопедический словарь искусств и художественных ремесел в 2 т. . — М. : Флинта: Наука, 2005. — Т. 2. — ISBN 5-89349-819-4 .
  2. S. R. (англ.) . Japan Experience (23 июля 2018). Дата обращения: 22 декабря 2020. 3 октября 2020 года.
  3. Scheid, Bernhard. (нем.) . Torii . University of Vienna . Дата обращения: 24 декабря 2020. 28 августа 2010 года.
  4. Mori Mizue. (англ.) . Encyclopedia of Shinto . Kokugakuin University (2005). Дата обращения: 22 декабря 2020. 28 апреля 2014 года.
  5. Guisso Richard W. I.; Yu Chai-Shin. . — L. : Jain Publishing Company , 1988. — P. 56. — ISBN 9780895818867 . 15 июля 2021 года.
  6. Longhurst A. H. . — New Delhi: Asian Educational Services, 1995. — P. 17. — ISBN 978-81-206-0160-4 . 22 октября 2023 года.
  7. Bocking Brian. . — N. Y. : Routledge , 2005. — P. 319. — ISBN 9781135797386 . 15 июля 2021 года.
  8. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 22 декабря 2020. 3 октября 2020 года.
  9. Лучкова В. И. . — 2-е изд. — Хабаровск: ТОГУ , 2013. — С. 24—28. — ISBN 978-5-7389-1370-9 . 17 июня 2020 года.
  10. Навлицкая Г. Б . Основные святилища и их устройство // Боги, святилища, обряды Японии — энциклопедия синто / под ред. И. С. Смирнова . — М. : Изд. центр РГГУ , 2010. — С. 197—198. — (Orientalia et Classica — труды Института восточных культур ). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
  11. モノの呼び名 (яп.) . — 東京: 日東書院, 2009. — С. 90—91. — ISBN 978-4-528-01001-7 .
  12. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 22 декабря 2020. 3 марта 2016 года.
  13. (яп.) . www.tokyo-jinjacho.or.jp . Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  14. (яп.) . www.houyugroup.co.jp . Houyu Group. Дата обращения: 6 сентября 2023. 6 сентября 2023 года.
  15. (яп.) . jinjajin.jp . 国際教養振興協会 ICPA. Дата обращения: 6 сентября 2023. 6 сентября 2023 года.
  16. Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion. — Honolulu, 2013. — С. 45. — 328 с. — ISBN 9780824837754 .
  17. . — Seoul: Hakgojae Publishing Co, 2002. — P. 56—58. — ISBN 9788985846981 .
  18. Баклыская Л. Е. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2013. — Т. 26 . — С. 91—97 . — ISSN . 24 марта 2020 года.
  19. An Illustrated Guide to Japanese Traditional Architecture and Everyday Things (англ.) / Yamamoto S. — 京都: 淡交社, 2018. — P. 66—67. — ISBN 978-4-473-04237-8 .
  20. Picken Stuart. . — Westport: Greenwood Press , 1994. — P. 148—160. — ISBN 978-0-313-26431-3 .
  21. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 12 мая 2021 года.
  22. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 12 мая 2021 года.
  23. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 23 февраля 2020 года.
  24. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 12 мая 2021 года.
  25. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 23 февраля 2020 года.
  26. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 24 октября 2020 года.
  27. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 12 мая 2021 года.
  28. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 19 ноября 2021 года.
  29. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 25 января 2021 года.
  30. Parent M. (англ.) . JAANUS (2001). Дата обращения: 26 декабря 2020. 22 января 2020 года.
Источник —

Same as Тории