Interested Article - Антоньев, Валентин Андреевич

Валентин Андреевич Антоньев (англоязычный вариант фамилии — англ. Antonieff ; 4 марта 1877 или 4 [16] марта 1877 , Екатеринослав 1962 или 26 августа 1962 , Брисбен ) — священнослужитель Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии Русской православной церкви заграницей , протопресвитер (1951—1962).

В 1899 году был капелланом императорской армии. Дважды ранен, неоднократно награждён. Иммигрировал в Австралию в 1922 году после окончания гражданской войны . Первоначально работал шахтёром . Позже принял сан протоиерея и настоятеля .

Обвинялся в связях с фашизмом и поддержке идей Адольфа Гитлера и Константина Родзаевского . Был отправлен за решётку на 3 года. Современные же источники считают, что Антоньев связан с фашистскими настроениями в стране не был.

Биография

До эмиграции

Валентин Антоньев родился в Екатеринославе 4 марта 1877 года (ныне Днепр , Украина ) в семье священника Андрея Захаровича Антоньева и его жены Александры Григорьевны. Был студентом Мариупольской, Екатеринославской и Ардонской духовных семинарий, закончил последнюю в 1905 году. Поступил на казённый кошт в Кавказскую духовную академию , но вынужден был её покинуть в 1908 году .

Первоначально Антоньев служил в городе Спасске Приморской области . В 1899 году в качестве капеллана вступил в Русскую императорскую армию . В ней во время Первой мировой войны осуществлял религиозную поддержку 1-й Сибирской стрелковой дивизии . При нахождении в армии получил два ранения и был трижды награждён Николаем II (по другим данным, награждён два раза ) . Этими наградами стали знак отличия «За храбрость» с правом ношения наперсного креста на георгиевской ленте и орден Святой Анны II степени . С началом Гражданской войны вступил во Вторую сибирскую армию адмирала Колчака ( Белое движение ) и назначен деканом 3-го Степного Сибирского армейского корпуса генерала Вержбицкого . Позже стал главным капелланом всей 2-й сибирской армии , где руководил входящими в её состав 108 священниками .

После поражения в 1922 году, как и многие белогвардейцы , направился в Китай через Владивосток . Там провёл около года в Шанхае и отошёл на пароходе «St. Albans» в Австралию , прибыв в Таунсвилл (штат Квинсленд ) 19—20 ноября (или 24 сентября ) 1923 года .

В Австралии

Прибыв в страну изначально работал на строительстве железной дороги по маршруту Кэрнс - . Следом он устроился в шахтёрский городок , где работал 3,5 года вплоть до 1927 года. После этого менее года работал за стокером на поезде .

В 1920-х годах количество русских эмигрантов в Австралии неуклонно стало расти. В связи с этим понадобилось расширить деятельность РПЦЗ . Протопресвитером тогда был отец , эмигрировавший на 2 года раньше, после служил проповедником в Китае полгода и затем прибыл в Австралию. Шабашев основал и стал главой РПЦЗ в Квинсленде . Данный собор долгое время оставался единственным храмом в стране, который был построен в русском православном стиле . В то же время новые мигранты нередко селились далеко от этой церкви в сельских регионах, например, в долине Каллид и районе , в связи с чем там требовался свой настоятель. Тогда Антоньев по просьбе Шабашева вернулся к служению, направившись туда, и основание новой церкви за пределами Брисбена во многом стало его заслугой .

Когда Шабашев иммигрировал в США в 1929 году, он передал свой пост Антоньеву, который занял его на 3 года, после чего, в 1932 году, Валентин Андреевич покинул пост и получил должность настоятеля Никольского собора на в Брисбене. В качестве протоиерея он много путешествовал по штату Квинсленд. В своих путешествиях Антоньев закупил множество книг, расширив библиотеку собора, и учредил при нём воскресные школы . Здесь же у него зародилась идея построить ещё один храм в честь святителя Николая Чудотворца . Но по данным австралийского учёного-русиста Томаса Пула и Национального архива Австралии , Антоньев воспринимал это сооружение больше как мемориал памяти «принявшего мученическую смерть» императора всероссийского . При этом с подобной ролью храма были согласны если не все, то большинство прихожан. В здании стоит киот -памятник Николаю II, надпись на постаменте которого гласит: «Скорбной памяти Царя-мученика [ Вензель ] „Н ||“ (1896—1917) Верноподданные казаки Сибирского казачьего войска и кадеты Сибирского кадетского корпуса » .

Первым старостой этого храма был Евгений Николаевский. До эмиграции он был юристом. Николаевский стал вдохновителем строительства наряду с Антоньевым. Для нового храма разработали два проекта, однако первый из них сочли излишне дорогим в постройке . Поэтому был принят проект Григория Мехоношина . Для сбора денежных средств на строительство собора давались концерты и проводились прочие публичные выступления .

В ноябре 1939 года Антоньев натурализировался . Раньше он планировал вернуться в Россию, но после получения подданства отказался от данной идеи . Столкнувшись после окончания войны с очередным увеличением числа русских мигрантов, синод РПЦ заграницей 17 декабря 1951 года назначил Антоньева протопресвитером в Австралии. На этой должности он проработал вплоть до самой смерти .

Скончался в Брисбене 26 августа 1962 года .

Семья

В 1907 году он женился на М.М. Михаельской. При эмиграции мужа она вместе с четырьмя детьми осталась в России, и прибыла к нему в декабре 1924 . К 1937 году семья Антоньевых состояла из 9 человек, имена её членов (кроме жены и двух сыновей — Андрея и Элина, которые были торговцами мебелью в ) неизвестны .

Подозрения в связях с фашизмом

Предыстория

Брисбен, место жительство Антоньева, стал главным центром и основным местом проживания русских эмигрантов, выехавших из страны после окончания Гражданской войны. По документам австралийской миграционной службы ( англ. Department of Home Affairs ) в страну прибыло 4711 россиян, большая часть — через китайский город Харбин . Часть из них привезла с собой и идеи русского фашизма .

Согласно данным служб безопасности, начало Великой Отечественной способствовало воодушевлению и оживлению фашистов, ввиду того, что бывшие члены белого движения надеялись, что страна будет «освобождена от коммунизма» Гитлером. Лидерами фашистского движения считались два человека, оба были связаны с церковью — член приходского совета Свято-Николаевского храма в городе Брисбен Иван Павлович Рождественский (парикмахер на Стенли-стрит ) и протоиерей и настоятель Никольского собора Валентин Андреевич Антоньев . Также в состав группы входили некто Шевцов (предположительно, зять Антоньева) и Нагих, занимавший должность казначея движения . Внутренние агенты доносили, что минимум три четверти русскоязычного населения Брисбена и штата Квинсленд нелояльно настроены к Британской империи , а некто Гзель, член общины сообщал, что до 80% .

К началу Второй мировой среди них окончательно сформировалась фашистская группа, возглавляемая Рождественским. Он родился в Томске , в Первую мировую сражался с немцами, а в гражданскую, на стороне армии Колчака, — с «красными». По данным правительства Австралии, он стал антикоммунистом после того, как правительство отказало ему в возвращении после голода 1932-33 годов . Именно его считали лидером фашистов .

Обвинения

В 1940 году в штаб командования его разведывательный отдел ( англ. Intelligence department of the general staff, ISGS ) передал письмо следующего содержания :

«Дополнительное доказательство фашистских и антисемитских симпатий Антоньева содержится в письме, опубликованном в „Брисбен Телеграф“ 5 марта 1940 г. В этом письме он высказывается по поводу пятиконечной звезды в выражениях, которые допускает только фашистско-нацистская и антисемитская пропаганда»
«Братья Антоньевы, как и их отец В. Антоньев, протоиерей Русской православной церкви на Валчур-стрит в Южном Брисбене , известны как принадлежащие к русской фашистской группе»

Таким образом в данном письме подтверждались подозрения о том, что подавляющая часть русских белогвардейцев является фашистами. Они поддерживают отношения с фашистской партией в Болгарии и получают газету этой организации. Также, по данным разведки, большинство из них рассматривает падение Британской империи, одного из основных врагов Гитлера, как шаг к уничтожению коммунистического строя в СССР (по данным разведки, они, салютуя портрету Гитлера , утверждали о падении коммунистов за 2—3 недели благодаря внезапному нападению ). Значительная часть из них, по этим же данным, хранит обиду на Британию за то, что она хуже всего обошлась с белоэмигрантами, отказавшись принимать большую часть из них в метрополии и ссылая в свои колонии .

Лично об Антоньеве в данных письмах доносилось то, что он и его двое сыновей являются членами «русской фашистской группы», а также то, что у него в личной комнате в храме имеется фотография Адольфа Гитлера, обитая свастикой . Антоньев неоднократно как священнослужитель и один из неформальных лидеров общины рекомендовал вернуть на работу людей, которые были отлучены от работы в порту за различные правонарушения. В данном извещении рекомендовалось не прислушиваться к словам священника и не принимать сказанное им за критерий лояльности данных личностей .

Помимо этих данных в симпатиях к нацизму Антоньева обвинял член общины белых мигрантов Гзель (по утверждению Квинслендской полиции он являлся уважаемым и высокообразованным человеком, который занимал высокую должность в дореволюционной России и писателем ), который также утверждал то, что священник украл у него дорогую университетскую книгу. В личной переписке с членом ISGS он заявил, что не собирается заявлять об этом в полицию штата, а лишь наймёт частного детектива, чтобы разобраться в происшествии . Однако в следующем рапорте агента ISGS Гзель был назван предполагаемым агентом Японии из-за его дружбы с профессором Сейта из Японии и таким образом человеком, имеющим предвзятое и бездоказательное мнение. Тем не менее он был назван относительно надёжным источником по предполагаемой фашистской группе .

В 1941 году, по донесениям некого одессита и благодаря сбору и анализу ранее полученной информации, ISGS установила весь предполагаемый состав группы. Помимо Рождественского, Антоньева, Шевцова и Нагих туда вошли рабочие Пешков, Пожарский и Кусков. Также ещё одним лидером считался Акимо Бродерлов, его семья, по донесениям полиции, носила значки со свастикой в школу. В том же рапорте ставился вопрос о том, является ли эта группа единственной, или Белое движение, привезя с собой нацизм, распространило его по всей стране .

В 1942 (предположительно 18 апреля, но данные разнятся) Антоньева и ещё 27 человек, которые предположительно, входили в группу, арестовали и без суда и следствия направили в лагерь для военнопленных Лавдей в Южной Австралии . Оттуда их отпустили за недоказанностью вины лишь в конце войны . Директор ISGS, тем не менее, установил для Антоньева персональные ограничения — домашний арест и запрет на связи с иностранцами. Но данный запрет вскоре сняли из-за массовых протестов вернувшихся после войны к обычной жизни мигрантов, которые желали возвращения любимого ими настоятеля .

Современные данные

По выводам современных австралийских историков-русистов, в частности Томаса Пула, эти данные были несколько преувеличены. Симпатии к фашизму / нацизму безусловно были, но не в таких масштабах, какими себе их представляли австралийские службы. По этим же данным, около 40-50 человек были «запятнаны связями с фашизмом», при том что всего в штате было около трёх тысяч эмигрантов из России, которые преимущественно занимались земледелием. Затем многие из них перебирались в Брисбен, где возник центр миграции. Там появились русскоязычные учебные заведения, устраивались собственные концерты и постановки, находилась внушительная библиотека и несколько собственных журналов и газет. Главным местом общественной жизни был храм святого Николая (который ныне включён в список объектов культурного наследия Австралии) .

По данным Пула, тогда даже ISGS признавала, что большая часть русского населения придерживалась или демократических, или консервативно-монархических, но в любом случае, ярых антикоммунистических принципов . Но по его же мнению, данные о количестве фашистов специально так завысили, чтобы оправдать столь жёсткие меры. Скорее всего это было связано с тем, что « Зелёный континент » впервые за всю свою историю столкнулся с возможностью вторжения реального противника ( Японской империи ). Многие русские прибыли из Маньчжурии (которую захватила Япония и превратила в зависимое от себя государство Маньчжоу-Го ), поэтому могли оказаться шпионами . И наиболее активных из них требовалось изолировать .

По данным этих же исследований, Антоньев был идеальным кандидатом ввиду того, что обладал крайне вспыльчивым характером. Полиции неоднократно приходилось разводить его потасовки с диссидентами. В 1935 году он и вовсе возомнил себя консулом , имеющим право на переговоры с правительством штата от имени всей общины. По мнению члена церковной общины Долотова, «священник заразился „распространенной болезнью эмигрантов“, а именно „непреодолимым желанием препятствовать другим в общественной работе и страхом, что каждый русский эмигрант способен выделиться из общей массы и стать лидером“» .

В 1937 году трения перешли в открытый конфликт. Витошинский, другой член общины, подал иск на Антоньева, обвиняя его в оскорблении и клевете. В суде Валентин Андреевич это отрицал, называя при этом Витошинского агентом большевиков и «возмутился его тёмным прошлым» (Витошинский — бывший униат, он подчинялся власти Папы Римского как и католики, но придерживался православных взглядов). В эту историю вмешался Рождественский, защищая Антоньева . Практически безоговорочно доказанная связь последнего с национал-социалистами, по мнению Пула, и стала причиной преследования Антоньева .

По мнению Николая Аполлоновича Байкова , белоэмигранта и писателя, «этот постыдный случай оставил несмываемый след на русских того поколения и даже привел к смерти одного из заключённых» .

Источники

  1. Gibson David A. (англ.) // Australian Dictionary of Biography / ed. . — Canberra: National Centre of Biography , 1979. — Vol. 7. — ISBN 978-0522841855 . — ISSN . 8 августа 2020 года.
  2. (англ.) — , 1966.
  3. Valentin Andreevich Antonieff // (англ.) — , 1966.
  4. Valentin Andreevich Antonieff // — 2009.
  5. , с. 2.
  6. , с. 129.
  7. , с. 144.
  8. , с. 2—3.
  9. Апраксина М.Н., Ряполов В.Н. Протопресвитер Александр Федорович Шабашев // / ответственный редактор к. и. н. Н. И. Дмитриев. — Екб. : Научно-исследовательский центр «Белая Россия», 2015. — Т. 22. — С. 127—138. — 165 с. 22 января 2021 года.
  10. Маковецкий А. В. . — СПб. : Издательский дом «Питер» , 2009. — С. 171. — 315 с. — ISBN 9785498074009 .
  11. , с. 132.
  12. , pp. 14—16; , с. 5.
  13. , с. 3.
  14. Клопова Л., Дроздовский К. (2018-10-25). . Единение (Unification) . Брисбен. из оригинала 27 декабря 2020 .
  15. , с. 4.
  16. , с. 145.
  17. (англ.) // The Sydney Morning Herald . — Sydney: en , 1962. — 27 August. — P. 6. — ISSN .
  18. Коринфский Г. Б. (1962-08-28). "Умер отец Валентин". Русская правда . Мельбурн.
  19. , с. 131.
  20. , с. 142—143.
  21. , с. 146.
  22. , с. 148.
  23. , с. 144—145.
  24. , с. 148—151.
  25. , с. 146—147.
  26. , с. 147.
  27. , с. 148—152.
  28. , с. 127; , с. 142.
  29. , с. 142.
  30. , с. 127—129.
  31. , с. 131; , с. 142—143.
  32. , с. 130; , с. 152—153.
  33. , с. 127.

Литература

  • Дмитровский—Байков Н. И. . : [ рус. ] / под ред. И.Л. Аполлоновой, Л.И. Аполлоновой, Т.С. Гартунга, А.М. Троицына, А.Т. Шаповаловой // (Australiada — A russian chronicle incorporated). — Стратфилд : Австралиада, 2001. — № 29. — С. 1—5. — ISSN .
  • Каневская Г. И. . Австралийские документы о русских «фашистах» пятого континента : [ рус. ] // : [ рус. ] / отв. ред. В. Ю. Жуков, составитель В. Ю. Черняев. — М. : Изд. центр Терра , 2011. — С. 142—156. — 264 с. — ISBN 5922702556 . — ISBN 978-5-9227-0255-3 .
  • Пул Т. Р. . : [ рус. ] = : [пер. с англ. ] / под редакцией С. Н. Полторака, перевод с англ. Т. В. Николаев // Клио : журнал. — СПб. : Издательство СПбГТИ (ТУ) , 2009. — № 47 (4). — С. 127—135. — ISSN .
  • Protopopov M. A. (англ.) . — Fitzroy: Australian Catholic University , 2005. — 443 p. — ISBN 978-1-593-33321-8 .
  • Winter Barbara. The Vodka Priest // (англ.) . — Carindale: Interactive Publications, 2010. — P. 103—128. — 345 p. — ISBN 192147985X . — ISBN 9781921479854 . от 15 июля 2021 на Wayback Machine
  • Zakrjevsky G. S. (англ.) . — Buranda: G. Zakrjevsky, 1997. — 38 p. — ISBN 0-646-32046-7 . — ISBN 978-0-646-32046-5 .
Источник —

Same as Антоньев, Валентин Андреевич