Interested Article - Дача Половцова

Дача А. А. По́ловцова — дворец дипломата Александра Половцова на Каменном острове Санкт-Петербурга , построенный в 1912—1916 годах по проекту Ивана Фомина . Эталон русского неоклассицизма начала XX века.

История

Гобеленовый зал, прим. 1915
Зал, прим. 1915

Строительство

Участок на юго-восточной стрелке Каменного острова в 1810 году Александр I пожаловал своему лекарю Карлу Сюзероту (C. A. Sauserotte), для которого по проекту Василия Стасова был вскоре построен двухэтажный деревянный дом со службами. Уже в 1816-м имение выкупил барон Людвиг Штиглиц . Спустя почти двадцать лет, в 1835 году по проекту архитектора Антона Матвеевича Куци (1800—1855) был построен особняк . После смерти Людвига Штиглица имение унаследовал его сын барон Александр. В этот период была куплена прилегавшая к имению соседняя дача А. А. Челищева и было решено расширить усадебный комплекс. Для этого пригласили архитектора Александра Ивановича Кракау, который в 1865—1867 создал ансамбль с регулярным садом, оранжереями, служебными и хозяйственными постройками .

В 1861 году приёмная дочь Штиглица Надежда вышла замуж за Александра Половцова . В 1884-м имение унаследовал их старший сын , в 1910-м он решил перестроить обветшавший и пострадавший от наводнений особняк Штиглица, включив стены здания в новый дворец .

Фомин спроектировал симметричное П-образное здание, обращённое к саду, с широкой колоннадой и греческим портиком. Фасады были выдержаны в строгом неоклассическом стиле . Техническую сторону перестройки разработал архитектор Карл Шмидт — ему принадлежал проект проведения водопровода и канализации, отопления, электричества. К 1913-му старый сад перепланировали, чтобы привести в гармонию с неоклассическим обликом нового дворца . Под руководством гражданского инженера Ивана Васильевича Экскузовича все обветшавшие деревянные постройки в имении разобрали, спроектировали новые и перенесли старые оранжереи, а также построили гараж .

Описание

Внутренние помещения дворца имеют анфиладную планировку, все парадные залы располагались на первом этаже. Второй этаж отводился для жилых комнат — спален, детских, кабинетов, которые имели более сдержанную отделку. В прилегающем к основному поперечном корпусе располагались вспомогательные комнаты: шинельная, буфетная, моечные и т. п. . К работе над декором интерьеров Фомин привлёк коллег: декоративную роспись выполнил художник Усеин Боданинский , а резьбу по дереву — Роберт-Фридрих Мельцер .

Парадную анфиладу первого этажа открывает круглый вестибюль-ротонда с кессонированным куполом . За ним следует одно из самых примечательных помещений дворца — Гобеленовый зал. Вход в него расположен в глубокой нише, перекрытой аркой, одна из торцевых стен соединяет с его с соседним залом, открывая вид на овальную лестницу и высокий купол потолка. На облицованных искусственным серо-жёлтым мрамором стенах зала были развешаны шесть гобеленов «История императора Константина» работы Питера Рубенса . Эти гобелены были сотканы в 1622—1625 годах во Фландрии по заказу Людовика XIII, предположительно, их подарил Наполеон графу Петру Толстому при заключении Тильзитского мирного соглашения с Александром I. Александр Половцов-старший купил их у сына Петра Александровича . Также в зале стоял камин, перенесённый из Михайловского дворца .

За Гобеленовым следует Белоколонный или Танцевальный зал, протяжённый по главной продольной оси дворца. Два ряда ионических колонн разделяют его на три нефа, расписной коробовый свод остался ещё от дачи Штиглица . Справа от него располагалась Розовая гостиная, стены которой были отделаны розовым штофом. Пол зала был выложен наборным паркетом из девяти пород дерева, потолок украшен живописью. В гостиной стоял камин из белого итальянского мрамора .

Через пять остеклённых дверей из Белоколонного зала открывался зимний сад, последний зал парадной анфилады. Помещение имело полуциркульную форму, а дальняя стена была полностью стеклянной . В зимний сад были перенесены скульптуры «Девушка в хитоне» и мраморные статуи собак, которые прежде стояли в парке у главного входа .

После революции

После революции здание национализировали , вскоре уже в 1920 году в нём устроили санаторий ВЦСПС . На фотографиях с торжественной церемонии открытия гобелены Рубенса ещё висят на стенах Белоколонного зала. Вскоре их заменили на полотно с изображением Владимира Ленина , часть передали в Эрмитаж , а некоторые отправили в магазин Комиссии улучшения жизни детей. Благодаря усилиям работников музея, в 1926 году эти работы тоже были переданы в Эрмитаж и коллекция воссоединилась .

В 1996 году певец Шура снял в особняке видеоклип на песню «Холодная луна». В клипе можно увидеть Гобеленовый и Белоколонный залы, а также зимний сад.

В 2003 году по решению арбитражного суда дачу Половцова передали в ведение Управления делами президента . В 2008-м дворец был отреставрирован и передан ВМФ под офицерский клуб . Для Гобеленового зала были сотканы копии полотен, хранящихся в Эрмитаже .

Примечания

  1. , с. 392.
  2. , с. 188.
  3. , с. 207.
  4. , с. 51—53.
  5. , с. 195.
  6. . «На Крестовском». Дата обращения: 4 ноября 2020. 19 февраля 2020 года.
  7. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Дата обращения: 4 ноября 2020.
  8. , с. 50.
  9. , с. 396.
  10. , с. 53.
  11. , с. 50—52.
  12. , с. 395.
  13. , с. 394.
  14. Трефилов, Ю. (недоступная ссылка — ) . «Санкт-петербургские ведомости» (2 февраля 2010). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  15. , с. 2.
  16. , с. 48.
  17. , с. 209.
  18. , с. 52.
  19. , с. 48—49.
  20. Пушкарская, А. . «Коммерсант» (14 мая 2008). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  21. . «Фонтанка» (14 мая 2008). Дата обращения: 4 ноября 2020. 20 июля 2017 года.
  22. Галкина, Ю. . The Village (13 сентября 2017). Дата обращения: 3 ноября 2020. 29 декабря 2019 года.
  23. , с. 49.

Литература

  • Агронский В. И. Архитектура России . — М. : Эксмо, 2017. — С. 195. — 304 с. — ISBN 978-5-699-88361-5 .
  • Витязева. Памятники неоклассицизма // Каменный остров: Архитектурно-парковый ансамбль XVIII — XX начала века / под рецензией Лисаевича И. И.. — Лениздат, 1991. — С. 207. — 268 с.
  • Герасимов В. В. // «Реликвия». — 2014. — № 31 . — С. 41—49 . — ISSN .
  • Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: справочник / Сост. А. М. Гинзбург , Б. М. Кириков при участии С. Г. Фёдорова, Е. В. Филиппова; под. общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб. : Пилигрим, 1996. — С. 188. — 400 с. — ISBN 5-900989-01-1 .
  • Лисовский В. Г. И. А. Фомин / под ред. Кошевой Л. Е.. — Ленинград: Лениздат, 1979. — С. 47—55.
  • Кириков Б. М. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район . — СПб. : Коло, 2004. — С. 392—396. — ISBN 5-901841-21-2 .
  • Трубинов Ю. В. // «Реликвия». — 2014. — Вып. 31 . — С. 50—53 . — ISSN .
Источник —

Same as Дача Половцова