Interested Article - Трактат Жёлтого императора о внутреннем
- 2020-05-18
- 2
Хуан-ди нэй цзин ( кит. трад. 黃帝內經 , упр. 黄帝内经 , пиньинь Huángdì Nèijīng ), или «Трактат Жёлтого императора о внутреннем» , или «Эзотерическое писание Жёлтого императора» , или «Внутренний Канон Жёлтого Владыки» , или «Нэй цзин» ( «Внутренний Канон» , «Книга о внутреннем» ) — древнекитайский текст, являющийся основополагающим для традиционной китайской медицины .
В тексте обобщён опыт древних китайских врачей, став для последующих поколений как учебником, так и настольной энциклопедией. Историко-культурное значение Хуан-ди нэй цзин для развития традиционной китайской медицины сопоставимо с древнегреческим « Гиппократовым сборником » Гиппократа и с « Каноном врачебной науки » Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сины (Авиценны) .
Состоит из двух частей, каждая из которых включает 81 главу, построенных как диалог с полулегендарным императором и первопредком Хуан-ди различных его медицинских советников (в первую очередь с Ци Бо и Лэй-гуном) в виде вопросов и ответов. Первая часть Су вэнь ( 素問 ; «Вопросы о простом», или «Простые вопросы») содержит теоретические основы традиционной китайской медицины и методики диагностики. Вторая и, как правило, менее упоминаемая, называется ( 靈樞 ; «Ось духа» или «Механика духа»), или до в VIII в. — «Чжэнь цзин» («Канон иглоукалывания»), и здесь очень подробно обсуждается терапия иглоукалыванием . Вместе эти два текста известны как Нэй цзин («Внутренний Канон», «Книга о внутреннем») или Хуан-ди нэй цзин . Но обычно название Нэй цзин часто относится только к более влиятельному Су вэнь .
Похожее название Хуан-ди нэй цзин также имели два других текста: Минтан ( 明堂 ; Зал света ) и ( 太素 ; Великое основание ).
Содержание
В трактате представлены все основополагающие теории традиционной китайской медицины, рассмотрены вопросы гигиены и профилактики заболеваний. Болезнь следует излечить ещё в самом зачатке, а если она уже распространилась по телу, то постараться предвидеть последствия её протекания. Изложены всевозможные методы диагностики, собранные в четыре вида: изучение пульса, расспрос, внешний осмотр и выслушивание голоса. При этом особо отмечено, что врач, умеющий определить болезнь только по внешнем виду — высший, по голосу является совершенным, по расспросу — ремесленник, а по пульсу лишь мастеровым. Кроме того, в трактате рассмотрены признаки и причины разных заболеваний и способы их лечения, в том числе посредством диеты , иглоукалывания, массажа , и приёма лекарств .
В трактате изложено, являющееся основополагающим для традиционной китайской медицины, представление о том, что человеческая жизнь и работа организма подчиняются всеобщим циклическим закономерностям природных циклов (годовых, сезонных, суточных и и т. д.). В основу этого положена разновидность учения т. н. концепции взаимного космического «„резонанса“» — пневма или ци проходит 12 парных меридианов , благодаря чему происходит поочерёдное обеспечение двухчасовой активности каждого из них. В свою очередь болезнь представляет собой беспорядок и нарушение соответствующей синхронизации в социальных и природных процессах, а заболевание определённого органа возникает из-за «избыточности» (тай го) или, наоборот, «недостаточности» (бу цзи) в нём энергии. Таким образом здоровье организма, гармоническое равновесие его систем и пневм были поставлены в зависимость от «изначальной» ( юань ), или «истинной» ( чжэнь ) насыщенности пневмой (ци) .
(«возбуждение — отклик»). За суткиВ трактате нашли своё отражение натурфилософские представления, бытовавшие в период, предшествующий возникновению Империи Цинь , исходя из которых была создана теория организма человека , его работы в здоровом состоянии и лечения в случае возникновения заболеваний. Основополагающими являются концепции ци («энергодинамической космической субстанции»), дихотомии космических сил инь–ян , сань цай («трёх основ») — («Небо»), («Земля»), жэнь («человек»), а также у син («пяти элементов»). Противоположности инь и ян рассматривались, как проникающие через все уровни организма. Часть органов относилась к янским, другие же к иньские. Внутренние органы, относимые к «главным», распределялись следующим образом: 1) иньские органы-цзан (или «сокровищницы») — лёгкие , печень , почки , селезёнка и сердце ; 2) янские органы-фу («мастерские») — желудок , желчный пузырь , мочевой пузырь , толстая кишка , тонкая кишка , и сань цзяо (т. н. «тройной обогреватель», система организма, занимающая согласованием и упорядочиванием деятельности «главных» органов). Первые органы «хранят» внутреннюю энергию, а вторые её «перерабатывают». Первые — цзан («сплошные»), а вторые — фу («полые»). В триаде сань цай, состоящей из двух прямо противоположных и «основы», расположенной межу ними, человеческое тело по вертикали было поделено на три части — шан (верхняя), чжун (средняя) и ся (нижняя), которые совпадали с «тройным обогревателем». Верхняя часть расположена над диафрагмой , охватывая лёгкие и сердце , средняя расположена между пупком и диафрагмой, соединяя желудок, желчный пузырь, печень и селезёнку, а нижняя находится ниже пупка, включив мочевой пузырь, почки, толстую кишку и тонкую кишку. В «Хуан-ди нэй цзине» исходя из у син (концепции пяти элементов) — му (дерево), хо (огонь), ту (почва), цзинь (металл), шуй (вода) — была заложена классификационная матрица, на основе которой происходило сопоставление различных функций организма и органов между собой. В первую очередь это касалось главных органов фу и цзан. А сань цзяо, соотносился с сян хо («огонь-министр»), а «тонкая кишка» с цзюнь хо («огонь-правитель»). Исходя из этой модели пять элементов приходились как на у гуань (пять органов чувств), так и на их модальность, растекающуюся по организму ци (пневму) и энергетические состояния организма. В каждой из пятеричных групп внутри происходят взаимодействия, похожие на те же, что и у пяти элементов. При этом главными из них являются сян кэ («взаимопокорения») и сян шэн (преобразования по принципам «взаимопорождения»). Жидкости внутренней секреции и кровь выступали в качестве воплощения сил инь, в то время как вдыхаемый воздух, который по особым каналам (мо) растекался в теле потоками энергии — ян. Инь являлась и телесной основа организма, а ян — его двигательно-энергетическими функциями. Согласно «Хуан-ди нэй цзину», каналы, по которым перемещается ци ци (пневма), расположены под кожей, хотя в отдельно взятых местах повёрнуты к какому-то органу. Они содержат 365 активных точек, используемых для чжэнь цзю (моксоприжигании) и иглоукалывания. При этом каналы, относящиеся к цзин («меридианы»), идут вдоль тела, в то время как каналы ло («коллатерали») проходят поперёк. Существует 12 пар главных каналов и ещё 8 являются непарными .
Датировка и современные исследования
Первое упоминание о «Хуан-ди нэй цзин» относится к I веку, когда Бань Гу в « Ханьшу » («Книга [об эпохе] Хань »), отметил, что трактат включает в себя 18 свитков (цзин). Уже в III веке ссылки встречаются у Хуанфу Ми в «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Канон о началах иглоукалывания и прижигания») и Чжан Чжунцзин в « » («Суждения о лихорадочных болезнях/о вреде холода»/«Суждения о лихорадочных поражениях холодом и разных [внутренних] болезнях»). В дальнейшем в течение нескольких веков «Хуан-ди нэй цзин» был утраченным. Однако уже в VIII веке императорский врач Ван Бин сумел его найти и восстановить, поделив каждую из двух частей на 24 свитка и 81 параграф, а также написал предисловие, комментарии «Хуанди нэй цзин су вэнь чжу» («Комментарии к „Су вэнь“ Канона Жёлтого императора о внутреннем») и дополнения, издав подготовленный текст в 762 году. Император Шэнь-цзун во время своего правления повелел и осуществить новую редакции и составить новые комментарии к «Хуан-ди нэй цзин» .
Джозеф Нидхэм и в монографии «Поднебесные ланцеты : история и обоснование акупунктуры и » отметили, что общее мнение учёных сводится к тому, что Су вэнь принадлежит ко II веку до н. э. и приводят доказательства того, что он возник раньше, чем « » Шэнь-нуна , первое классическое фармакологическое сочинение о травах и лекарственных препаратах. А то, что авторы трактата отмечают решающее значение теорий инь-ян и пяти элементов в физиологии и патологии указывает на то, что эти медицинские теории не старше примерно 320 г. до н. э. .
придерживается мнения, что Су вэнь и Линшу, вероятно, относятся к I веку до н. э., а также считает, что «доступный перевод не является надёжным», поскольку работа претерпела значительные редакционные изменения .
отметил, что XX веке учёными выдвигалась гипотеза о том, что язык и мысли, изложенные в трактате, относятся к промежутку времени между 400 г. до н. э. и 260 г. н. э., и приводит доказательства того, что лишь небольшая часть текста передаёт концепции, относящиеся к периоду до II века до н. э. .
Издания
- на русском языке
- Современная трактовка Жёлтого владыки: Основы восточной медицины / Пер. Д. Ф. Аланова. — К.: Ника-центр, 2006. — 306 с. — ISBN 966-521-377-6
- Внутренний Канон Жёлтого Владыки = Хуан Ди Нэй Цзин : в 7 т. / пер. с др.-кит. Д. Аланова.– 2-е изд., испр. – Москва: Книгоиздательство «АБВ», 2020. – Т. I: Простые Вопросы: статьи 1-11. – 288 с.: ил. ISBN 978-5-906564-60-3
- Внутренний Канон Жёлтого Владыки = Хуан Ди Нэй Цзин : в 7 т. / пер. с др.-кит. Д. Ф. Аланова. – 2-е изд., испр. – Москва: Книгоиздательство «АБВ», 2021. – Т. II: Простые Вопросы: статьи 12-30. – 256 с. : ил. ISBN 978-5-906564-80-1
- Внутренний Канон Жёлтого Владыки = Хуан Ди Нэй Цзин : в 7 т. / пер. с др.-кит. Д. Ф. Аланова. – 2-е изд., испр. – Москва: Книгоиздательство «АБВ», 2022. – Т. III: Простые Вопросы: статьи 31-65. – 368 с. : ил. ISBN 978-5-906564-87-0
- Внутренний Канон Желтого Владыки = Хуан Ди Нэй Цзин : в 7 т. / пер. с др.-кит. Д. Аланова. – Москва: Книгоиздательство «АБВ», 2019. – Т. IV: Простые Вопросы: статьи 66-81. – 432 с. ISBN 978-5-906564-55-9
- Внутренний Канон Жёлтого Владыки = Хуан Ди Нэй Цзин : в 7 т. / пер. с др.-кит. Д. Ф. Аланова. – Москва: Книгоиздательство «АБВ», 2022. – Т. V: Механика Духа: статьи 1-19. – 494 с. : ил. ISBN 978-5-906564-89-4
- Трактат Жёлтого императора о внутреннем : Китайская медицина и организмика / Пер. с древнекит. и авт. введ., с. 3-22, Б. Б. Виногродский. — М.: Фирма «ЛМА», 1996. — 302 с. ISBN 5-88075-022-1
- / Пер. Б. Б. Виногродского . — М.: Профит стайл, 2007. — 382 с. ISBN 5-98857-057-7
- / Пер. Б. Б. Виногродского . — М.: Профит стайл, 2007. — 288 с. ISBN 978-5-98857-083-7
- Нэй цзин. Пер. В.Г.Бурова // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М., 1990 С.33-35.
- на китайском языке
- Ван Ан. Су вэнь лин шу лэй цзуань юэ чжу («Простые вопросы» и «Столпы животворности» с классификацией содержательным и сжатыми комментарием). Шанхай, 1959
- Го Ай-чунь. Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзяо чжу юй и («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой, комментериями и пер. на разговорный яз.). Тяньцзинь, 1981
- Го Ай-чунь. Хуан-ди нэй цзин лин шу цзяо чжу юй и («Столпы животворности» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой, коммент. и пер. на разговорный яз.). Тяньцзинь, 1989 (переизд. 1991)
- Гао Ши-цзун. Хуан-ди су вэнь чжи цзе («Простые вопросы» Жёлтого императора/первопредка с прямыми разъяснениями) / Резюме: Юй Тянь-син. Пекин, 1980
- Лин шу цзин (Канон «Столпы животворности») / Ред. У Мянь-сюэ. Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1956)
- Лин шу цзин цзяо ши (Канон «Столпы животворности» с правкой и толкованиями) / Правка и толкования Хэбэйской мед. академии. Кн. 1, 2. Пекин, 1982;
- Нэй цзин сюань ши («Канон о внутреннем»: избр. с толкованиями) / Сост. Ван Цзу-сюн, Чжоу Хань-сю. Гуйян, 1980
- Нэй цзин ши и (Толкование смысла «Канона о внутреннем») / Ред. . Шанхай, 1978;
- У Кунь. Нэй цзин су вэнь У чжу («Простые вопросы» «Канона о внутреннем» с коммент. У [Куня]) / Ред. . Цзинань, 1984;
- Фан Бэнь-гун. Нэй цзин шу («Канон о внутреннем» с объяснениями). Пекин, 1991;
- Хуан-ди нэй цзин су вэнь («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора / первопредка о внутреннем») / Коммент. Ван Бин. Кн. 1, 2. Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1956, 1963)
- Хуан-ди нэй цзин су вэнь байхуа цзе («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора / первопредка о внутреннем» с разъяснениями на общепонятном яз.) / Сост. Шаньдунский институт китайской медицины. Пекин, 1958;
- Хуан-ди нэй цзин су вэнь и ши («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с пер. и толкованиями) / Сост. . Шанхай, 1959;
- Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзяо ши («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой и толкованиями) / Правка и толкования Шаньдунской и Хэбэйской мед. академий. Кн. 1, 2. Пекин, 1982
- Хуан-ди нэй цзин: хань-ин дуй-чжао (Канон Жёлтого императора / первопредка о внутреннем с параллельным англ. пер.) / Коммент. Ван Бин, пер. У Лянь-шэн, У Ци. Пекин, 2005
- Чжан Инь-ань, Ма Юань-тай. Су вэнь лин шу хэ чжу («Простые вопросы» и «Столпы животворности» со сводом коммент.). Кн. 1-16. Цзинь чжан шу цзюй (Изд-во изысканной лит-ры), 1955.
- Чжан Инь-ань. Хуан-ди нэй цзин лин шу цзи чжу («Столпы животворности» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с собр. коммент.). Шанхай, 1957 (переизд. 1958, 1959)
- Чжан Инь-ань. Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзи чжу («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с собр. коммент.). Шанхай, 1959
- Чжоу Фэн-у, Чжан Цань-цзя. Хуан-ди нэй цзин су вэнь юй ши («Простые вопросы» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем» с доступными толкованиями). Цзинань, 1985
- Чэнь Би-лю, Чжэн Чжо-жэнь. Лин шу цзин байхуа цзе (Канон «Столпы животворности» с разъяснениями на общепонятном яз.) Пекин, 1962;
- Чэн Ши-дэ и др. Су вэнь чжу ши хуй цуй (Собр. лучшего из «Простых вопросов» с коммент. и толкованиями). Кн. 1,2. Пекин, 1982;
- Ши Гуань-цин, У Мин-цинь. Хуан-ди нэй цзин су вэнь сюань чжу («Вопросы о простейшем» «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем»: избр. с коммент.). Чжэнчжоу, 1982
Примечания
- ↑ .
- .
- , p. 68.
- , p. 1—3.
Литература
- на русском языке
- Вогралик В. Г. , Очерки китайской медицины. — М. : Медгиз , 1961. — 192 с.
- // Духовная культура Китая: энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко ; Институт Дальнего Востока . — М. : Восточная литература , 2009. — Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев , В. Е. Еремеев, А. Е. Лукьянов . — С. 884—887. — 1055 с.
- Юар П., Ван М. К изучению древней китайской медицины // Из истории науки и техники в странах Востока: сборник статей. Вып. 3 / под ред. А. Т. Григорьяна , А. П. Юшкевича ; Институт истории естествознания и техники Академии наук СССР . — М. : Издательство восточной литературы , 1963. — С. 171–217. — 267 с.
- «Су вэнь» и «Лин шу» как источники по истории китайской философии // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. — М.: Наука , ГРВЛ , 1989. — С. 18—23.
- на китайском языке
- Ли Нянь-э. Нэй цзин чжи яо (Гл. знания из «Канона о внутреннем»). Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1955, 1985);
- Ли Нянь-э. Нэй цзин чжи яо цзян и (Объяснение смысла гл. знаний из «Канона о внутреннем») / Коммент. Цянь Юн-гуан. Цзинь чжан шу цзюй (Изд-во изысканной лит-ры), 1955;
- Лю Юань-су. Су вэнь сюань цзи юань бин ши (Формулы истоков болезней и таинственных пружин из «Простых вопросов») / Ред. У Мянь-сюэ. Пекин, 1956;
- Лю Юань-су. Су вэнь сюань цзи юань бин ши (Формулы истоков болезней и таинственных пружин из «Простых вопросов») / Коммент. и толкования Цао Гун-шоу, Цзун Цюань-хэ. Пекин, 1983;
- Лю Юань-су. Су вэнь сюань цзи юань бин ши (Формулы истоков болезней и таинственных пружин из «Простых вопросов») / Правка и коммент. Сунь Тун. Нанкин, 1985;
- Лю Юань-су. Су вэнь бин цзи ци и бао мин цзи (Собр. [изложенного в] «Простых вопросах» о пружинах болезней, координации пневмы и сохранении предопределения). Пекин, 1959;
- «Нэй цзин» яньцзю лунь цун (Собр. исслед. «Канона о внутреннем») / Сост. Жэнь Ин-цю, Лю Чан-линь. [Ухань], 1982
- Ся Ин. Лин шу цзин май и (Крылья, [поддерживающие учение] «Столпов животворности» о меридианах). Пекин, 1984
- У Као-пань. Хуан-ди су лин лэй сюань цзяо кань («Простые [вопросы]» и «[Столпы] животворности» Жёлтого императора/первопредка в классифицирующей выборке и ред. правке). Пекин, 1986;
- Фань Юн-шэн. Су вэнь сюань цзи юань бин ши синь цзе («Формулы истоков болезней и таинственных пружин из „Простых вопросов“» с новыми разъяснениями). Ханчжоу, 1984;
- Цинь Бо-вэй. Нэй цзин чжи яо цянь цзе (Гл. знания из «Канона о внутреннем» с простыми разъяснениями). Пекин, 1957;
- Цинь Бо-вэй. Нэй цзин лэй чжэн («Канон о внутреннем» с классифицирующей сверкой) / Ред. Юй Ин-ао. Шанхай, 1962;
- Чжан Шань-чэнь. Нэй цзин чжэнь цзю лэй фан юй ши (Доступные толкования классифицированных методов иглоукалывания и прижигания из «Канона о внутреннем»). Цзинань, 1980
- Ян Шан-шань. Хуан-ди нэй цзин тай су (Великая простота «Канона Жёлтого императора/первопредка о внутреннем») / Правка и коммент. Сяо Янь-пин. Пекин, 1955 (переизд. 1965).
- на других языках
- ISBN 0-8248-2766-X . (editor) (2003). ABC Chinese-English Comprehensive Dictionary . Honolulu, Hawai’i: .
- Needham J. . — New York: Routledge /Curzon, 1980. — ISBN 0-7007-1458-8 . ,
- Harvard University Press , 2000. ISBN 0-674-12350-6 . . Revised American edition, 19th printing. Cambridge, Mass.:
- 四庫全書總目提要 ( Complete Library of the Four Treasuries: General Catalog with Abstracts ), ed. by 紀昀 (1724—1805), 永瑢 (1744—1790), 1782. Shanghai: Shangwu Yinshuguan 上海: 商務印書館 , 1933). OCLC .
- 黃帝內經 .» In Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide , ed. by Michael Loewe. Berkeley and Los Angeles: University of California Press : 196—215. (1993). «Huang ti nei ching
-
[in английский]
(1988). "Science and Medicine in Imperial China—The State of the Field".
.
47
(1): 41—90.
doi
:
.
JSTOR
.
PMID
.
{{ cite journal }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка ) - Sôma, Mitsuru; Kawabata, Kin-aki; Tanikawa, Kiyotaka (25 October 2004). "Units of Time in Ancient China and Japan". doi : . . 56 (5): 887—904.
- University of California Press , 2003. — ISBN 0-520-23322-0 . . Huang Di nei jing su wen: Nature, Knowledge, Imagery in an Ancient Chinese Medical Text. — Berkeley and Los Angeles:
- Veith, Ilza; translator (1972). The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine ). Revised paperback edition. Berkeley, Los Angeles: University of California Press . ISBN 0-520-02158-4 .
- Wiseman, Nigel and Andy Ellis (1995). Fundamentals of Chinese Medicine: Zhong Yi Xue Ji Chu . Revised edition. Brookline, Mass.: ISBN 0-912111-44-5 . .
- 2020-05-18
- 2